Главная | Технология | УМК, рабочие программы, тематическое планирование | М. И. Шутикова. Технология. 5–9 классы. Методическое пособие для учителя | Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы. Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка. 5 класс
Учебно-тематическое планирование. 5 класс
Примерное поурочное планирование. 5 класс
Пояснительная записка. 6 класс
Учебно-тематическое планирование. 6 класс
Примерное поурочное планирование. 6 класс
Пояснительная записка. 7 класс
Учебно-тематическое планирование. 7 класс
Примерное поурочное планирование. 7 класс
Пояснительная записка. 8 класс
Учебно-тематическое планирование. 8 класс
Примерное поурочное планирование. 8 класс
Пояснительная записка. 9 класс
Примерное поурочное планирование
5 класс (34 ч.)
№ раздела/урока | Содержание | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1 | РОБОТЫ | 5 |
Урок 1 | 1.1. Тема: Что такое робот
Теория: Суть термина робот, кто первый придумал термин, что такое робот-андроид, где применяются роботы. Микропроцессор, как управляют роботом. Первый робот — Луноход. Важные характеристики робота. Практика: Создать мультимедийную презентацию на одну из предложенных тем и подготовить к публичному представлению |
1 |
Урок 2 | 1.2. Тема: Робот конструктора ЕѴЗ
Теория: Описание конструктора, его основные части, назначение основных частей. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Подключение робота. Правила программирования роботов. Практика: Исследовать основные элементы конструктора LEGO MINDSTORMS Education ЕѴЗ и правила подключения основных частей и элементов робота |
1 |
Урок 3 | 1.3. Тема: Сборочный конвейер
Теория: Суть модульного принципа для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка. Достоинства применения модульного принципа |
1 |
Урок 4 | 1.4. Тема: Проект «Валли»
Теория: Правила и основные методы сборки робота. Инструкция по сборке робота. Практика: Выполнить проект «Валли» — собрать робота по инструкции. Проверить работоспособность робота |
1 |
Урок 5 | 1.5. Тема: Культура производства
Теория: Современные предприятия и культура производства. Что подразумевается под культурой производства. Для чего она нужна, что она дает. Практика: Исследуйте предложенные детали в конструкторе, найдите существенные отличия, их назначение и применение |
1 |
РАЗДЕЛ 2 | РОБОТОТЕХНИКА | 8 |
Урок 6 | 2.1. Тема: Робототехника и ее законы
Теория: Кто ввел понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники, их смысл. Что представляет собой современная робототехника. Производство роботов. Где они используются |
1 |
Урок 7 | 2.2. Тема: Передовые направления в робототехнике
Теория: Основные области и направления использования роботов в современном обществе. Практика: Выполнить проект — создать презентацию об интересном для ученика направлении в робототехнике |
1 |
Урок 8 | 2.3. Тема: Программа для управления роботом
Теория: Что такое программирование, для чего необходимо знать язык программирования. Что представляет собой визуальное программирование в робототехнике. Основные команды визуального языка программирования. Что такое контекстная справка. Практика: Исследование структуры окна программы для управления и программирования робота. Изучить основные палитры, для чего они используются |
1 |
Урок 9 | 2.4. Тема: Графический интерфейс пользователя
Теория: Что такое интерфейс, графический интерфейс, в чем его достоинство. Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса. Практика: Исследование графического интерфейса, назначения отдельных элементов окна |
1 |
Урок 10 | 2.5. Тема: Проект «Незнайка»
Теория: Краткие сведения о выполнении проекта. Практика: Выполните проект «Незнайка», составьте программу, чтобы робот выполнил три задания. Проверьте работоспособность |
1 |
Урок 11, 12 | 2.6. Тема: Первая ошибка
Теория: Почему возникают ошибки, как их исправить. Может ли робот выполнять действия не по программе. Память робота, как очистить память робота от предыдущей программы. Практика: Проведите эксперимент по очистке памяти робота. Исследовать программные блоки: проанализировать названия программных блоков и заполнить таблицу по заданию. Д/з: Выполните мультимедийный проект на одну из предложенных тем, придумайте рассказ о роботе. Контроль: Выполнить задание (палитры и вкладки) и заполнить пропуски |
2 |
Урок 13 | 2.7. Тема: Как выполнять несколько дел одновременно
Теория: Как робот выполняет несколько команд одновременно. Что такое задачи для робота и как они выполняются. Что такое параллельные задачи. Сколько задач может решать робот одновременно. Как одна выполняемая задача может мешать другой. Практика: Разработать проект, в котором роботу надо выполнять сразу несколько задач параллельно. Проверить работоспособность, отладить робота, исправить ошибки, если они были допущены |
1 |
РАЗДЕЛ 3 | АВТОМОБИЛИ | 4 |
Урок 14 | 3.1. Тема: Минимальный радиус поворота
Теория: Что такое тележка и радиус поворота тележки. Как вычисляется минимальный радиус поворота тележки или автомобиля. Практика: Вычисление минимального радиуса поворота автомобиля или тележки |
1 |
Урок 15 | 3.2. Тема: Как может поворачивать робот
