Главная | Технология | УМК, рабочие программы, тематическое планирование | М. И. Шутикова. Технология. 5–9 классы. Методическое пособие для учителя | Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы. Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка. 5 класс
Учебно-тематическое планирование. 5 класс
Примерное поурочное планирование. 5 класс
Пояснительная записка. 6 класс
Учебно-тематическое планирование. 6 класс
Примерное поурочное планирование. 6 класс
Пояснительная записка. 7 класс
Учебно-тематическое планирование. 7 класс
Примерное поурочное планирование. 7 класс
Пояснительная записка. 8 класс
Учебно-тематическое планирование. 8 класс
Примерное поурочное планирование. 8 класс
Пояснительная записка. 9 класс
Примерное поурочное планирование
8 класс
№ раздела/урока | Содержание | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1 | СЛОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ | 1 |
Урок 1 | 1.4. Тема урока: Как работать над проектом. Проект «Система газ — тормоз»
Теория: Краткие сведения о проекте, общие рекомендации и правила работы над проектом. Комментарии к проекту «Система газ — тормоз». Практика: Выполнить проект «Система газ — тормоз» в соответствии с рекомендациями. Составить программу, провести исследование с целью улучшения проекта, скорректировать программу в соответствии с заданиями. Проверить работоспособность и отладить |
1 |
РАЗДЕЛ 2 | ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ... | 2 |
Урок 2 | 2.1. Тема: Реализуем и оформляем проект. Проект «Робот на КПП»
Теория: Что такое проект, смысл проекта и проектирования. Описание этапов выполнения проекта — от идеи до перспектив развития проекта. Комментарии к проекту «Робот на КПП». Практика: Выполнить проект «Робот на КПП» в соответствии с заданием и рисунками. Оформить проект |
1 |
Урок 3 | 2.2. Тема: Проекты «Робот-уборщик» и «Цветовая система управления»
Теория: Роботы-уборщики, способы ориентации роботов-уборщиков. Комментарии к проектам «Робот-уборщик» и «Цветовая система управления», требования к проектам. Практика: Выполнить проекты: «Робот-уборщик» и «Цветовая система управления» по заданиям, оформить проекты в соответствии с требованиями. Проверить работоспособность, отладить |
1 |
РАЗДЕЛ 3 | ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ | 2 |
Урок 4 | 3.1. Тема: Требования к программам. Практические работы «Свойства математических действий» и «Вспомогательная переменная»
Теория: Программа и программный продукт. Отличия программы от программного продукта. Комментарии к выполнению практической работы. Что такое переменная «счетчик», ее особенности. Практика: Выполнить практические работы «Свойства математических действий» и «Вспомогательная переменная» (задание, рисунок) |
1 |
Урок 5 | 3.2. Тема: Практическая работа «Сравни — и узнаешь истину» и проект «Управление электромобилем»
Теория: Блок «Сравнение», особенности блока и настройки. Комментарии к выполнению практической работы «Сравни — и узнаешь». Комментарии к выполнению проекта «Управление автомобилем». Требования к проекту. Практика: Выполнить практическую работу «Сравни — и узнаешь». Выполнить проект «Управление автомобилем» по заданиям. Провести исследование и усовершенствовать программу по заданиям |
1 |
РАЗДЕЛ 4 | МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ | 1 |
Урок 6 | 4.1. Тема: Практическая работа «Спидометр для робота с коробкой переключения передач» и проект «Мгновенная скорость»
Теория: Комментарии к выполнению практической работы. Формула в блоке «Математика». Мгновенная скорость. Как ее найти. Комментарии к выполнению проекта. Практика: Выполнить практическую работу «Спидометр для робота с коробкой переключения передач». Выполнить проект «Мгновенная скорость» по заданиям |
1 |
РАЗДЕЛ 5 | ИМПРОВИЗАЦИЯ | 3 |
Урок 7 | 5.1. Тема: Импровизация и робот. Исследование «Случайное число»
