Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов





Примерное поурочное планирование
8 класс


№ раздела/урока Содержание Кол-во часов
РАЗДЕЛ 1 СЛОЖНЫЕ ПРОЕКТЫ 1
Урок 1 1.4. Тема урока: Как работать над проектом. Проект «Система газ — тормоз»
Теория: Краткие сведения о проекте, общие рекомендации и правила работы над проектом. Комментарии к проекту «Система газ — тормоз».
Практика: Выполнить проект «Система газ — тормоз» в соответствии с рекомендациями. Составить программу, провести исследование с целью улучшения проекта, скорректировать программу в соответствии с заданиями. Проверить работоспособность и отладить
1
РАЗДЕЛ 2 ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ, ПРОЕКТЫ... 2
Урок 2 2.1. Тема: Реализуем и оформляем проект. Проект «Робот на КПП»
Теория: Что такое проект, смысл проекта и проектирования. Описание этапов выполнения проекта — от идеи до перспектив развития проекта. Комментарии к проекту «Робот на КПП».
Практика: Выполнить проект «Робот на КПП» в соответствии с заданием и рисунками. Оформить проект
1
Урок 3 2.2. Тема: Проекты «Робот-уборщик» и «Цветовая система управления»
Теория: Роботы-уборщики, способы ориентации роботов-уборщиков. Комментарии к проектам «Робот-уборщик» и «Цветовая система управления», требования к проектам.
Практика: Выполнить проекты: «Робот-уборщик» и «Цветовая система управления» по заданиям, оформить проекты в соответствии с требованиями. Проверить работоспособность, отладить
1
РАЗДЕЛ 3 ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ 2
Урок 4 3.1. Тема: Требования к программам. Практические работы «Свойства математических действий» и «Вспомогательная переменная»
Теория: Программа и программный продукт. Отличия программы от программного продукта. Комментарии к выполнению практической работы. Что такое переменная «счетчик», ее особенности.
Практика: Выполнить практические работы «Свойства математических действий» и «Вспомогательная переменная» (задание, рисунок)
1
Урок 5 3.2. Тема: Практическая работа «Сравни — и узнаешь истину» и проект «Управление электромобилем»
Теория: Блок «Сравнение», особенности блока и настройки. Комментарии к выполнению практической работы «Сравни — и узнаешь». Комментарии к выполнению проекта «Управление автомобилем». Требования к проекту.
Практика: Выполнить практическую работу «Сравни — и узнаешь». Выполнить проект «Управление автомобилем» по заданиям. Провести исследование и усовершенствовать программу по заданиям
1
РАЗДЕЛ 4 МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ 1
Урок 6 4.1. Тема: Практическая работа «Спидометр для робота с коробкой переключения передач» и проект «Мгновенная скорость»
Теория: Комментарии к выполнению практической работы. Формула в блоке «Математика». Мгновенная скорость. Как ее найти. Комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить практическую работу «Спидометр для робота с коробкой переключения передач». Выполнить проект «Мгновенная скорость» по заданиям
1
РАЗДЕЛ 5 ИМПРОВИЗАЦИЯ 3
Урок 7 5.1. Тема: Импровизация и робот. Исследование «Случайное число»
Теория: Что такое «импровизация». Программный блок «Случайное значение». Назначение и функции блока. Настройки блока. Комментарии к исследованию «Случайное число».
Практика: Выполнить исследование «Случайное число». Выполнить задания
1
Урок 8 5.2. Тема: Проекты «Игра в кости» и «Конкурс танцев»
Теория: Комментарии к проектам. Требования к выполнению проектов.
Практика: Анализ программы по рисунку «Игра в кости для одного игрока» (задание). Разработать программу «Игра в кости для двух человек» и программу для определения победителя). Выполнить проект «Конкурс танцев» по заданиям. Проверить работоспособность
1
Урок 9 5.3. Тема: Проект «Робот, говорящий выпавшее число»
Теория: Комментарии к проекту. Требования к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект по заданиям. Проверить работоспособность. Отладить программу
1
РАЗДЕЛ 6 ПЕРСОНАЛЬНЫЕ СЕТИ 1
Урок 10 6.1. Тема: Первая персональная сеть Cybiko. Практическая работа «PAN или пропал». Проект «Экипаж лунохода»
Теория: Что такое персональная сеть. Cybiko. Особенности персональных сетей. Назначение и возможности. Комментарии к выполнению проекта «Экипаж лунохода».
Практика: Выполнить проект по заданиям. Проверить работоспособность. Отладить программу
1
РАЗДЕЛ 7 РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 1
Урок 11 7.1. Тема: Системы управления. Проект «Геймпад»
Теория: Основные понятия о системах управления. Виды систем управления. Замкнутая и разомкнутая. Характеристика групп систем управления. Комментарии к выполнению практической работы и проекта «Геймпад».
