Методические материалы по ОБЖ для 10 класса




подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР


Уроки 14 - 17


Современные средства поражения и их поражающие факторы. Ядерное оружие и его боевые свойства. Химическое оружие. Бактериологическое(биологическое) оружие. Современные обычные средства поражения.

Учебные вопросы.
1. Ядерное оружие и его боевые свойства.
2. Химическое оружие.
3. Бактериологическое (биологическое) оружие.
4. Современные обычные средства поражения.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о современных средствах поражения и об их поражающих факторах. Основное содержание уроков.
Понятие о ядерном оружии. Классификация ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс и их характеристика.
Понятие о химическом оружии. Признаки поражения химическим оружием. Понятие об отравляющем веществе и пути его проникновения в организм человека. Классификация отравляющих веществ по действию на организм человека и их характеристика.
Классификация отравляющих веществ по их тактическому назначению в зависимости от характера поражающего действия.
Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии. Поражающие факторы бактериологического оружия. Классификация болезнетворных микробов и их характеристика. Способы применения бактериологического оружия. Признаки применения бактериологического (биологического) оружия.
Понятие о современных обычных средствах поражения.
Классификация современных обычных средств поражения. Осколочные боеприпасы и их предназначение. Фугасные боеприпасы и их предназначение. Кумулятивные боеприпасы и их предназначение. Бетонобойные боеприпасы и их предназначение. Боеприпасы объемного взрыва и их предназначение. Зажигательные боеприпасы, их предназначение и классификация.
Высокоточное оружие. Разведывательно-ударные комплексы и их предназначение. Управляемые авиационные бомбы и их предназначение.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Дайте определение и характеристику ядерного оружия.
2. Что такое эпицентр ядерного взрыва?
3. Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва, дайте их характеристику.
4. Охарактеризуйте зоны разрушений при наземном ядерном взрыве.
5. Какой параметр определяет поражающее действие светового излучения?
6. В результате чего может развиваться лучевая болезнь?
7. Охарактеризуйте зоны радиоактивного заражения. В какой зоне радиоактивные вещества представляют наименьшую опасность?
8. Что такое химическое оружие?
9. Дайте определение отравляющих веществ и расскажите, как их классифицируют
10. Что понимают под бактериологическим оружием.
11. От чего зависит эффективность действия бактериологического оружия?
12. Назовите способы применения бактериологического оружия.
13. По каким характерным признакам можно определить применение противником бактериальных средств?
14. Какие обычные средства поражения вы знаете?
15. В чем заключается принцип действия боеприпасов объемного взрыва.
16. Какие виды зажигательных средств вы знаете.
17. Что необходимо предпринять в случае попадания смеси на одежду человека?
18. Из каких элементов состоят разведывательно-ударные комплексы?

Домашнее задание. Раздел I, глава 8, темы 8.1 8.2, 8.3, 8.4, задания 30, 31, 32, 33, 34, 35.

Уроки 18 - 21


Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты населения. Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Учебные вопросы.
1. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
2. Способы и порядок оповещения населения.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны знать способы и порядок оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Основное содержание урока.
Оповещение населения — одно из главных мероприятий РСЧС и гражданской обороны по защите населения в мирное и военное время. Понятие об оповещении. Способы оповещения населения. Основные и вспомогательные средства оповещения. Порядок оповещения населения в чрезвычайных ситуациях.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Дайте определение понятия «оповещение».
2. Какими способами осуществляют оповещение населения?
3. Что относится к вспомогательным средствам оповещения?
4. В каком порядке проводят оповещение населения?

Домашнее задание. Раздел I, глава 9, тема 9.1, задание 36. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

Учебные вопросы.
1. Предназначение и классификация средств инженерной защиты.
2. Убежища и противорадиационные укрытия.
3. Укрытия простейшего типа.
4. Размещение и правила поведения людей в убежище.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о защитных сооружениях гражданской обороны и правилах их использования.

Основное содержание урока.

Теоретическая часть. Понятие о коллективных средствах защиты гражданской обороны. Классификация средств коллективной защиты по защитным свойствам. Предназначение убежищ. Планировка убежищ. Основные и вспомогательные помещения.
Противорадиационные укрытия и их назначение. Планировка и устройство противорадиационных укрытий
Простейшие укрытия. Их виды и назначение. Размещение людей в защитных сооружениях. Правила поведения людей в убежище.

Практическая часть. Знакомство с защитными сооружениями, их планировкой, электроснабжением, административно-техническим устройством, средствами связи, системами воздухоочистки, водоснабжения. Отработка правил размещения и пребывания в убежище.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1.Что понимается под средствами коллективной защиты? Как они классифицируются по защитным свойствам?
2. Дайте определение и характеристику убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий простейшего типа.
3. Какие помещения в убежище относятся к основным, а какие — к вспомогательным?
4. Что может быть приспособлено под противорадиационное укрытие?
5. В чем разница между такими простейшими укрытиями, как открытая и перекрытая щель?
6. Расскажите о порядке размещения правилах поведения людей в убежище

Домашнее задание. Задания 37, 38, 39 Раздел1, глава 9, тема 9. Средства индивидуальной защиты населения

Учебные вопросы.
1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания
2. Средства защиты кожи.
3. Медицинские средства защиты.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками пользования индивидуальными средствами защиты.

Основное содержание урока.
Практические занятия. Классификация средств защиты органов дыхания. Принцип работы фильтрующих противогазов. Устройство и назначение узлов и деталей гражданского противогаза ГП-7 (ГП-7В) Отработка надевания противогаза ГП-7.
Средства защиты кожи. Классификация средств защиты кожи. Отработка правил пользования общевойсковым защитным комплектом и легким защитным костюмом Л-1. Ознакомление с фильтрующими средствами защиты кожи. Правила использования простейших средств защиты кожи. Медицинские средства защиты. Назначение и устройство индивидуальной аптечки (АИ-2). Назначение и использование индивидуальных противохимических пакетов (ИПП-8, И1111-9, ИПП-10). Отработка навыков применения медицинских средств защиты.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы. 1. Расскажите о предназначении и устройстве фильтрующего противогаза ГП-7. 2. Как проверить противогаз на герметичность? 3. Для чего предназначены средства защиты кожи? 4. Назовите наиболее распространенные изолирующие и фильтрующие средства защиты кожи, коротко охарактеризуйте их. 5. Какие вы знаете правила пользования средствами защиты кожи? 6. Назовите простейшие средства защиты кожи и расскажите о правилах пользования ими. 7. Расскажите о содержании индивидуальной аптечки АИ-2. 8. Коротко охарактеризуйте каждый известный вам противохимический пакет и расскажите о порядке их использования.

Домашнее задание. Раздел I, глава 9, тема 9.3, задания 40, 41. Организация и ведение аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

Учебные вопросы.
1. Основные виды обеспечения и содержание аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
2. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о содержании аварийно-спасательных и неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.

Основное содержание урока.
Понятие об аварийно-спасательных и неотложных работах. Основные виды обеспечения аварийно-спасательных работ (разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское обеспечение), их содержание и характеристика. Основное содержание аварийно-спасательных работ по спасению людей
Понятие о санитарной обработке населения. Частичная санитарная обработка и правила ее проведения при заражении радиоактивными веществами, капельножидкими 0В и бактериальными средствами. Полная санитарная обработка при заражении радиоактивными веществами, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Какие работы называют аварийно-спасательными?
2. С какими целями проводят неотложные работы?
3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ.
4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.
5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?
6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

Домашнее задание. Раздел I, глава 9, тема 9.4, задание 42.


1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР



Источник: Методические материалы по ОБЖ для 10 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)






Наверх