Методические материалы по ОБЖ для 10 класса




подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР


Уроки 22 - 24


Основные инфекционные заболевания и их профилактика. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний. Наиболее распространенные инфекционные заболевания.

Учебные вопросы.
1. Классификация микроорганизмов и инфекционных заболеваний.
2. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний.
3. Иммунитет и иммунная реакция организма.
4. Профилактика инфекционных заболеваний.
5. Наиболее характерные инфекционные заболевания и их профилактика.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление об основных инфекционных заболеваниях и способах профилактики.

Основное содержание уроков.
Классификация микроорганизмов, влияющих на организм человека: сапрофиты, условно патогенные микробы, болезнетворные микробы. Понятие об инфекционном заболевании. Классификация инфекционных заболеваний в зависимости от механизма передачи заразного начала. Группы инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, зоонозные инфекции, контактно-бытовые инфекции).
Признаки инфекционного заболевания. Понятие об инкубационном периоде. Периоды и продолжительность инфекционных заболеваний. Возникновение инфекционных заболеваний. Понятие об эпидемии и о пандемии. Понятие о бациллоносителе. Виды передачи инфекции (фекальнооральный, воздушно-капельный, жидкостный, контактно-бытовой). Переносчики зоонозных инфекций. Схема передачи возбудителей болезни. Понятие об иммунитете. Понятие об антителах. Иммунная реакция организма. Причины снижения сопротивляемости организма. Органы иммунной системы человека. Разновидности иммунитета. Наследственный иммунитет. Естественно и искусственно приобретенный иммунитет, их формирование и продолжительность.
Необходимость профилактики инфекционных заболеваний. Элементы общей эпидемиологической цепи. Больной человек или животное как первый элемент эпидемиологической цепи. Выявление больных инфекционными заболеваниями.
Второй элемент эпидемиологической цепи — механизм передачи инфекции. Профилактические мероприятия, разрушающие механизмы передачи инфекции и ее распространения. Личное отношение человека к профилактике инфекционных заболеваний как элемент общей эпидемиологической цепи. Особенности возникновения инфекционных заболеваний в коллективах (группах) и меры профилактики. Понятие о карантине, его цели и продолжительность.
Наиболее характерные инфекционные заболевания и меры их профилактики (дизентерия, инфекционный гепатит, ботулизм, пищевые токсикоинфекции, грипп, краснуха, скарлатина, свинка и др.).

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1.Расскажите, на какие виды подразделяют микроорганизмы по их влиянию на организм человека.
2. Назовите группы инфекционных заболеваний и дайте их характеристику.
3. Какие защитные барьеры охраняют организм человека от проникновения возбудителей инфекции?
4. Объясните, что представляет собой инкубационный период инфекционного заболевания.
5. Назовите источники инфекционных заболеваний.
6. Какие существуют способы передачи инфекционного заболевания?
7. Что такое иммунитет с логической точки зрения? Назовите его разновидности.
8. Назовите три элемента общей эпидемиологической цепи, на которые необходимо воздействовать, чтобы предотвратить распространение инфекционных заболеваний.
9. В чем заключается профилактика инфекционных заболеваний?
10. Источником какого инфекционного заболевания могут служить консервированные в домашних условиях мясо, рыба, грибы?
11. Расскажите о самом распространенном инфекционном заболевании верхних дыхательных путей — гриппе. Что является возбудителем гриппа, источником заболевания? Назовите меры по профилактики гриппа.
12. У переболевших какими инфекционными заболеваниями иммунитет сохраняется! на всю жизнь?

Домашнее задание. Раздел II, глава 1,тема 1.2, задания 45, 46, 47, 48, 49.

Урок 25


Значение двигательной активности для здоровья человека. Двигательная активность — обязательное условие здорового образа жизни.

Учебные вопросы.
1. Двигательная активность.
2. Закаливание организма.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:
А) иметь представление о значении двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека,
Б) владеть навыками в выполнении физических упражнений для развития выносливости, ловкости, силы, быстроты, устойчивости к гипоксии.

Основное содержание урока.
Понятие о двигательной активности. Влияние физических упражнений на организм человека. Основные составляющие тренированности организма человека. Сердечно-дыхательная выносливость. Мышечная сила и выносливость. Средства развития силы мышц. Скоростные качества человека. Основные средства развития быстроты. Развитие гибкости. Упражнения, направленные на развитие гибкости.
Понятия о закаливании организма. Влияние регулярного закаливания на организм человека. Основные принципы закаливания. Закаливание как профилактика простудных заболеваний.
Закаливание воздухом. Воздушные ванны и процедуры. Порядок приема воздушных ванн.
Солнечные ванны. Правила приема солнечных ванн и их эффективность.
Закаливание водой. Наиболее распространенные и доступные методы закаливания водой.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Что вы понимаете под двигательной активностью?
2. Какие физические качества надо иметь для обеспечения хорошего здоровья? Каковы пути их формирования?
3. Расскажите, как влияют различные виды спорта на формирование физических качеств.
4. В чем заключаются принципы закаливания?
5. Какие виды закаливания вы знаете?

Домашнее задание. Раздел II, глава 2, тема 2.2. задания 54, 55, 56, 57, 58, 59.

Домашнее задание. Раздел III, глава 1, тема 1.4. 148


1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР



Источник: Методические материалы по ОБЖ для 10 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)






Наверх