Теория: Способы поворота робота (быстрый, плавный и нормальный). Схема и настройки поворота. Практика: поиск информации об автомобилях с наименьшим углом поворота; понять, для чего такой автомобиль нужен |
1 |
Урок 16 | 3.3. Тема: Проект для настройки поворотов
Теория: Комментарии к выполнению проекта, уточнение содержания, целей, задач и ожидаемых результатов. Практика: Выполнить исследовательский проект, заполнить таблицы «Соответствие оборота оси мотора развороту робота» и «Соответствие поворота робота числу градусов, найденных экспериментально» |
1 |
Урок 17 | 3.4. Тема: Кольцевые автогонки
Теория: Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки», «Автопробег». Практика: Запрограммировать робота для движения по указанному пути |
1 |
РАЗДЕЛ 4 | РОБОТЫ И ЭКОЛОГИЯ | 2 |
Урок 18 | 4.1. Тема: Проект «Земля Франца Иосифа»
Теория: Краткие сведения о Земле Франца Иосифа, экологическая проблема, моделирование ситуации по решению экологической проблемы. Суть проекта, цель, задачи, ожидаемые результаты. Комментарии к работе. Практика: Разработка проекта по решению одной из экологических проблем. Придумать три способа выполнения задания |
1 |
Урок 19 | 4.2. Тема: Нормативы
Теория: Что такое нормативы (нормы времени). Комментарии к проведению исследования по решению экологической проблемы очистки территории. Практика: Разработать программу исследования по определению нормативов для робота, который будет решать задачи по очистке территории от загрязнения |
1 |
РАЗДЕЛ 5 | РОБОТЫ И ЭМОЦИИ | 5 |
Урок 20, 21 | 5.1. Тема: Эмоциональный робот
Теория: Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы ЕѴЗ. Блоки «Экран» и Звук», функции и особенности. Практика: По справочной системе узнать о программном блоке «Экран», его настройках. По справочной системе узнать о программном блоке «Звук», его настройках. Описать настройки программных блоков «Экран» и «Звук», выполнить задания |
|
Урок 22 | 5.2. Тема: Проект «Встреча»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Уточнение целей, задач и ожидаемых результатов. Практика: Создать программу для робота, который должен установить контакт с представителем внеземной цивилизации. Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 23 | 5.3. Тема: Конкурентная разведка
Теория: Суть конкурентной разведки, цель ее работы. К чему приводит недооценка конкурентной разведки. Практика: Исследовать блок управления «Ожидание», его назначение, возможности и способы настроек |
1 |
Урок 24 | 5.4. Тема: Проект «Разминирование»
Теория: Роботы-саперы, их основные функции. Как управляют роботами-саперами. Практика: улучшить программу для разминирования, взяв за основу программу, приведенную в задании |
1 |
РАЗДЕЛ 6 | РОБОТЫ И ЭМОЦИИ | 1 |
Урок 25 | 6.1. Тема: Первый робот в нашей стране
Теория: Первые российские роботы, краткая характеристика роботов. Практика: Создать модуль «Рука» из конструктора, использовать блоки: Звук, Экран, Ожидание, Средний мотор. Проверить работоспособность робота, отладить |
1 |
РАЗДЕЛ 7 | ИМИТАЦИЯ | 5 |
Урок 26 | 7.1. Тема: Роботы-симуляторы
Теория: Роботы-тренажеры, виды роботов — имитаторы и симуляторы, назначение и основные возможности. Практика: провести испытания робота «Рука» и «Робот-сапер» |
1 |
Урок 27 | 7.2. Тема: Алгоритм и композиция
Теория: Что такое алгоритм, откуда появилось это слово. Композиция — это линейный алгоритм, особенности линейного алгоритма. Практика: Провести исследование по выполненным проектам, найти программы, которые подходят под определение «линейные алгоритмы» |
1 |
Урок 28 | 7.3. Тема: Свойства алгоритма
Теория: Признаки линейного алгоритма — начало и конец. Свойства алгоритмов. Практика: Выполните практические задания |
1 |
Урок 29 | 7.4. Тема: Система команд исполнителя
Теория: Знакомство с понятиями «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойство системы команд исполнителя. Практика: Смысл, цель и ожидаемые результаты проекта «Выпускник» |
1 |
Урок 30 | 7.5. Тема: Проект «Выпускник»
Практика: Выполнить проект «Выпускник», создать имитатор поведения выпускника, составить программу имитатор поведения выпускника по составленному алгоритму. Проверить работоспособность, отладить, провести испытания |
1 |
РАЗДЕЛ 8 | ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ | 3 |
Урок 31 | 8.1. Тема: Звуковой редактор и конвертер
Теория: Основные понятия «звуковой редактор», «конвертер». Практика: Практическая работа в звуковом редакторе |
1 |
Урок 32 | 8.2. Тема: Проект «Послание»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта, цель, задачи и ожидаемые результаты. Практика: Выполнить проект с использованием инструкций, указанных в параграфе. Проверить работоспособность робота, провести испытания, отладить |
1 |
Урок 33 | 8.3. Тема: Проект «Пароль и отзыв»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта, цель, задачи и ожидаемые результаты. Практика: Выполнить проект с использованием инструкций, указанных в параграфе. Проверить работоспособность робота, провести испытания, отладить |
1 |
РАЗДЕЛ 9 | ЗАКЛЮЧИТЕЛВНОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 |
Урок 34 | 9.1. Тема: подведение итогов
Практика: Презентация выполненных проектов роботов |
1 |
ВСЕГО | 34 часа |