Теория: Что такое «импровизация». Программный блок «Случайное значение». Назначение и функции блока. Настройки блока. Комментарии к исследованию «Случайное число». Практика: Выполнить исследование «Случайное число». Выполнить задания |
1 |
Урок 8 | 5.2. Тема: Проекты «Игра в кости» и «Конкурс танцев»
Теория: Комментарии к проектам. Требования к выполнению проектов. Практика: Анализ программы по рисунку «Игра в кости для одного игрока» (задание). Разработать программу «Игра в кости для двух человек» и программу для определения победителя). Выполнить проект «Конкурс танцев» по заданиям. Проверить работоспособность |
1 |
Урок 9 | 5.3. Тема: Проект «Робот, говорящий выпавшее число»
Теория: Комментарии к проекту. Требования к выполнению проекта. Практика: Выполнить проект по заданиям. Проверить работоспособность. Отладить программу |
1 |
РАЗДЕЛ 6 | ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СЕТИ | 1 |
Урок 10 | 6.1. Тема: Первая персональная сеть Cybiko. Практическая работа «PAN или пропал». Проект «Экипаж лунохода»
Теория: Что такое персональная сеть. Cybiko. Особенности персональных сетей. Назначение и возможности. Комментарии к выполнению проекта «Экипаж лунохода». Практика: Выполнить проект по заданиям. Проверить работоспособность. Отладить программу |
1 |
РАЗДЕЛ 7 | РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ | 1 |
Урок 11 | 7.1. Тема: Системы управления. Проект «Геймпад»
Теория: Основные понятия о системах управления. Виды систем управления. Замкнутая и разомкнутая. Характеристика групп систем управления. Комментарии к выполнению практической работы и проекта «Геймпад». Практика: Выполнить практическую работу «Замкнутая и разомкнутая системы управления» (задания). Выполнить проект «Геймпад». Проверить работоспособность системы и усовершенствовать проект |
1 |
РАЗДЕЛ 8 | ПРОМЫШЛЕННЫЕ РОБОТЫ | 4 |
Урок 12 | 8.1. Тема: Роботы в промышленности. Проект «Движемся зигзагом»
Теория: Промышленные роботы. Краткая характеристика промышленных роботов. Комментарии к проекту. Принцип отслеживания границы черной полосы и белого поля. Датчик цвета в режиме Яркость отраженного света. Практика: Выполнить задание — создать прототип промышленного робота. Выполнить проект «Движемся зигзагом» по заданиям. Проверить работоспособность, отладить. |
1 |
Урок 13 | 8.2. Тема: Проекты «Плавное движение по линии» и «Движемся прямо»
Теория: Комментарии к проектам «Плавное движение по линии» и «Движемся прямо». Рекомендации к проведению исследований. Практика: Выполнить проект «Плавное движение по линии» по заданиям. Проверить работоспособность и отладить. Провести исследования. Выполнить проект «Движемся прямо» по заданиям. Проверить работоспособность и отладить. Провести исследования |
1 |
Урок 14 | 8.3. Тема: Проекты «Используем два датчика цвета» и «Гараж будущего»
Теория: Комментарии по работе с проектами. Уточнение идеи, целей и задач. Настройки блока «Математика». Практика: Выполнить проект «Используем два датчика цвета», использовать программы на рисунках. Выполнить проект «Гараж будущего» самостоятельно. Проверить работоспособность и отладить |
1 |
Урок 15 | 8.4. Тема: Проекты «Используем четыре датчика» и «Складской робот»
Теория: Комментарии к проектам. Уточнение идеи проекта, целей и задач. Практика: Выполнить проект «Используем четыре датчика цвета». Проверить работоспособность и отладить. Выполнить проект «Складской робот» по заданию. Проверить работоспособность и отладить |
1 |
РАЗДЕЛ 9 | АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ | 2 |
Урок 16 | 9.1. Тема: Персональный автоматический транспорт. Проект «Кольцевой маршрут»
Теория: Знакомство с понятиями: «транспорт», «автоматический транспорт» и «персональный автоматический транспорт». Назначение персональных автоматических систем. Комментарии к проекту «Кольцевой маршрут». Практика: Выполнить проект «Кольцевой маршрут» по заданиям, используя рисунки |
