Технология. Обслуживающий труд. 5 - 9 классы. Методическое пособие. Авторы В.М. Казакевич, Молева Г.А.
Содержание методического пособия
Требования к результатам усвоения содержания программы
Примерное тематическое планирование
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Поурочно-тематическое планирование
Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся
Организация и методика проведения занятий по кулинарии
Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия
Сущность и методика реализации учебных проектов
Примерные тестовые задания для итогового контроля
Примерные практические работы для проверки умений и навыков
Примерные практические работы для проверки умений и навыков
Практическая работа. Определение хлопчатобумажных и льняных тканей
Цель работы: научиться определять хлопчатобумажные и льняные ткани.
Задание
Заполните таблицу, сравнив образцы хлопчатобумажных и льняных тканей по внешнему виду и на ощупь.
Материалы, инструменты и оборудование: учебные пособия, образцы хлопчатобумажных и льняных тканей (по 4 на человека), толстая игла, таблица.
Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей
Признаки | Ткань | |
хлопчатобумажная | льняная | |
Блеск | Матовая | Блестящая |
Гладкость поверхности | Шероховатая | Гладкая |
Мягкость | Мягкая | Жесткая |
Растяжимость:
по основе по утку |
Небольшая Большая |
Небольшая Небольшая |
Гладкость нитей | Пушистые | Гладкие |
Вид обрыва нитей | В виде ватки | В виде кисточки |
Толщина волокон | Тонкие | Толстые |
Порядок выполнения работы
Разложите перед собой пронумерованные образцы, сравните их и запишите свои наблюдения в отчет. Форма отчета прилагается. Сделайте вывод о проделанной работе.
Форма отчета по практической работе «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей»
Признак вида ткани | Образцы | |||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | |
Блеск | ||||
Гладкость поверхности | ||||
Мягкость | ||||
Растяжимость | ||||
Гладкость нитей | ||||
Вид обрыва нитей | ||||
Вид ткани |
Практическая работа. Подготовка швейной машины к работе
Цель работы: научиться приемам заправки швейной машины.
Задание
Подготовьте швейную машину к работе (заправьте верхнюю и нижнюю нити).
Материалы, инструменты и оборудование: швейная машина, учебные пособия, таблицы, нитки хлопчатобумажные.
Порядок выполнения работы
1. Установите рычаг нитепритягивателя и игловодитель в крайнее верхнее положение, повернув для этого маховое колесо.
2. Поднимите лапку машины.
3. Поставьте катушку с нитками на катушечный стержень.
4. Заправьте верхнюю нить.
5. Откройте задвижную пластинку на платформе машины. Достаньте шпульный колпачок со шпулькой из челночного устройства машины.
6. Если на шпульке нитки отсутствуют:
• намотайте несколько витков ниток на шпульку вручную;
• установите шпульку на стержень моталки, совместив паз шпульки со штифтом стержня моталки;
• переключите машину на холостой ход, повернув винт махового колеса на себя;
• намотайте нитки на шпульку, плавно приводя в движение маховое колесо с помощью привода швейной машины.
7. Вставьте намотанную шпульку в шпульный колпачок, заправив при этом нить в прорезь и под пластинчатую пружину. Оставьте свободный конец нити (10—15 см).
8. Переключите машину на рабочий ход.
9. Поверните маховое колесо на себя так, чтобы игла с заправленной верхней нитью опустилась вниз, левой рукой в это время придерживайте конец нити. Как только верхняя нить захватит нижнюю, вытащите нижнюю нить и заправьте обе нити под лапку.
10. Сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа. Моделирование фартука
Цель работы: научиться выполнять моделирование фартука.
Задание
Выполните моделирование деталей фартука (кармана, нагрудника, нижней части).
Материалы, инструменты и оборудование: эскизы базового и желаемого фартуков, учебные пособия, эскизы базовых деталей, ножницы, простой карандаш, ластик.
Порядок выполнения работы
1. Внимательно рассмотрите эскиз желаемого изделия, найдите в нем отличия от эскиза базового фартука.
2. На базовых деталях в соответствии с найденными различиями проведите с помощью карандаша соответственные изменения.
3. При помощи ножниц отрежьте по карандашной линии лишнее с базовых деталей для получения желаемого фасона фартука.
4. Проверьте качество выполненной работы.
Практическая работа. Машинные швы
Цель работы: освоить конструкцию и технологию выполнения машинных швов.
Задание
Выполните машинные швы: стачной, накладной с закрытым срезом, вподгибку с открытым срезом, вподгибку с закрытым срезом.
Материалы, инструменты и оборудование: швейная машина, учебные пособия, образцы машинных швов, ножницы, булавки, кусочки ткани, нитки швейные, игла, утюг, доска гладильная.
Порядок выполнения работы
1. Отутюжьте необходимое количество кусочков ткани.
2. Сметайте или приметайте кусочки в зависимости от вида будущего машинного шва с учетом указанных в учебном пособии размеров.
3. Проложите необходимые машинные строчки.
4. Образцы проутюжьте и прикрепите в альбом (тетрадь).
5. Проверьте качество выполненной работы.
Практическая работа. Подготовка фартука к раскрою
Цель работы: научиться подготавливать фартук к раскрою.
Задание
Выполните раскладку выкройки фартука на однотонной ткани шириной 90 см.
Материалы, инструменты и оборудование: выкройка фартука, учебные пособия, ткань шириной 90 см, булавки.
Порядок выполнения работы
Выполните раскладку выкройки фартука на ткани с учетом ее ширины, направления рисунка и направления долевой нити.
1. Определите лицевую и изнаночную стороны ткани и направление долевой нити.
2. Сложите ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь.
3. Разложите крупные и мелкие детали на ткани с учетом их количества (нижняя часть фартука — 1 деталь, карман — 2 детали, нагрудник — 1 деталь и т. д.).
4. Приколите детали выкройки фартука.
5. Сделайте вывод о проделанной работе.
Сводная таблица результатов практической работы
Дата | Тема | Класс | ФИО учащегося | Оценка за работу | Типичные ошибки, допущенные при выполнении работы |
Анализ урока
Школа ________________
Класс ________________
Тема программы ________________
Тема урока ________________
Цель ________________
ФИО учителя ________________
Дата ________________
№ | Элементы урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Замечания по ходу и содержанию урока |
№ | Показатели анализа урока | Фактические данные |
1 | Готовность учащихся к усвоению темы урока (наличие необходимых знаний и умений) | |
2 | Формы организации и методы проведения урока | |
3 | Использование наглядных пособий и TCO | |
4 | Творческая работа учащихся, развитие их мышления и познавательной деятельности | |
5 | Воспитательная, политехническая и профориентационная направленность урока | |
6 | Какие знания и умения сформированы у учащихся на уроке | |
7 | Учебный материал, плохо усвоенный на уроке(причины) | |
8 | Типичные ошибки учащихся | |
9 | Организационно - методические трудности и способы их устранения | |
10 | Целесообразность изменения трудного для усвоения материала более легким | |
11 | Затраты времени на занятие или его этапы. Причины нехватки времени | |
12 | Предложения по совершенствованию содержания, организации и методов проведения уроков, контрольных, практических и лабораторных работ |
Итоговая отметка за четверть или за учебный год не должна представлять среднюю арифметическую всех ранее полученных оценок, она должна отражать фактический уровень знаний и умений учащихся.