Технология. Обслуживающий труд. 5 - 9 классы. Методическое пособие. Авторы В.М. Казакевич, Молева Г.А.
Содержание методического пособия
Требования к результатам усвоения содержания программы
Примерное тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Поурочно-тематическое планирование
Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся
Организация и методика проведения занятий по кулинарии
Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия
Сущность и методика реализации учебных проектов
Примерные тестовые задания для итогового контроля
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Программа курса «Технология. Обслуживающий труд» для 5—8 классов общеобразовательных учреждений (автор О. А. Кожина)
УМК «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс»
1. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Учебник (авторы О. А. Кожина, Е. Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая).
2. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая).
3. Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. Методическое пособие (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая).
УМК «Технология. Обслуживающий труд. 6 класс»
1. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Учебник (авторы О. А. Кожина, Е. Н.Кудакова, С.Э. Маркуцкая).
2. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С. Э. Мар- куцкая).
3. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс. Методическое пособие (авторы О. А. Кожина, С. Э. Маркуцкая, Е. Н. Кудакова, Н. Б. Рыкова).
УМК «Технология. Обслуживающий труд. 7 класс»
1. Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Учебник (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая).
2. Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Рабочая тетрадь (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая).
3. Технология. Обслуживающий труд. 7 класс. Методическое пособие (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая и др.).
УМК «Технология. Обслуживающий труд. 8 класс»
1. Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Учебник (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, Н. Б. Рыкова, Л. Э. Новикова, А. А. Карачев, С. Э. Маркуцкая).
2. Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Рабочая тетрадь (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая).
3. Технология. Обслуживающий труд. 8 класс. Методическое пособие (авторы О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, А. А. Карачев и др.).
Для формирования у учащихся компетенций по приобретению и употреблению в пищу безопасных пищевых продуктов О. А. Кожиной, А. Г. Муравьевым, Е. Н. Филимоновой совместно с НПО ЗАО «Крисмас+» Санкт-Петербурга было разработано новое средство обучения — портативная санитарно-пищевая учебная экспресс-лаборатория (СПЭЛ-У) (http://www.christmas-plus.ru). Она предназначена для проведения лабораторно-практических работ по определению доброкачественности пищевых продуктов и санитарного состояния столовой посуды.
В «Методических рекомендациях по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда» (автор О. А. Кожина) изложены основные требования к материально-техническому оснащению кабинетов и мастерских по технологиям обработки пищевых продуктов и текстильных материалов, даны рекомендации по планировке и оборудованию рабочих мест учителя и учащихся, рекомендации по использованию наглядных пособий, инструментов и приспособлений на учебных занятиях.
Занятия по курсу «Технология. Обслуживающий труд» проводятся на базе кабинета кулинарии и мастерской по обработке ткани или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования и науки РФ набор инструментов, электроприборов, машин и оборудования согласно утвержденному Перечню средств обучения и учебного оборудования.
Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожаробезопасности, безопасных приемов труда при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией. Не допускается применение на занятиях самодельных электромеханических инструментов.
При отсутствии оборудования для проведения лабораторных работ и работ по моделированию, выпущенного централизованно для школ, на практических занятиях со школьниками можно готовить соответствующие комплекты как объекты труда в процессе практических работ: наборы раздаточного материала, конструкторы, коллекции, наборы заготовок из различных материалов и др.
Список наглядных пособий
1. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Пирамида правильного питания. Неправильное питание
2. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Сервировка стола. Приемы складывания салфеток
3. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Столовые приборы. Кухонная посуда
4. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Правила поведения за столом. Способы оформления праздничного стола
5. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Виды бутербродов. Нарезка овощей
6. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Разделка рыбы на филе. Оформление рыбных блюд
7. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Формы и инвентарь для выпечки. Продукты и пряности для приготовления теста
8. Зеленецкая Е. Ю., Шишкова О. Е. Разделка пирогов из дрожжевого теста. Разделка пирогов из слоеного теста
9. Зеленецкая Е.Ю., Шишкова О. Е. Инвентарь и посуда для консервирования. Пряности для консервирования
10. Зеленецкая Е.Ю., Шишкова О. Е. Схема приготовления борща. Приготовление и лепка пельменей
11. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Машинные швы. 2. Дефекты в изделиях и способы их устранения
12. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка фартука. 2. Раскрой швейных изделий
13. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка фартука цельнокроеного с нагрудником. 2. Отделка деталей изделия
14. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка блузы с цельнокроеными рукавами. 2. Соединение воротника с горловиной
15. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка юбки. 2. Обработка воротников
16. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка верхнего среза юбки. 2. Обработка застежки до низа детали изделия
17. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка нижнего среза юбки. 2. Отделка деталей изделия
18. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка застежек. 2. Обработка горловины и пройм в изделии без воротника и рукавов
19. Кожина О.А., Шишкова О. Е. 1. Обработка застежки тесьмой- молнией. 2. Подготовка и проведение первой примерки юбки
20. Костецкая Л.Я. Классификация одежды. Построение фартука
21. Крутова Ю.Н., Мерабова Н. А. 1. Классификация продуктов растительного происхождения. 2. Классификация продуктов животного происхождения
22. Крутова Ю.Н., Мерабова Н. А. 1. Способы первичной обработки продуктов растительного происхождения. 2. Способы первичной обработки продуктов животного происхождения
23. Максимкина И. В. Рабочие органы швейной машины. Регулировка качества машинной строчки
24. Canero И. П., Костецкая Л. Я., Максимкина И. В. 1. Правила безопасной работы на швейной машине. 2. Виды ткацких переплетений
25. Canero И. П., Тюменева О. Л. 1. Техника безопасности и организация рабочего места при выполнении ручных работ. 2. Классификация текстильных волокон и нитей
26. Тюменева О. Л. Ручные работы. Машинные работы
CD «Библиотека учителя технологии» является органичной частью комплекса, разработанного для образовательной области «Технология». Учебное электронное издание «Технология» (5—9) входит в серию «Библиотека электронных наглядных пособий» и предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися дома, в библиотеке, медиацентре и т. д. Издание подготовлено в соответствии и проектом Федерального компонента государственного стандарта общего образования по технологии (свободный режим доступа: schoolcollection.edu.ru).
Электронные образовательные ресурсы. На современном этапе развития российского образования информационные и коммуникационные технологии все чаще проникают в повседневный труд учителя технологии. Уже не редкость наличие в школьных кабинетах технологии, по крайней мере, одного компьютера и мультимедийного проектора, который можно использовать для фронтальной работы с учащимися. C помощью контрольных ЭУМ учитель может организовать различные формы проверки знаний учеников.
Примеры модулей см. по ссылке: http://eor.edu.ru
Таким образом, все разработанные пособия составляют единый комплекс, позволяющий педагогу строить обучение на современном уровне развития технологий с учетом индивидуальных особенностей и потребностей школьников.