Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд». Автор О. А. Кожина.
Содержание рабочей программы
Требования к результатам усвоения содержания программы
Примерное тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Поурочно-тематическое планирование 5 класс
Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся
Организация и методика проведения занятий по кулинарии
Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия
Сущность и методика реализации учебных проектов
Примерные тестовые задания для итогового контроля
Примерные практические работы для проверки умений и навыков
Примеры отдельных уроков. Урок «Блюда из сырых и вареных овощей». Практическая работа «Приготовление салата и винегрета»
Примеры отдельных уроков
Урок «Блюда из сырых и вареных овощей»
Практическая работа «Приготовление салата и винегрета»
Один из вариантов проведения урока, предлагаемый методистом учебно-методической лаборатории методики преподавания технологии МИОО Г. И. Беловой.
Цель урока: закрепить у учащихся навыки по нарезке овощей и оформлению кулинарных блюд.
Планируемые результаты
1. Предметные
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
• художественное оформление кулинарного блюда и сервировки стола;
• развитие глазомера.
2. Метапредметные
• ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни;
• объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Личностные
• овладение технологией приготовления винегретов и способами оформления кулинарного блюда;
• развитие трудолюбия и ответственности при оценке качества своей деятельности.
Средства обучения
Учебные:
1) учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс»;
2) рабочая тетрадь «Основы мастерства»; 3) набор кулинарных инструментов и приспособлений; 4) посуда, продукты; 5) компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядные:
1) плакат «Формы нарезки овощей»;
2) плакат «Сервировка стола к ужину».
Раздаточный материал:
1) технологическая карта — на бригаду;
2) карточки для дежурных;
3) карточка-отчет (на бригаду);
4) карточка контроля (на бригаду).
Средства массовой информации
Журналы по кулинарии.
Литература к уроку
Ермакова В. И. Основы кулинарии.
Столик, накройся. Семья принимает гостей.
Маргарет Дюнн. Все о детской вечеринке.
Для проведения урока могут быть использованы электронные образовательные ресурськеог.edu.ru.
Ход занятия
I. Организационный момент
1) Проверить выполнение санитарно-гигиенических на- личий форм, продуктов, требований;
2) отметить отсутствующих;
3) раздать технологические карты, карточки для дежурных;
4) сообщить тему урока.
II. Контроль знаний и умений
Повторение материала прошлого урока в форме беседы.
Вопросы для беседы:
1. Чем особенно богаты овощи? (Витаминами.)
2. Какие вы знаете витамины?
3. Для чего нужны витамины?
4. К чему может привести недостаток витаминов?
5. Что еще содержится в овощах, кроме витаминов?
6. На какие группы делятся овощи в зависимости от того, какую часть растения используют в питании?
7. Что используют в пищу у различных групп овощей?
III. Формирование знаний и умений
Постановка цели и ознакомление с содержанием практической работы: используя технологическую карту, приготовить блюдо из овощей и научиться украшать его.
Объяснение нового материала.
1. Рассказать легенду о салате.
2. Рассказать о том, почему вкусны и полезны именно салаты.
3. Дать возможность учащимся представить, что они хозяйки и к ним на ужин придут гости.
4. Рассказать о том, как можно угостить гостей за ужином, приготовив салат или винегрет.
5. Рассказать об украшении салатов, чтобы стол выглядел красиво и празднично; показать элементы украшения салатов на примере плаката с рисунками оформления салатов.
После объяснения провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.
1. Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
2. Что может произойти, если не соблюдать эти правила?
IV. Продолжение формирования знаний и умений
1. Закрепление знаний.
а) Какие бывают формы нарезки овощей? Объяснение ведут девочки — технологи бригад, с которыми проведена предварительная работа; привлекаются учебные таблицы и плакат «Формы нарезки овощей». Технологи предлагают (по очереди) форму нарезки овощей для своего блюда; показывают приемы нарезки картофеля, моркови, лука, свеклы, огурца; объясняют, как называются формы нарезки (брусочки, кубики...). Члены бригад смотрят, затем каждый пробует на любом овоще нарезать самостоятельно.
б) А знаете ли вы, в какой последовательности готовят картофельный салат и винегрет? Какие продукты и в каком количестве используют?
Прорабатывается технологическая карта:
-обратить внимание на правила приготовления салатов (о них рассказывает девочка-технолог);
-дать рекомендации относительно использования технологических карт;
-обратить внимание на последовательность закладки овощей и на нормы продуктов.
2. Практическая работа «Приготовление салата и винегрета» проводится по технологической карте.
3. Текущий инструктаж по технике безопасности.
4. В ходе выполнения практической работы осуществлять контроль:
-за соблюдением безопасных приемов работы, санитарно-гигиенических требований;
-за организацией рабочего места;
-за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций;
-за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;
-за трудовой дисциплиной.
5. За 5 мин до конца практической работы провести заключительный инструктаж:
-еще раз обратиться к плакату с рисунками оформления салата;
-показать на отдельной порции вариант оформления готового блюда;
-предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения салата или винегрета и подготовить блюдо к подаче на стол.
6. После приготовления блюда бригадами и уборки рабочего места бригадиры (с которыми проведена предварительная работа) объясняют с использованием плаката «Сервировка стола к завтраку», как правильно накрыть стол и оформить его; показывают сервировку на одного человека.
V. Контроль знаний и умений
1. Контроль знаний и умений осуществляется по карточкам контроля и карточкам-отчетам:
-каждой бригаде дается карточка-отчет с пятью заданиями-вопросами (и с вариантами ответов);
-бригада обсуждает эти задания и выбирает нужный ответ подчеркиванием;
-через 2—5 мин отчеты сдаются учителю.
2. Дежурные от бригад сервируют столы. Бригадир-«хозяйка» приглашает гостей к столу.
3. Каждая бригада представляет свое блюдо и рассказывает об одной из профессий (беседа за столом):
-1-я бригада: девочка делает сообщение об истории винегрета, а другая делает сообщение о профессии повара (на 2—3 мин);
-2-я бригада: девочка делает сообщение об истории салата, а другая рассказывает о профессии официанта (2—3 мин).
VI. Контроль и оценка знаний и умений
Ответы по карточкам-отчетам | 1 балл | |||
Соблюдение технологической последовательности приготовления | 1 балл | |||
Соблюдение правил санитарии и гигиены, техники безопасности, требований культуры труда | 1 балл | |||
Внешний вид готового изделия,сервировка стола | 1 балл | |||
Вкусовые качества блюда | 1 балл | |||
Итого: |
1. Оценка выставляется с учетом ответов на карточки- отчеты по карточкам контроля. Выполнение всех пунктов полностью, правильно, самостоятельно дает оценку «5».
2. После подведения итогов раздать учащимся карточки-задания для следующего занятия.
3. Дежурные моют посуду, убирают класс, сдают учителю технологические карты и карточки-задания для дежурных, снимают и убирают плакаты.
4. Учитель оценки выставляет в дневники учащихся.