Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов





Примерное поурочное планирование
5 класс (34 ч.)


№ раздела/урока Содержание Кол-во часов
РАЗДЕЛ 1 РОБОТЫ 5
Урок 1 1.1. Тема: Что такое робот
Теория: Суть термина робот, кто первый придумал термин, что такое робот-андроид, где применяются роботы. Микропроцессор, как управляют роботом. Первый робот — Луноход. Важные характеристики робота.
Практика: Создать мультимедийную презентацию на одну из предложенных тем и подготовить к публичному представлению
1
Урок 2 1.2. Тема: Робот конструктора ЕѴЗ
Теория: Описание конструктора, его основные части, назначение основных частей. Способы подключения датчиков, моторов и блока управления. Подключение робота. Правила программирования роботов.
Практика: Исследовать основные элементы конструктора LEGO MINDSTORMS Education ЕѴЗ и правила подключения основных частей и элементов робота
1
Урок 3 1.3. Тема: Сборочный конвейер
Теория: Суть модульного принципа для сборки сложных устройств. Конвейерная автоматизированная сборка.
Достоинства применения модульного принципа
1
Урок 4 1.4. Тема: Проект «Валли»
Теория: Правила и основные методы сборки робота. Инструкция по сборке робота.
Практика: Выполнить проект «Валли» — собрать робота по инструкции. Проверить работоспособность робота
1
Урок 5 1.5. Тема: Культура производства
Теория: Современные предприятия и культура производства.
Что подразумевается под культурой производства. Для чего она нужна, что она дает.
Практика: Исследуйте предложенные детали в конструкторе, найдите существенные отличия, их назначение и применение
1
РАЗДЕЛ 2 РОБОТОТЕХНИКА 8
Урок 6 2.1. Тема: Робототехника и ее законы
Теория: Кто ввел понятие «робототехника». Три закона (правила) робототехники, их смысл. Что представляет собой современная робототехника. Производство роботов. Где они используются
1
Урок 7 2.2. Тема: Передовые направления в робототехнике
Теория: Основные области и направления использования роботов в современном обществе.
Практика: Выполнить проект — создать презентацию об интересном для ученика направлении в робототехнике
1
Урок 8 2.3. Тема: Программа для управления роботом
Теория: Что такое программирование, для чего необходимо знать язык программирования. Что представляет собой визуальное программирование в робототехнике. Основные команды визуального языка программирования. Что такое контекстная справка.
Практика: Исследование структуры окна программы для управления и программирования робота. Изучить основные палитры, для чего они используются
1
Урок 9 2.4. Тема: Графический интерфейс пользователя
Теория: Что такое интерфейс, графический интерфейс, в чем его достоинство. Взаимодействие пользователя с роботом. Достоинство графического интерфейса.
Практика: Исследование графического интерфейса, назначения отдельных элементов окна
1
Урок 10 2.5. Тема: Проект «Незнайка»
Теория: Краткие сведения о выполнении проекта.
Практика: Выполните проект «Незнайка», составьте программу, чтобы робот выполнил три задания. Проверьте работоспособность
1
Урок 11, 12 2.6. Тема: Первая ошибка
Теория: Почему возникают ошибки, как их исправить. Может ли робот выполнять действия не по программе. Память робота, как очистить память робота от предыдущей программы.
Практика: Проведите эксперимент по очистке памяти робота. Исследовать программные блоки: проанализировать названия программных блоков и заполнить таблицу по заданию.
Д/з: Выполните мультимедийный проект на одну из предложенных тем, придумайте рассказ о роботе.
Контроль: Выполнить задание (палитры и вкладки) и заполнить пропуски
2
Урок 13 2.7. Тема: Как выполнять несколько дел одновременно
Теория: Как робот выполняет несколько команд одновременно. Что такое задачи для робота и как они выполняются. Что такое параллельные задачи. Сколько задач может решать робот одновременно. Как одна выполняемая задача может мешать другой.
Практика: Разработать проект, в котором роботу надо выполнять сразу несколько задач параллельно. Проверить работоспособность, отладить робота, исправить ошибки, если они были допущены
1
РАЗДЕЛ 3 АВТОМОБИЛИ 4
Урок 14 3.1. Тема: Минимальный радиус поворота
Теория: Что такое тележка и радиус поворота тележки. Как вычисляется минимальный радиус поворота тележки или автомобиля.
Практика: Вычисление минимального радиуса поворота автомобиля или тележки
1
Урок 15 3.2. Тема: Как может поворачивать робот
Теория: Способы поворота робота (быстрый, плавный и нормальный). Схема и настройки поворота.
Практика: поиск информации об автомобилях с наименьшим углом поворота; понять, для чего такой автомобиль нужен
1
Урок 16 3.3. Тема: Проект для настройки поворотов
