Технология. Обслуживающий труд. 5 - 9 классы. Методическое пособие. Авторы В.М. Казакевич, Молева Г.А.




Содержание методического пособия


Введение

Пояснительная записка

Содержание программы

Требования к результатам усвоения содержания программы

Примерное тематическое планирование

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Поурочно-тематическое планирование

Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся

Организация лабораторных занятий по определению качества пищевых продуктов экспресс-методами химического анализа

Организация и методика проведения занятий по кулинарии

Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия

Сущность и методика реализации учебных проектов

Примерные тестовые задания для итогового контроля

Примерные практические работы для проверки умений и навыков

Примеры отдельных уроков

Список рекомендуемой литературы


Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия


При изучении школьниками этого раздела задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся представление о технологических процессах, вооружить их знаниями и умениями выполнения технологических операций при изготовлении швейных изделий, а также по уходу за ними, сформировать представление об основных профессиях швейной промышленности: швея, закройщица, художник - модельер и т. д. Также учитель должен сформировать и развить умения учащихся самостоятельно принимать решения, творчески подходить к выполнению работы (при соблюдении технологической дисциплины), производить экономические расчеты, находить оптимальный путь достижения поставленной цели, работать с технологической документацией, осуществлять простейшие наладку и ремонт швейного оборудования.

Учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Изделия для практической работы нужно выбирать очень тщательно. Они должны соответствовать учебной программе и подбираться в зависимости от уровня знаний и умений каждого учащегося отдельно и класса в целом. Для развития интереса к результатам своей практической работы необходимо обосновывать необходимость ее выполнения и подбирать объекты труда с учетом интересов и потребностей учащихся, их материальных возможностей. Такие изделия могут различаться:

— по конструкции (раздел «Моделирование»);

— по размеру (пошив изделия для родственников: мамы, бабушки, сестры);

— по отделке (вышивка, аппликация и др.).

Все практические работы должны быть доступны и по - сильны учащимся и соответствовать МТБ школы.

Подготовка и планирование каждого занятия строятся на основе календарного плана. Вначале устанавливают учебную, развивающую и воспитательную цели занятия. Затем на основе цели занятия выбирают его форму: урок получения новых знаний, комбинированный урок, урок контроля умений и навыков, лабораторно - практическое занятие, выполнение учебного проекта и др.

При составлении плана предусматривают вводную, основную и заключительную части занятия. Делают акцент на новые понятия и умения, особенности технологии, которые должны освоить и практически применить учащиеся.

К каждому занятию учитель готовит материально - техническое и наглядное обеспечение.

Задача вводного урока к каждому разделу состоит в том, чтобы обеспечить наглядное восприятие и сознательное осмысление сущности изучаемого раздела, процесса выполнения практического задания и актуальности (потребности) его выполнения. Учащихся знакомят с целью предстоящей работы, содержанием технических сведений, практическим заданием, технологической документацией, организацией рабочего места, правилами безопасной работы. Особое внимание уделяется показу трудовых приемов.

Задача текущих уроков раздела состоит в осмысленном процессе освоения школьниками технологии изготовления швейного изделия. Учитель при этом направляет, наблюдает и корректирует практическую деятельность учащихся. C каждым годом обучения доля направляющей деятельности учителя уменьшается в пользу его корректирующей или консультационной деятельности. Начиная с 5—6 класса школьник в состоянии самостоятельно (или вместе с товарищами) выполнить учебный проект.

Задача итогового урока раздела состоит в окончательном осмыслении, закреплении и контроле знаний и умений учащихся по данному разделу. Эту задачу решают с помощью итоговых практических и контрольных работ различного вида (заданий, вопросов, упражнений, тестов, кроссвордов, проблемных задач), а также в форме защиты учебного проекта.

Главной целью изучения школьниками технологии изготовления швейных изделий является умение школьника самостоятельно сшить плечевое или поясное изделие (необходимое ему или членам его семьи, родственникам, друзьям, обществу). При выполнении этой цели очень важным (в плане технологического образования и развития школьника) является умение учащегося осуществить выбор или самостоятельно разработать технологический процесс изготовления изделия.

Tехнологическим процессом называют ряд действий, в результате которых заготовка превращается в готовое изделие с помощью технологических машин, ручных инструментов и приспособлений.

В нашем случае заготовкой является текстильный материал (ткань, кожа, нитки, мех и др.), который преобразуется человеком с помощью швейной машины и других инструментов и приспособлений в швейное изделие.

