Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд». Автор О. А. Кожина.




Содержание рабочей программы


Введение

Пояснительная записка

Содержание программы

Требования к результатам усвоения содержания программы

Примерное тематическое планирование

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Список наглядных пособий

Поурочно-тематическое планирование 5 класс

Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся

Организация лабораторных занятий по определению качества пищевых продуктов экспресс-методами химического анализа

Организация и методика проведения занятий по кулинарии

Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия

Сущность и методика реализации учебных проектов

Примерные тестовые задания для итогового контроля

Примерные практические работы для проверки умений и навыков

Примеры отдельных уроков. Урок «Блюда из сырых и вареных овощей». Практическая работа «Приготовление салата и винегрета»

Конспект урока по технологии. Тема «Моделирование фартука»

Список рекомендуемой литературы


Примеры отдельных уроков
Урок «Блюда из сырых и вареных овощей»
Практическая работа «Приготовление салата и винегрета»


Один из вариантов проведения урока, предлагаемый методистом учебно-методической лаборатории методики преподавания технологии МИОО Г. И. Беловой.


Цель урока: закрепить у учащихся навыки по нарезке овощей и оформлению кулинарных блюд.

Планируемые результаты


1. Предметные

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;

• художественное оформление кулинарного блюда и сервировки стола;

• развитие глазомера.

2. Метапредметные

• ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни;

• объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.

3. Личностные

• овладение технологией приготовления винегретов и способами оформления кулинарного блюда;

• развитие трудолюбия и ответственности при оценке качества своей деятельности.

Средства обучения

Учебные:

1) учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс»;

2) рабочая тетрадь «Основы мастерства»; 3) набор кулинарных инструментов и приспособлений; 4) посуда, продукты; 5) компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядные:

1) плакат «Формы нарезки овощей»;

2) плакат «Сервировка стола к ужину».

Раздаточный материал:

1) технологическая карта — на бригаду;

2) карточки для дежурных;

3) карточка-отчет (на бригаду);

4) карточка контроля (на бригаду).

Средства массовой информации

Журналы по кулинарии.

Литература к уроку

Ермакова В. И. Основы кулинарии.

Столик, накройся. Семья принимает гостей.

Маргарет Дюнн. Все о детской вечеринке.

Для проведения урока могут быть использованы электронные образовательные ресурськеог.edu.ru.

Ход занятия

I. Организационный момент

1) Проверить выполнение санитарно-гигиенических на- личий форм, продуктов, требований;

2) отметить отсутствующих;

3) раздать технологические карты, карточки для дежурных;

4) сообщить тему урока.

II. Контроль знаний и умений

Повторение материала прошлого урока в форме беседы.

Вопросы для беседы:

1. Чем особенно богаты овощи? (Витаминами.)

2. Какие вы знаете витамины?

3. Для чего нужны витамины?

4. К чему может привести недостаток витаминов?

5. Что еще содержится в овощах, кроме витаминов?

6. На какие группы делятся овощи в зависимости от того, какую часть растения используют в питании?

7. Что используют в пищу у различных групп овощей?

III. Формирование знаний и умений

Постановка цели и ознакомление с содержанием практической работы: используя технологическую карту, приготовить блюдо из овощей и научиться украшать его.

Объяснение нового материала.

1. Рассказать легенду о салате.

2. Рассказать о том, почему вкусны и полезны именно салаты.

3. Дать возможность учащимся представить, что они хозяйки и к ним на ужин придут гости.

4. Рассказать о том, как можно угостить гостей за ужином, приготовив салат или винегрет.

5. Рассказать об украшении салатов, чтобы стол выглядел красиво и празднично; показать элементы украшения салатов на примере плаката с рисунками оформления салатов.

После объяснения провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.

1. Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?

2. Что может произойти, если не соблюдать эти правила?

IV. Продолжение формирования знаний и умений

1. Закрепление знаний.

а) Какие бывают формы нарезки овощей? Объяснение ведут девочки — технологи бригад, с которыми проведена предварительная работа; привлекаются учебные таблицы и плакат «Формы нарезки овощей». Технологи предлагают (по очереди) форму нарезки овощей для своего блюда; показывают приемы нарезки картофеля, моркови, лука, свеклы, огурца; объясняют, как называются формы нарезки (брусочки, кубики...). Члены бригад смотрят, затем каждый пробует на любом овоще нарезать самостоятельно.

б) А знаете ли вы, в какой последовательности готовят картофельный салат и винегрет? Какие продукты и в каком количестве используют?

Прорабатывается технологическая карта:

-обратить внимание на правила приготовления салатов (о них рассказывает девочка-технолог);

-дать рекомендации относительно использования технологических карт;

-обратить внимание на последовательность закладки овощей и на нормы продуктов.

2. Практическая работа «Приготовление салата и винегрета» проводится по технологической карте.

3. Текущий инструктаж по технике безопасности.

4. В ходе выполнения практической работы осуществлять контроль:

-за соблюдением безопасных приемов работы, санитарно-гигиенических требований;

-за организацией рабочего места;

-за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций;

-за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;

-за трудовой дисциплиной.

5. За 5 мин до конца практической работы провести заключительный инструктаж:

-еще раз обратиться к плакату с рисунками оформления салата;

-показать на отдельной порции вариант оформления готового блюда;

-предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения салата или винегрета и подготовить блюдо к подаче на стол.

6. После приготовления блюда бригадами и уборки рабочего места бригадиры (с которыми проведена предварительная работа) объясняют с использованием плаката «Сервировка стола к завтраку», как правильно накрыть стол и оформить его; показывают сервировку на одного человека.

V. Контроль знаний и умений

1. Контроль знаний и умений осуществляется по карточкам контроля и карточкам-отчетам:

-каждой бригаде дается карточка-отчет с пятью заданиями-вопросами (и с вариантами ответов);

-бригада обсуждает эти задания и выбирает нужный ответ подчеркиванием;

-через 2—5 мин отчеты сдаются учителю.

2. Дежурные от бригад сервируют столы. Бригадир-«хозяйка» приглашает гостей к столу.

3. Каждая бригада представляет свое блюдо и рассказывает об одной из профессий (беседа за столом):

-1-я бригада: девочка делает сообщение об истории винегрета, а другая делает сообщение о профессии повара (на 2—3 мин);

-2-я бригада: девочка делает сообщение об истории салата, а другая рассказывает о профессии официанта (2—3 мин).

VI. Контроль и оценка знаний и умений

Ответы по карточкам-отчетам 1 балл
Соблюдение технологической последовательности приготовления 1 балл
Соблюдение правил санитарии и гигиены, техники безопасности, требований культуры труда 1 балл
Внешний вид готового изделия,сервировка стола 1 балл
Вкусовые качества блюда 1 балл
Итого:


1. Оценка выставляется с учетом ответов на карточки- отчеты по карточкам контроля. Выполнение всех пунктов полностью, правильно, самостоятельно дает оценку «5».

2. После подведения итогов раздать учащимся карточки-задания для следующего занятия.

3. Дежурные моют посуду, убирают класс, сдают учителю технологические карты и карточки-задания для дежурных, снимают и убирают плакаты.

4. Учитель оценки выставляет в дневники учащихся.



Наверх