1 |
Урок 17 | 9.2. Тема: Проект «Инверсия»
Теория: Что такое инверсия и инверсия цветов. Как связаны мощность мотора и яркость отраженного света. Комментарии к проекту. Уточнение целей и задач. Практика: Выполнить проект, используя фрагмент программы на рисунке |
1 |
РАЗДЕЛ 10 | АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ | 3 |
Урок 18 | 10.1. Тема: Теория автоматического управления. Проект «Держи планку»
Теория: Основные сведения о теории автоматического управления. Знакомство с основными понятиями. Где используются идеи автоматического управления. Комментарии к проекту «Держи планку». Уточнение идеи целей, задач, результатов проекта. Практика: Выполнить задание. Выполнить проект «Держи планку» по рисункам и заданиям. Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 19 | 10.2. Тема: Проект «Робот, будь принципиальным!» и «Поехали на регуляторе»
Теория: Комментарии к проектам «Робот, будь принципиальным» и «Поехали на регуляторе». Уточнение идей проектов, целей, задач и ожидаемых результатов. Практика: Выполнить проект «Робот, будь принципиальным» и проект «Поехали на регуляторе» по заданиям. Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 20 | 10.3. Тема: Проект «Секретная служба»
Теория: Комментарии к проекту «Секретная служба». Уточнение идеи проекта, цели и задач, ожидаемых результатов. Практика: Выполнить проект по заданиям и рисункам. Проверить работоспособность, отладить |
1 |
РАЗДЕЛ 11 | ЗАКОНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ | 6 |
Урок 21 | 11.1. Тема: Пропорциональный закон. Интегральный закон. Исследование работы интегрального регулятора.
Теория: Основные сведения о пропорциональном и интегральном законах. Математическая модель, описывающая зависимость. Смысл основных понятий. Комментарии к проведению исследования работы интегрального регулятора. Практика: Выполнить исследования по заданиям |
1 |
Урок 22 | 11.2. Тема: Дифференциальный закон. Исследование работы дифференциального регулятора
Теория: Суть дифференциального закона регулирования. Математическая модель дифференциального регулятора. Комментарии к проведению исследования работы дифференциального регулятора. Практика: Выполнить исследование по заданию и программе на рисунке |
1 |
Урок 23 | 11.3. Тема: Линейные регуляторы. Практическая работа «Композиции линейных регуляторов»
Теория: Особенности разных видов линейных регуляторов: пропорциональный, интегральный и дифференциальный. Комментарии по созданию композиций из разных видов регуляторов. Комментарии к выполнению практической работы. Практика: Выполнить практическую работу «Композиции линейных регуляторов» по заданиям. Проверить работоспособность регуляторов |
1 |
Урок 24 | 11.4. Тема: Нелинейные регуляторы. Исследование работы кубического регулятора. Проект «Идеи новых регуляторов»
Теория: Нелинейные регуляторы. Особенности и отличия. Назначение нелинейных регуляторов. Кубические регуляторы. Комментарии к проекту «Идеи новых регуляторов». Практика: Выполнить исследование работы кубического регулятора. Выполнить проект «Идеи новых регуляторов» по заданию. Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 25 | 11.5. Тема: Пропорционально-интегрально- дифференциальный регулятор. Проект «Соблюдай дистанцию»
Теория: Назначение и особенности пропорционально-интегрального регулятора. Настройка ПИД. Комментарии к выполнению проекта. Уточнение идеи, цели и задач, ожидаемых результатов. Практика: Выполнить проект и задания в соответствии с планом экспериментальной и расчетной частей. Проверить работу ПИД |
1 |
Урок 26 | 11.6. Тема: Проект «Вдоль черной линии»
Теория: Комментарии к проекту «Вдоль черной линии». Уточнение идеи, цели и задач проекта, ожидаемых результатов. Комментарии к проведению экспериментов. Практика: Выполнить проект «Вдоль черной линии» по заданиям и провести исследование, заполнить таблицу по заданию |