Практика: Выполнить практическую работу «Замкнутая и разомкнутая системы управления» (задания). Выполнить проект «Геймпад». Проверить работоспособность системы и усовершенствовать проект
1
РАЗДЕЛ 8 ПРОМЫШЛЕННЫЕ РОБОТЫ 4
Урок 12 8.1. Тема: Роботы в промышленности. Проект «Движемся зигзагом»
Теория: Промышленные роботы. Краткая характеристика промышленных роботов. Комментарии к проекту. Принцип отслеживания границы черной полосы и белого поля. Датчик цвета в режиме Яркость отраженного света.
Практика: Выполнить задание — создать прототип промышленного робота. Выполнить проект «Движемся зигзагом» по заданиям. Проверить работоспособность, отладить.
1
Урок 13 8.2. Тема: Проекты «Плавное движение по линии» и «Движемся прямо»
Теория: Комментарии к проектам «Плавное движение по линии» и «Движемся прямо». Рекомендации к проведению исследований.
Практика: Выполнить проект «Плавное движение по линии» по заданиям. Проверить работоспособность и отладить. Провести исследования. Выполнить проект «Движемся прямо» по заданиям. Проверить работоспособность и отладить. Провести исследования
1
Урок 14 8.3. Тема: Проекты «Используем два датчика цвета» и «Гараж будущего»
Теория: Комментарии по работе с проектами. Уточнение идеи, целей и задач. Настройки блока «Математика».
Практика: Выполнить проект «Используем два датчика цвета», использовать программы на рисунках. Выполнить проект «Гараж будущего» самостоятельно. Проверить работоспособность и отладить
1
Урок 15 8.4. Тема: Проекты «Используем четыре датчика» и «Складской робот»
Теория: Комментарии к проектам. Уточнение идеи проекта, целей и задач.
Практика: Выполнить проект «Используем четыре датчика цвета». Проверить работоспособность и отладить. Выполнить проект «Складской робот» по заданию. Проверить работоспособность и отладить
1
РАЗДЕЛ 9 АВТОМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ 2
Урок 16 9.1. Тема: Персональный автоматический транспорт. Проект «Кольцевой маршрут»
Теория: Знакомство с понятиями: «транспорт», «автоматический транспорт» и «персональный автоматический транспорт». Назначение персональных автоматических систем. Комментарии к проекту «Кольцевой маршрут».
Практика: Выполнить проект «Кольцевой маршрут» по заданиям, используя рисунки
1
Урок 17 9.2. Тема: Проект «Инверсия»
Теория: Что такое инверсия и инверсия цветов. Как связаны мощность мотора и яркость отраженного света. Комментарии к проекту. Уточнение целей и задач.
Практика: Выполнить проект, используя фрагмент программы на рисунке
1
РАЗДЕЛ 10 АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ 3
Урок 18 10.1. Тема: Теория автоматического управления. Проект «Держи планку»
Теория: Основные сведения о теории автоматического управления. Знакомство с основными понятиями. Где используются идеи автоматического управления. Комментарии к проекту «Держи планку». Уточнение идеи целей, задач, результатов проекта.
Практика: Выполнить задание. Выполнить проект «Держи планку» по рисункам и заданиям. Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 19 10.2. Тема: Проект «Робот, будь принципиальным!» и «Поехали на регуляторе»
Теория: Комментарии к проектам «Робот, будь принципиальным» и «Поехали на регуляторе». Уточнение идей проектов, целей, задач и ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить проект «Робот, будь принципиальным» и проект «Поехали на регуляторе» по заданиям. Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 20 10.3. Тема: Проект «Секретная служба»
Теория: Комментарии к проекту «Секретная служба». Уточнение идеи проекта, цели и задач, ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить проект по заданиям и рисункам. Проверить работоспособность, отладить
1
РАЗДЕЛ 11 ЗАКОНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 6
Урок 21 11.1. Тема: Пропорциональный закон. Интегральный закон. Исследование работы интегрального регулятора.
Теория: Основные сведения о пропорциональном и интегральном законах. Математическая модель, описывающая зависимость. Смысл основных понятий. Комментарии к проведению исследования работы интегрального регулятора.
Практика: Выполнить исследования по заданиям
1
Урок 22 11.2. Тема: Дифференциальный закон. Исследование работы дифференциального регулятора
Теория: Суть дифференциального закона регулирования. Математическая модель дифференциального регулятора. Комментарии к проведению исследования работы дифференциального регулятора.
Практика: Выполнить исследование по заданию и программе на рисунке
1
Урок 23 11.3. Тема: Линейные регуляторы. Практическая работа «Композиции линейных регуляторов»
Теория: Особенности разных видов линейных регуляторов: пропорциональный, интегральный и дифференциальный. Комментарии по созданию композиций из разных видов регуляторов. Комментарии к выполнению практической работы.