Теория: Комментарии к выполнению проекта, уточнение содержания, целей, задач и ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить исследовательский проект, заполнить таблицы «Соответствие оборота оси мотора развороту робота» и «Соответствие поворота робота числу градусов, найденных экспериментально»
1
Урок 17 3.4. Тема: Кольцевые автогонки
Теория: Знакомство с понятиями «Кольцевые автогонки», «Автопробег».
Практика: Запрограммировать робота для движения по указанному пути
1
РАЗДЕЛ 4 РОБОТЫ И ЭКОЛОГИЯ 2
Урок 18 4.1. Тема: Проект «Земля Франца Иосифа»
Теория: Краткие сведения о Земле Франца Иосифа, экологическая проблема, моделирование ситуации по решению экологической проблемы. Суть проекта, цель, задачи, ожидаемые результаты. Комментарии к работе.
Практика: Разработка проекта по решению одной из экологических проблем. Придумать три способа выполнения задания
1
Урок 19 4.2. Тема: Нормативы
Теория: Что такое нормативы (нормы времени). Комментарии к проведению исследования по решению экологической проблемы очистки территории.
Практика: Разработать программу исследования по определению нормативов для робота, который будет решать задачи по очистке территории от загрязнения
1
РАЗДЕЛ 5 РОБОТЫ И ЭМОЦИИ 5
Урок 20, 21 5.1. Тема: Эмоциональный робот
Теория: Социальные функции робота. Способы передачи эмоций роботом на базе платформы ЕѴЗ. Блоки «Экран» и Звук», функции и особенности.
Практика: По справочной системе узнать о программном блоке «Экран», его настройках. По справочной системе узнать о программном блоке «Звук», его настройках. Описать настройки программных блоков «Экран» и «Звук», выполнить задания
Урок 22 5.2. Тема: Проект «Встреча»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Уточнение целей, задач и ожидаемых результатов.
Практика: Создать программу для робота, который должен установить контакт с представителем внеземной цивилизации. Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 23 5.3. Тема: Конкурентная разведка
Теория: Суть конкурентной разведки, цель ее работы. К чему приводит недооценка конкурентной разведки.
Практика: Исследовать блок управления «Ожидание», его назначение, возможности и способы настроек
1
Урок 24 5.4. Тема: Проект «Разминирование»
Теория: Роботы-саперы, их основные функции. Как управляют роботами-саперами.
Практика: улучшить программу для разминирования, взяв за основу программу, приведенную в задании
1
РАЗДЕЛ 6 РОБОТЫ И ЭМОЦИИ 1
Урок 25 6.1. Тема: Первый робот в нашей стране
Теория: Первые российские роботы, краткая характеристика роботов.
Практика: Создать модуль «Рука» из конструктора, использовать блоки: Звук, Экран, Ожидание, Средний мотор. Проверить работоспособность робота, отладить
1
РАЗДЕЛ 7 ИМИТАЦИЯ 5
Урок 26 7.1. Тема: Роботы-симуляторы
Теория: Роботы-тренажеры, виды роботов — имитаторы и симуляторы, назначение и основные возможности.
Практика: провести испытания робота «Рука» и «Робот-сапер»
1
Урок 27 7.2. Тема: Алгоритм и композиция
Теория: Что такое алгоритм, откуда появилось это слово. Композиция — это линейный алгоритм, особенности линейного алгоритма.
Практика: Провести исследование по выполненным проектам, найти программы, которые подходят под определение «линейные алгоритмы»
1
Урок 28 7.3. Тема: Свойства алгоритма
Теория: Признаки линейного алгоритма — начало и конец. Свойства алгоритмов.
Практика: Выполните практические задания
1
Урок 29 7.4. Тема: Система команд исполнителя
Теория: Знакомство с понятиями «команда», «исполнитель», «система команд исполнителя». Свойство системы команд исполнителя.
Практика: Смысл, цель и ожидаемые результаты проекта «Выпускник»
1
Урок 30 7.5. Тема: Проект «Выпускник»
Практика: Выполнить проект «Выпускник», создать имитатор поведения выпускника, составить программу имитатор поведения выпускника по составленному алгоритму. Проверить работоспособность, отладить, провести испытания
1
РАЗДЕЛ 8 ЗВУКОВЫЕ ИМИТАЦИИ 3
Урок 31 8.1. Тема: Звуковой редактор и конвертер
Теория: Основные понятия «звуковой редактор», «конвертер».
Практика: Практическая работа в звуковом редакторе
1
Урок 32 8.2. Тема: Проект «Послание»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта, цель, задачи и ожидаемые результаты.
Практика: Выполнить проект с использованием инструкций, указанных в параграфе. Проверить работоспособность робота, провести испытания, отладить
1
Урок 33 8.3. Тема: Проект «Пароль и отзыв»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Смысл проекта, цель, задачи и ожидаемые результаты.
Практика: Выполнить проект с использованием инструкций, указанных в параграфе. Проверить работоспособность робота, провести испытания, отладить
1
РАЗДЕЛ 9 ЗАКЛЮЧИТЕЛВНОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Урок 34 9.1. Тема: подведение итогов
Практика: Презентация выполненных проектов роботов
1
ВСЕГО 34 часа






Наверх