1 |
РАЗДЕЛ 12 | ПРОФЕССИЯ — ИНЖЕНЕР | 8 |
Урок 27 | 12.1. Тема: Данные, информация, знания. Инженерная специальность. Проект «Сушилка для рук»
Теория: Смысл понятий «данные», «информация» и «знания», отличия и особенности. В чем смысл профессии инженера, особенности. Комментарии к выполнению проекта, уточнение цели,задач и результатов. Практика: Выполнить проект «Сушилка для рук», проверить работоспособность и оформить отчет |
1 |
Урок 28 | 12.2. Тема: Проекты «Светофор». Практические работы «Секундомер для учителя физкультуры» и «Стартовая система»
Теория: Комментарии к выполнению проектов и оформлению отчетов. Уточнение целей и задач и ожидаемых результатов. Комментарии к выполнению практических работ. Практика: Выполнить проекты «Светофор», проверить работоспособность, отладить. Оформить отчет. Выполнить практические работы «Секундомер для учителя физкультуры» и «Стартовая система». Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 29 | 12.3. Тема: Проекты «Приборная панель». Исследование работы лифта. Практическая работа «Стиральная машина»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Приборная панель», оформлению отчета и проведения исследования. Комментарии к выполнению исследования работы лифта и практической работы «Стиральная машина». Практика: Выполнить проект, проверить работоспособность, отладить. Создать план исследования работы лифта, провести исследование. Выполнить практическую работу «Стиральная машина». Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 30 | 12.4. Тема: Практическая работа «Регулятор температуры». Проект «Послушный домашний помощник»
Теория: Комментарии к выполнению практической работы «Регулятор температуры». Уточнение смысла, цели и задач проекта, ожидаемые результаты. Комментарии к выполнению проекта «Послушный домашний помощник». Уточнение смысла, целей и задач. Практика: Выполнить практическую работу, создать регулятор температуры. Выполнить проект «Послушный помощник». Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 31 | 12.5. Тема: Проект «Валли». Практическая работа «Робот-газонокосилыцик»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Валли» и составлению отчета. Уточнение идеи цели, задач проекта. Комментарии к выполнению практической работы и составлению программы для робота-газонокосильщика. Уточнение идеи, цели и задач проекта. Практика: Выполнить проект «Валли» и практическую работу «Робот-газонокосилыцик». Написать отчет по работе над проектом. Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 32 | 12.6. Тема: Проект «Робот-футболист». Практическая работа «Робот-погрузчик»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Робот-футболист». Уточнение идеи проекта, цели и задач, ожидаемых результатов. Комментарии к выполнению практической работы «Робот-погрузчик», к составлению алгоритмов и программы. Практика: Выполнить проект «Робот-футболист», составить отчет. Проверить работоспособность и отладить. Выполнить практическую работу «Робот-погрузчик», составить программу, проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 33 | 12.7. Тема: Практическая работа «Чертёжная машина». Проект «Сбор космического мусора»
Теория: Комментарии к выполнению практической работы «Чертежная машина». Комментарии к выполнению проекта «Сбор космического мусора». Уточнение идеи проекта, цели и задач. Практика: Выполнить практическую работу «Чертежная машина». Составить алгоритм и программу. Проверить работоспособность, отладить. Выполнить проект «Сбор космического мусора». Проверить работоспособность, отладить |
1 |
Урок 34 | 12.8. Тема: Итоговое занятие
Теория: Презентация лучших проектов. Какие ошибки возникают при испытаниях роботов. Практика: Дополнить список ошибок и проблем, возникающих в процессе выполнения исследовательских проектов |
1 |
ВСЕГО | 34 часа |