Методические материалы по ОБЖ для 10 класса




подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой


Методические рекомендации к урокам
(примерные планы проведения уроков)




1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР


Уроки 5-7


Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Виды преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств. Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм.

Учебные вопросы.
1. Понятие о преступлении. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
2. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств.
3. Уголовная ответственность за хулиганство и вандализм.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) иметь представление о видах преступлений. Предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, а также об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних;
б) знать, за какие общественно опасные деяния подлежат уголовной ответственности лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, а также об ответственности за приведение в негодность транспортных средств, хулиганство и вандализм.

Основное содержание урока.
Понятие о преступлении. Классификация преступлений. Преступления небольшой тяжести. Преступления средней тяжести. Особо тяжкие преступления. Возраст, по достижении которого несовершеннолетний может подлежать уголовной ответственности. Общественно опасные деяния, за которые подлежат уголовной ответственности лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним. Опасность криминальных действий на транспортных средствах.
Наказания, предусмотренные ст. 267 УК К РФ за приведение в негодность транспортных средств. Транспортные средства, на которые распространяется действие ст. 267 УК РФ.
Понятие об угоне автомобиля. Уголовная ответственность за угон автомобиля, предусмотренная ст. 166УКРФ.
Понятие о хулиганстве. Наказания, предусмотренные ст. 213 УК РФ за хулиганство. Признаки хулиганства. Проявление неуважения к обществу. Грубое нарушение общественного порядка. Насилие, угроза, уничтожение чужого имущества. Обстоятельства, отягчающие ответственность за хулиганство (групповое хулиганство, сопротивление представителю власти, рецидив хулиганства). Ответственность за особо злостное хулиганство.
Понятие о вандализме. Причины вандализма. Наказания, предусмотренные ст. 214 УК РФ за вандализм.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Что называется преступлением?
2. Как подразделяют преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности?
3. С какого возраста наступает уголовная ответственность?
4. В каких случаях уголовная ответственность наступает с 14 лет?
5. Какие наказания предусмотрены для несовершеннолетних лиц, совершивших преступление?
6. В каком случае несовершеннолетнему осужденному может быть назначено наказание в виде штрафа?
7. В чем заключается выполнение обязательных работ? В какое время их исполняют?
8. В каком возрасте несовершеннолетнему осужденному может быть назначен арест?
9. На какой срок несовершеннолетним осужденным может быть назначено наказание в виде лишения свободы?
10. В каких колониях отбывают лишение свободы несовершеннолетние осужденные?
11. В каком случае несовершеннолетнему, совершившему преступление, могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия?
12. Какие принудительные меры воспитательного воздействия могут быть применены в отношении несовершеннолетних?
13. На какие транспортные средства распространяется действие ст. 267 УК РФ?
14. Какие виды наказания предусматривает ст. 267 УК РФ за приведение в негодность транспортных средств?
15. Как УК РФ квалифицирует угон автомобиля? Какая предусмотрена ответственность за такого рода правонарушение?
16. Как УК РФ квалифицирует хулиганство? Какие признаки характерны для хулиганства?
17. Какие обстоятельства отягчают ответственность за хулиганство?
18. Как УК РФ квалифицирует вандализм? В чем он выражается?
19. Какие виды наказаний предусматриваются ст. 213 УК РФ за хулиганство и ст. 214 УК РФ за вандализм?

Домашнее задание. Раздел1 глава 3, темы З.2, 3.3, задания 13, 14.

Уроки 8 - 9


Правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила безопасного поведения: при землетрясении; сходе лавин, оползней, селей, обвалов, возникновении урагана, бури, смерча; наводнении; пожаре в здании, оповещении об аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ; оповещении об аварии на радиационно опасных объектах; во время лесного пожара.

Учебные вопросы.
1. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера.
2. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Цель. По окончании изучения темы учащиеся должны закрепить навыки практических действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основное содержание урока.

Практическая часть. Отработка практических действий учащихся в чрезвычайных ситуациях природного характера:
• правила безопасного поведения во время внезапного землетрясения (в доме, на улице);
• правила безопасного поведения при угрозе схода оползней, селей, обвалов, лавин (при заблаговременном оповещении, при получении сообщения непосредственно перед наступлением стихийного бедствия);
• правила безопасного поведения при внезапном наводнении (до прибытия помощи, при вынужденной само эвакуации);
• правила безопасного поведения во время лесного пожара (в зоне лесного пожара; в лесу, где возник пожар).

Отработка практических действий учащихся в чрезвычайных ситуациях техногенного характера:
• правила безопасного поведения при пожаре в здании (при эвакуации; при эвакуации через задымленный коридор; если надвигается огненный вал; если невозможно выйти к лестничной клетке);
• правила безопасного поведения при взрыве в здании (если человек оказался в завале; если человек ранен, получил травму; если нет возможности выбраться; если есть возможность выбраться);
• правила безопасного поведения при оповещении об аварии с выбросом сильнодействующих ядовиты веществ (при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии);
• правила безопасного поведения при выходе и зоны химического заражения;
• правила безопасного поведения при оповещении об аварии на радиационно-опасных объектах.

Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема.

Контрольные вопросы.
1. Какую потенциальную опасность возникновения чрезвычайной ситуации представляет собой местность, где вы проживаете?
2. Что должны знать и уметь граждане, чтобы защитить свою жизнь и здоровье при возникновении чрезвычайных ситуаций?

Домашнее задание. Раздел I, глава 4, задания 1с 16,17.


1-4 5-9 10-13 14-21 22-25 26-31 32-35 КР



Источник: Методические материалы по ОБЖ для 10 класса подготовлены В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, М. А. Ульяновой
Линия УМК В. Н. Латчука. ОБЖ (10-11) (баз.)






Наверх