Чтобы сшить любое изделие, необходимо: разделить материал на части определенных форм и размеров (раскрой изделия), превратив таким образом его в деталь; собрать детали в узлы (например, соединить рукав с манжетой) и, наконец, в готовый предмет.

В целом процесс изготовления (технология пошива) швейного изделия в условиях школьных мастерских, ателье или в домашних условиях можно представить себе следующим образом.

1. Снятие необходимых мерок:

а) с фигуры человека или животного, если это одежда;

б) с какого - либо изделия, если это чехол, и т. п.

2. Построение чертежа и изготовление выкройки изделия или копирование этой выкройки в соответствии со снятыми мерками из журнала мод.

3. Раскрой изделия — деление швейного материала (ткани, кожи и др.) на части соответствующих выкройке форм и размеров.

4. Пошив изделия, т. е. сборка отдельных деталей изделия в единое целое.

5. Придание изделию товарного вида — отделка изделия и его влажно - тепловая обработка.

Для снятия необходимых мерок при пошиве какого - либо изделия необходимо воспользоваться специальным измерительным инструментом — сантиметровой лентой.

Снятие мерок с фигуры человека происходит по специальным правилам:

1) все мерки снимаются по правой стороне фигуры;

2) талию предварительно опоясывают шнурком;

3) при снятии мерок измеряемый должен стоять прямо;

4) при измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять;

5) мерки длины записывают полностью; мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Для пошива какого - либо конкретного швейного изделия необходимо снять не все мерки с фигуры человека, а только часть из них. Например, для пошива изделий на притачном поясе необходимы следующие мерки: Сб, Ст, Ди, Дтс.

Изготовление чертежа и выкройки швейного изделия происходит по специальным правилам, установленным ГОСТом.

Чертеж — рисунок, выполненный по снятым меркам в определенном масштабе на альбомном листе или миллиметровой бумаге с помощью чертежных инструментов и приспособлений: простого карандаша, линейки, угольника, циркуля, лекала, ластика. На чертежах применяют условные обозначения и знаки, также оговоренные в ГОСТе.

Чертеж швейного изделия в масштабе 1 : 4 выполняется в рабочей тетради или на альбомном листе формата А4 простым карандашом с помощью чертежных инструментов (рис. 3). По чертежу выполняют выкройку изделия в натуральную величину.

После получения выкройки изделия можно с помощью изменения ее формы (процесс моделирования) получить нужный нам фасон.

Фасон изделия — внешние черты любого изделия, определяемые формой деталей, линиями, их соотношениями, отделкой.

Рис. 3. Чертеж косынки

При подготовке к раскрою швейного изделия на выкройку наносят фасонные линии, подписывают каждую деталь, отмечают направление долевой нити, указывают величину припусков на швы, вырезают детали выкройки.

Каждое швейное изделие выполняют из определенных видов тканей. Поэтому, прежде чем сшить изделие, необходимо выбрать текстильный материал, отвечающий определенным требованиям и обладающий нужными нам свойствами. Например, летнее платье лучше всего шить из натуральных тканей: хлопчатобумажных и льняных, так как они обладают лучшими для летней жаркой погоды свойствами (хорошо впитывают влагу, в них легко дышится и т. п.). Важным при выборе материала является также его цвет и фактура.

Изготовление швейного изделия можно разделить на следующие этапы: раскрой и подготовка деталей кроя к обработке; пошив изделия; придание изделию товарного вида.

Раскрой и подготовка деталей кроя к обработке

1. Подготовка ткани к раскрою: проверка качества ткани (наличие пятен, непрокраса и других дефектов), определение ее лицевой стороны и направления долевой нити, влажно - тепловая обработка, сложение ткани по долевой нити лицевой стороной внутрь.

2. Раскрой изделия. Последовательность:

• раскладка деталей выкройки на ткани с учетом направления долевой нити, характера рисунка, обнаруженных дефектов, величины припусков на обработку срезов, экономного расходования материала;

• прикалывание выкройки к ткани;

• обведение контуров деталей выкройки (швейным мелом, обмылком или простым карандашом) с учетом припусков;

• проверка правильности раскладки;

• вырезание деталей кроя по линиям припуска на обработку;

• перевод фасонных линий на парных или симметричных деталях кроя (выполняют с помощью копировальных стежков или силков).

Раскладку начинают с крупных деталей. Необходимо попробовать несколько вариантов раскладки деталей выкройки на ткани (для этого можно использовать компьютер), чтобы остатков получилось как можно меньше и концентрировались бы они в одном месте, — это позволит сэкономить ткань и использовать ее для отделки, пошива детской одежды или другого изделия при комбинировании с другими тканями.