Практика: Выполнить практическую работу «Композиции линейных регуляторов» по заданиям. Проверить работоспособность регуляторов
1
Урок 24 11.4. Тема: Нелинейные регуляторы. Исследование работы кубического регулятора. Проект «Идеи новых регуляторов»
Теория: Нелинейные регуляторы. Особенности и отличия. Назначение нелинейных регуляторов. Кубические регуляторы. Комментарии к проекту «Идеи новых регуляторов».
Практика: Выполнить исследование работы кубического регулятора. Выполнить проект «Идеи новых регуляторов» по заданию. Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 25 11.5. Тема: Пропорционально-интегрально- дифференциальный регулятор. Проект «Соблюдай дистанцию»
Теория: Назначение и особенности пропорционально-интегрального регулятора. Настройка ПИД. Комментарии к выполнению проекта. Уточнение идеи, цели и задач, ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить проект и задания в соответствии с планом экспериментальной и расчетной частей. Проверить работу ПИД
1
Урок 26 11.6. Тема: Проект «Вдоль черной линии»
Теория: Комментарии к проекту «Вдоль черной линии». Уточнение идеи, цели и задач проекта, ожидаемых результатов. Комментарии к проведению экспериментов.
Практика: Выполнить проект «Вдоль черной линии» по заданиям и провести исследование, заполнить таблицу по заданию
1
РАЗДЕЛ 12 ПРОФЕССИЯ — ИНЖЕНЕР 8
Урок 27 12.1. Тема: Данные, информация, знания. Инженерная специальность. Проект «Сушилка для рук»
Теория: Смысл понятий «данные», «информация» и «знания», отличия и особенности. В чем смысл профессии инженера, особенности. Комментарии к выполнению проекта, уточнение цели,задач и результатов.
Практика: Выполнить проект «Сушилка для рук», проверить работоспособность и оформить отчет
1
Урок 28 12.2. Тема: Проекты «Светофор». Практические работы «Секундомер для учителя физкультуры» и «Стартовая система»
Теория: Комментарии к выполнению проектов и оформлению отчетов. Уточнение целей и задач и ожидаемых результатов. Комментарии к выполнению практических работ.
Практика: Выполнить проекты «Светофор», проверить работоспособность, отладить. Оформить отчет. Выполнить практические работы «Секундомер для учителя физкультуры» и «Стартовая система». Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 29 12.3. Тема: Проекты «Приборная панель». Исследование работы лифта. Практическая работа «Стиральная машина»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Приборная панель», оформлению отчета и проведения исследования. Комментарии к выполнению исследования работы лифта и практической работы «Стиральная машина».
Практика: Выполнить проект, проверить работоспособность, отладить. Создать план исследования работы лифта, провести исследование. Выполнить практическую работу «Стиральная машина». Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 30 12.4. Тема: Практическая работа «Регулятор температуры». Проект «Послушный домашний помощник»
Теория: Комментарии к выполнению практической работы «Регулятор температуры». Уточнение смысла, цели и задач проекта, ожидаемые результаты. Комментарии к выполнению проекта «Послушный домашний помощник». Уточнение смысла, целей и задач.
Практика: Выполнить практическую работу, создать регулятор температуры. Выполнить проект «Послушный помощник». Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 31 12.5. Тема: Проект «Валли». Практическая работа «Робот-газонокосилыцик»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Валли» и составлению отчета. Уточнение идеи цели, задач проекта. Комментарии к выполнению практической работы и составлению программы для робота-газонокосильщика. Уточнение идеи, цели и задач проекта.
Практика: Выполнить проект «Валли» и практическую работу «Робот-газонокосилыцик». Написать отчет по работе над проектом. Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 32 12.6. Тема: Проект «Робот-футболист». Практическая работа «Робот-погрузчик»
Теория: Комментарии к выполнению проекта «Робот-футболист». Уточнение идеи проекта, цели и задач, ожидаемых результатов. Комментарии к выполнению практической работы «Робот-погрузчик», к составлению алгоритмов и программы.
Практика: Выполнить проект «Робот-футболист», составить отчет. Проверить работоспособность и отладить. Выполнить практическую работу «Робот-погрузчик», составить программу, проверить работоспособность, отладить
1
Урок 33 12.7. Тема: Практическая работа «Чертёжная машина». Проект «Сбор космического мусора»
Теория: Комментарии к выполнению практической работы «Чертежная машина». Комментарии к выполнению проекта «Сбор космического мусора». Уточнение идеи проекта, цели и задач.
Практика: Выполнить практическую работу «Чертежная машина». Составить алгоритм и программу. Проверить работоспособность, отладить. Выполнить проект «Сбор космического мусора». Проверить работоспособность, отладить
1
Урок 34 12.8. Тема: Итоговое занятие
Теория: Презентация лучших проектов. Какие ошибки возникают при испытаниях роботов.
Практика: Дополнить список ошибок и проблем, возникающих в процессе выполнения исследовательских проектов
1
ВСЕГО 34 часа






Наверх