Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд». Автор О. А. Кожина.
Содержание рабочей программы
Требования к результатам усвоения содержания программы
Примерное тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Поурочно-тематическое планирование 5 класс
Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся
Организация и методика проведения занятий по кулинарии
Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия
Сущность и методика реализации учебных проектов
Примерные тестовые задания для итогового контроля
Примерные практические работы для проверки умений и навыков
Сущность и методика реализации учебных проектов
Для развития творческих способностей у учащихся рекомендуется использовать метод проектов. Понятие «проект» можно встретить в технике и архитектуре.
Проект — это метод решения различных жизненных проблем. Проблемы бывают разные. Одни мы решаем каждый день, другие — на протяжении всей жизни. Проектная деятельность, или метод проектов, позволяет научиться проводить исследование, которое дает возможность принимать правильные решения или получать наилучший результат.
Проект — это комплекс технических документов, содержащий расчеты, чертежи, макеты, предназначенные к постройке, изготовлению или реконструкции сооружений, установок, машин, аппаратов, приборов.
Различают следующие стадии проектирования:
- проектное задание (проектный эскиз), в котором выявляются возможность и целесообразность осуществления проектируемого объекта и устанавливаются основные технические и художественные решения и экономические показатели;
- технический проект, содержащий более подробную разработку принятых в проектном задании новых, неосвоенных технологических процессов и технических решений;
- рабочие чертежи (рабочий проект), определяющие окончательные формы и размеры всего проектируемого объекта и каждого ее элемента, а также уточняющие технико-экономические показатели.
Успех в проектировании объектов зависит от умения проектировщика определять основные проектные задачи, знания им подобных конструкций, наличие у него таких качеств, как наблюдательность, пространственное воображение, настойчивость.
Под руководством учителя учащимся предстоит выполнить учебный проект. Суть его состоит в выполнении какого-либо объекта труда (доступного и посильного учащемуся) и разработке документации, необходимой для его выполнения. Учащийся должен знать, что его учебный проект лишь в общих чертах отражает проектную деятельность в условиях производства.
При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и др. Задания на проектирование не должны быть сложными, при этом должны учитываться личные интересы и способности каждого отдельного учащегося или группы учащихся, интересы школы (схема 2). Завершенный проект сопровождают пояснительной запиской, в которой в краткой форме излагают содержание проектного задания и результаты проделанной работы.
Схема 2
Схема постановки проблемы для осуществления учебного проекта
Примерные темы учебного проекта
Раздел | ||
Класс | Кулинария | Изготовление изделия из текстильных материалов |
5 | Приготовление или оформление бутербродов, блюд из овощей, яиц; сервировка стола к завтраку | Пошив швейного изделия для личных или школьных нужд (уровень сложности должен соответствовать учебной программе) |
6 | Приготовление блюд из круп, макаронных изделий, организация классного «огонька», дня рождения | Пошив швейного изделия для личных или школьных нужд (уровень сложности должен соответствовать учебной программе), исследовательская работа по истории одежды |
7 | Приготовление обеда, проведение детского праздника, Масленицы, национальные блюда | |
8 | Пошив швейного изделия для личных или школьных нужд (уровень сложности должен соответствовать учебной программе), исследовательская работа по народному костюму, истории моды, разработка бизнес-плана и организация школьного ателье | Сервировка праздничного стола, приготовление блюд национальной кухни Пошив швейного изделия, изготовление сувениров в технике валяния, исследовательская работа по дизайну костюма, профессиональное самоопределение |
Их оформляют в виде эскизов с пояснительным текстом. Каждый проект целесообразно обсудить с коллективом учащихся (защитить проект) и дать ему соответствующую оценку. При этом обращают внимание на целесообразность и качество проделанной работы, ее грамотность и эффективность. Проектное задание оформляют в виде рисунков и чертежей с неполными данными.
Для того чтобы выполнить учебный проект или изготовить любое изделие, необходимо выполнить определенные умственные и практические действия. Порядок выполнения этих действий представлен ниже.
Последовательность выполнения учебного проекта
1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта), ее обсуждение и анализ.
2. Рассмотрение требований, ограничений, условий, необходимых для выполнения проекта.
3. Сбор информации по учебному проекту, подбор специальной литературы.
4. Идеи, варианты выполнения проекта.
5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие.
6. Планирование изготовления.
7. Изготовление изделия.
8. Проверка и оценка результатов.
9. Оформление.
10. Защита проекта.
При поиске информации и оформлении пояснительной записки могут быть использованы интернет-ресурсы.
По характеру выполняемой деятельности выполнение учебного проекта можно разбить на этапы.
Этапы выполнения учебного проекта
Выполнение учебного проекта | Этапы |
1. Выдвижение проблемы (выбор темы проекта, актуальность и необходимость проекта), ее обсуждение и анализ. 2. Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. 3. Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта |
Поисковый |
4. Поиск оптимального решения задачи проекта (рассмотрение различных идей и вариантов). 5. Выбор лучшего из них на основе имеющейся МТБ, экономических расчетов, экологической оценки и др. |
Конструкторский |
6. Составление плана практической реализации проекта (технологии изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования. 7. Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию) |
Технологический |
8. Оценка качества выполнения проекта. 9. Анализ результатов выполненного проекта (решена ли поставленная в проекте проблема, достоинства и недостатки проекта, возможные перспективы производства изделия на продажу). 10. Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза). 11. Защита проекта (доклад и демонстрация, ответы на вопросы) |
Заключительный (аналитический) |
Схема 3
Схема выполнения творческого проекта
Чтобы учащемуся (или группе учащихся) было легче оформить результаты своей проектной деятельности, можно воспользоваться бланками дневника проектной деятельности.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно оформляется на его защите. Сделанное автором проекта 10-минутное сообщение о ходе выполнения проекта, представленный наглядный материал: изделие, документация по его выполнению и другое — будут оцениваться учителем, одноклассниками и самим автором с помощью таблицы.
В таблицу выставляются оценки по десятибалльной шкале (от «1» — в докладе этого не прозвучало, в проекте это не отражено до «10» — критерий раскрыт полностью).
Если количество набранных баллов:
от 0 до 44 — ставится оценка «2»;
от 45 до 69 — ставится оценка «3»;
от 70 до 84 — ставится оценка «4»;
от 85 до 100 — ставится оценка «5».
Оценка защиты выполненного проекта
№ п/п | Критерий | Оценка учителя | (А) Средняя оценка одноклассников | (В) Твоя оценка | (С) Итоговая оценка Д = (А + В + С) : 3 |
1 | Соответствие содержания доклада проделанной проектной работе | ||||
2 | Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения | ||||
3 | Качество проектного изделия | ||||
4 | Практическое использование проектного изделия | ||||
5 | Качество записи и наглядных материалов (логика изложения, соответствие ГОСТу) | ||||
6 | Использование знаний из других наук и учебных предметов | ||||
7 | Ответы на вопросы | ||||
8 | Полнота знаний по трудовому обучению | ||||
9 | Оригинальность решения проекта | ||||
10 | Культура речи | ||||
Итого: |