Подготовленные и обработанные детали кроя соединяют в готовое изделие с помощью различных машинных швов.

Примерный порядок сборки фартука с помощью различных ручных и машинных швов приведен на схеме 1.

Схема 1

Раскрой

Прокладка контрольных линий и копировальных стежков

Влажно-тепловая обработка


Требования к обработке деталей швейного изделия

1. Ручные стежки должны быть одинаковыми, иметь определенную длину.

2. Машинные строчки должны быть ровными и проходить на определенном расстоянии от среза или сгиба ткани, а уголки деталей должны быть тщательно выправлены.

3. Каждый шов, обработанный срез и готовая деталь должны проходить влажно - тепловую обработку.

Требования к качеству готового изделия

1. Внешний вид должен соответствовать модели.

2. Парные детали должны быть одинакового размера и симметрично расположены.

3. Изделие не должно иметь заминов, складок и морщин.

Изготовление изделий, состоящих из деталей прямоугольной формы: вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом, накладным и стачным.

Цель занятий: знакомство учащихся с технологическим процессом изготовления швейного изделия, особенностями конструкций различных деталей, способами обработки деталей прямоугольной формы, навыками работы с инструментами и на швейной машине.

Оборудование: линейка, угольник, сантиметровая лента, карандаш, ножницы, игла, нитки катушечные, натуральная ткань, швейная машина.

Перед практической работой учащимся демонстрируют различные швейные изделия, которые они смогут выполнить на уроках технологии в 5—7 классах, швейные машины и разнообразные инструменты, которые им понадобятся для превращения текстильных материалов (тканей, искусственной кожи, замши и т. п.) в готовое швейное изделие. Обращают внимание учащихся на правила поведения в учебной мастерской, организацию учебных занятий, устройство школьного оборудования, знакомят с приемами безопасной работы.

Учащимся показывают образцы изделий, состоящих из одной или нескольких деталей прямоугольной формы и соединенных машинными швами: вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом, накладным и стачным.

Учащимся объясняют, что для изготовления подобного изделия необходимо выполнить ряд действий: суметь прочитать наглядное изображение изделия, узнать его размеры, в соответствии с ними построить чертеж, выбрать материал, оптимальный для данного конкретного изделия, построить выкройку, раскроить материал и соединить детали изделия в единое целое при помощи различных машинных швов.

Для качественного выполнения этой работы нужно знать некоторые свойства тканей (натуральных), последовательность выполнения технологических операций, устройство ручных инструментов и приспособлений. Учащимся дают представление об основных этапах получения тканей из текстильных волокон: прядение, ткачество, отделка.

Школьникам говорят о том, что свойства ткани зависят не только от того, из каких волокон она состоит, но и от вида ее ткацкого переплетения. Рассказывая о свойствах натуральных тканей, дают некоторые представления об экологии и экономике, разумном взаимоотношении человека и природы.

Приступая к изготовлению швейного изделия, обращают внимание на его графическое изображение в виде эскиза, чертежа, выкройки. Учащимся дают представление об этих изображениях и назначении каждой линии на них, отличии чертежей швейных изделий от технических чертежей.

Далее учащимся объясняют порядок выполнения швейного изделия, состоящего из одной или нескольких деталей прямоугольной формы. Им показывают приемы выполнения отдельных технологических операций (снятие мерок с фигуры человека, соединение деталей с помощью машинных швов и т. д.) в заранее определенной последовательности, изложенной в инструкционно - технологической карте. Учащимся рассказывают о профессии технолога, возможных путях экономии материала и времени на выполнение работы. В процессе изготовления изделия внимание учащихся обращают на необходимость соблюдения порядка на рабочем месте, регулярного пооперационного контроля за процессом пошива изделия.

Школьникам рассказывают о порядке соединения отдельных деталей и узлов швейного изделия в единое целое с помощью машинных швов: вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом, накладным и стачным. Им показывают образцы таких соединений и порядок их выполнения. Внимание учащихся обращают на зависимость выбора номера иглы швейной машины от толщины материала, его вида, номера ниток.

Большое внимание уделяют отделке изделий. Учащимся рассказывают об отделке изделий с помощью аппликации и отделочной тесьмы, объясняют порядок выполнения отделочных работ.

Проверка качества изделий может осуществляться учащимися самостоятельно, используя карты пооперационного контроля.



Наверх