Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд». Автор О. А. Кожина.
Содержание рабочей программы
Требования к результатам усвоения содержания программы
Примерное тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Поурочно-тематическое планирование 5 класс
Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся
Организация лабораторных занятий по определению качества пищевых продуктов экспресс-методами химического анализа
Организация и методика проведения занятий по кулинарии
Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия
Сущность и методика реализации учебных проектов
Примерные тестовые задания для итогового контроля
Примерные практические работы для проверки умений и навыков
Организация лабораторных занятий по определению качества пищевых продуктов экспресс-методами химического анализа
Успех учебного процесса во многом зависит от правильной организации занятия. Лабораторно-практическим работам на уроках технологии отводится большая часть учебного времени (около 70%). Эти работы способствуют связи теории и практики в обучении, развитию познавательных способностей, самостоятельности учащихся, формированию их умений и навыков.
Лабораторные работы — один из методов обучения, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя наблюдений и опытов с использованием материалов, приборов, применении инструментов и оформлении полученных результатов. Проведение лабораторных работ расширяет кругозор учащихся, делает их практическую деятельность более осознанной.
По характеру познавательной деятельности лабораторные работы условно можно подразделить на воспроизводящие, частично-поисковые, исследовательские, иллюстративные. По форме проведения — индивидуальные, групповые, фронтальные.
Методические рекомендации по проведению лабораторных опытов по определению доброкачественности пищевых продуктов
Пищевые продукты должны отвечать обычным требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным гигиеническим требованиям к допустимому содержанию химических, биологических веществ и их соединений, микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья человека.
Безвредность и качество пищевых продуктов — одни из важнейших проблем современности.
Для определения качества пищевых продуктов используют органолептические и лабораторные методы. Органолептические методы предполагают определение качества продуктов с помощью органов чувств — зрения, обоняния, осязания, вкуса, слуха. Органолептическая оценка качества продуктов начинается с внешнего вида, а затем определяется запах, вкус, консистенция.
Лабораторные опыты, заложенные в методику химических опытов СПЭЛ-У, позволяют быстро определить доброкачественность пищевых продуктов химическими методами с применением унифицированных капельных экспресс-методов, методов на основе тест-систем.
Цель лабораторной работы — формирование практических умений учащихся (что не исключает закрепления, совершенствования и конкретизации знаний), применение их на практике. Это дает возможность глубже вникнуть в сущность явлений, познакомиться с лабораторным оборудованием, научиться самостоятельно объяснять наблюдаемые явления и формулировать выводы наблюдений.
Учителю, организующему лабораторные работы, необходимо знать дидактические требования, которые обеспечат успех в проведении работы:
• четкое определение цели проведения данной лабораторной работы;
• тесная связь содержания с изученным материалом;
• предварительная подготовка учителя и учащихся к занятию;
• индивидуальный подход к учащимся;
• инструктаж;
• составление письменного отчета учащихся о проделанной работе.
Условия для проведения лабораторного опыта:
• необходимо владеть техникой проведения лабораторных опытов и приемами работы;
• предварительно провести опыты с теми реактивами, которые будут использованы на уроке;
• знать возможные причины неудач (практика показывает, что нет полной гарантии безотказности проводимых опытов);
• не следует преждевременно, до проведения опыта в ярких красках описывать предстоящий опыт, его результат, так как у учащихся может создаться столь яркая воображаемая картина опыта, что, даже если опыт и удастся, она не будет соответствовать действительности и у них наступит разочарование, которое может усугубиться при частичной и тем более полной неудаче опыта.
Правила безопасности при проведении лабораторных работ:
• не допускать попадания растворов и химических реактивов на слизистые оболочки, кожу, одежду;
• опыты выполнять в защитных перчатках;
• при работе со стеклянными изделиями и посудой соблюдать осторожность во избежание порезов;
• образцы пищевых продуктов, отобранные для химического анализа, после анализа необходимо утилизировать.
Лабораторная работа по времени может занимать 10—15 мин урока, а иногда для ее выполнения требуется целый урок или сдвоенное занятие, как, например, при проведении занятия, носящего исследовательский характер, «Контрольная закупка».
В современном мире хорошей хозяйке предоставляется огромное количество специально разработанных средств, которые способны отмыть посуду даже в холодной воде. При прохождении темы о правилах санитарии, гигиены и безопасной работе с пищевыми продуктами необходимо отметить, что немалый вред организму человека может принести плохо промытая посуда, на которой могут остаться моющие средства и остатки жира, как результат плохой санитарной обработки. Произвести оценку качества мытья столовой посуды позволяет опыт на определение суммарного загрязнения столовой посуды. Метод основан на способности йода окрашивать налет из бактерий и органических загрязнений (остатков пищи) в интенсивный коричневый цвет. При наличии в остатках пищи крахмала йод взаимодействует с ним, образуя соединение синего цвета.
Лабораторный опыт «Определение суммарного загрязнения столовой посуды»
Цель урока: приобрести навыки по определению суммарного загрязнения столовой посуды.
Оборудование: поднос пластиковый, перчатки, пипетка- капельница.
Реактивы и материалы: раствор йода, посуда для проведения исследования. (Опыты проводят над мойкой, где можно стряхнуть избыток наносимого раствора и смыть водой из-под крана место его нанесения.)
Ход работы
1. На поверхность высушенной столовой посуды из пипетки-капельницы наносят 3—5 капель 1%-го раствора йода, поворачивают на ребро (рис. 1, а).
2. Через 5—10 с посуду промывают струей воды из-под крана (рис. 1, б).
3. Отсутствие синих и желто-коричневых пятен указывает на отсутствие загрязнения жирового происхождения (рис. 1, в).
Результаты лабораторного исследования качества мытья столовой посуды оформить в таблице.
№ образца | Название столовой посуды | Результат исследования |
1 | ||
2 | ||
N |
4. Сделать вывод о качестве мытья столовой посуды.
Вывод:__________
При изучении в 5 классе тем «Приготовление блюд из сырых и вареных овощей», «Заготовка продуктов» рекомендуем перед тем, как приступить к приготовлению кулинарных блюд, провести исследование на содержание нитратов в овощах, фруктах и зелени. По данной теме разработаны электронные образовательные ресурсы (http://eor.edu.ru).
Но немногие из покупателей задумываются над тем, что с виду весьма аппетитные ягоды, фрукты, овощи, зелень могут содержать нитраты и вызвать отравление и иметь серьезные последствия для здоровья человека. Для определения содержания нитратов в этих пищевых продуктах применяется тест-система «Нитрат-тест».
Лабораторный опыт «Определение содержания нитратов в плодоовощной продукции»
Результаты лабораторного исследования содержания нитратов в овощах, фруктах, ягодах или соке оформить в таблице.
№ образца | Название столовой посуды | Результат исследования |
1 | ||
2 | ||
N |
5. Сделать вывод о пригодности исследуемых образцов пищевых продуктов.
Вывод:__________