Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов





Примерное поурочное планирование
6 класс


№ раздела/урока Содержание Кол-во часов
РАЗДЕЛ 1 КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
Урок 1 1.2. Тема урока: Космонавтика. Роботы в космосе
Теория: Краткие сведения об основных событиях в области космонавтики и сведения о странах с пилотируемой космонавтикой. Самые известные современные роботы в космосе.
Практика: Выполнить задания, используя сведения из учебника и Интернет-ресурсы
1
Урок 2 1.2 Тема: Космические проекты
Теория: Первый конструктор ЭВМ БЭСМ-1, которую использовали при расчетах траектории вывода на орбиту первых спутников. Краткие сведения с комментариями по выполнению проектов «Первый спутник» и «Живой груз».
Практика: Выполнить проекты, используя материалы учебника и «Общий план работы над робототехнической задачей»
1
Урок 3 1.3. Тема: Исследование Луны. Проект «Первый лунный марафон»
Теория: Краткие сведения о космических исследованиях. Важнейшие события исследования Луны. Цели исследования, космические программы разных стран.
Практика: Выполнить проект «Первый лунный марафон» по материалам учебника
1
Урок 4 1.4. Тема: Гравитационный маневр. Проект «Обратная сторона Луны»
Теория: Что такое гравитационный маневр. Комментарии по выполнению проекта «Обратная сторона Луны ».
Практика: Выполнить проект «Обратная сторона Луны» в соответствием с заданием
1
РАЗДЕЛ 2 ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ 4
Урок 5 2.1. Тема: Тест Тьюринга и премия Лёбнера. Искусственный интеллект
Теория: Краткие сведения о выдающемся ученом Алане Тьюринге, его работах в области искусственного интеллекта. В чем смысл теста Тьюринга. За что присуждают премию Лебнера. Что такое искусственный интеллект.
Практика: Выполнить задание с использованием сведений таблицы
1
Урок 6 2.2. Тема: Интеллектуальные роботы. Справочные системы в интернете
Теория: Интеллектуальные роботы. Поколения интеллектуальных роботов, какие элементы необходимы для интеллектуальных роботов. Возможности справочных систем в интернете.
Практика: Выполнить задание с обоснованием выводов
1
Урок 7, 8 2.3. Тема: Исполнительное устройство. Проект «Первые исследования»
Теория: Краткие сведения об интерфейсе справочной системы LEGO MINDSTORMS Education ЕѴЗ. Практика: Исследование интерфейса справочной системы и самостоятельное знакомство информацией о Большом моторе, Рулевом управлении и Независимом управлении моторами, а также их настройках и режимах. Краткие сведения о проекте «Первые исследования».
Практика: Выполнить проект «Первые исследования» и задания
2
РАЗДЕЛ 3 КОНЦЕПТ-КАРЫ 1
Урок 9 3.1. Тема: Что такое концепт-кары. Проект «Шоу должно продолжаться»
Теория: Что такое концепт-кары и для чего их создают. Что такое электромобиль. Краткие комментарии к проекту «Шоу должно продолжаться» .
Практика: Ответить на вопросы задания. Выполнить проект и задания
1
РАЗДЕЛ 4 МОТОРЫ ДЛЯ РОБОТОВ 2
Урок 10 4.1. Тема: Сервомотор. Тахометр
Теория: Краткие сведения о сервомоторах и тахометрах. Назначение, основные функции. Состав сервопривода. Принципы работы тахометра.
Практика: Исследовать одну из особенностей сервомотора, выполнить задание. Выполнить эксперимент, используя сведения из заданий к параграфу
1
Урок 11 4.2. Тема: Проект «Тахометр»
Теория: Краткие сведения о выполнении проекта.
Практика: Выполнить проект «Тахометр» — создать для робота приборную панель, отображающую количество оборотов в минуту по программе в параграфе. Выполнить задания к параграфу
1
РАЗДЕЛ 5 КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 2
Урок 12 5.1. Тема: Модели и моделирование
Теория: Что такое модель, в чем смысл моделирования, что можно моделировать. Основные этапы моделирования и краткая характеристика этапов. Цели создания моделей.
Практика: Выполнить задания к параграфу
1
Урок 13 5.2. Тема: Цифровой дизайнер. Проект «Первая 3D-модель»
Теория: Краткие сведения о 3D-моделировании и прототипировании.
Практика: Освоить возможности программы LEGO Digital Designer. Изучить интерфейс и инструменты программы. Выполнить проект «Первая 3D-модель» в соответствии с заданиями
1
РАЗДЕЛ 6 ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ 1
Урок 14 6.1. Тема: Углы правильных многоугольников. Проект «Квадрат»
Теория: Что такое правильный многоугольник, его особенности, по каким признакам можно понять, что прямоугольник правильный. Примеры правильных многоугольников в природе. Комментарии к проекту «Квадрат».
Практика: Выполнить проект «Квадрат» — движение робота по квадрату. Алгоритм, программа, сборка, испытание
1
РАЗДЕЛ 7 ПРОПОРЦИЯ 1
Урок 15 7.1. Тема: Метод пропорции. Проект
Теория: Использование метода пропорции для определения и задания угла поворота робота. Комментарии к заданию «Вычисление робота по треугольнику» и к выполнению проекта «Пчеловод».
Практика: Выполнить задания. Выполнить проект «Пчеловод». Провести эксперимент по заданию
1
РАЗДЕЛ 8 «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО» 1
Урок 16 8.1. Тема: Итерации. Магия чисел
Теория: Что такое «итерация» и «условие выхода из цикла». Виды циклов для робота. Нумерология, ее суть и особенности.
Практика: Выполнить проект «Счастливая восьмерка» по заданной программе на рисунке. Выполнить настройки и проверить работоспособность робота. Провести эксперимент, составить программы по заданиям
1
РАЗДЕЛ 9 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ 1
Урок 17 9.1. Тема: Вложенные числа. Вспомогательные алгоритмы
Теория: Что такое вспомогательные алгоритмы. Способы создания вспомогательных алгоритмов. Примеры программ со вспомогательными алгоритмами.
Практика: Выполнить проект «Правильный тахометр», провести исследования и объяснить работу тахометра, сравнить алгоритмы программы «Тахометр-1» и «Тахометр-2», обосновать ответы
РАЗДЕЛ 10 «ОРГАНЫ ЧУВСТВ» РОБОТА 4
Урок 18 10.1. Тема: Чувственное познание. Робот познает мир
Теория: Как человек познает мир, стадии познания: ощущение, восприятие, представление. Робот — это модель человека. Робот с помощью датчиков получает информацию. Что такое электронный датчик. Датчик-сенсор, датчик звука. Настройка датчиков.
Практика: Тренинг. Выполнить задания
1
Урок 19 10.2. Тема: Проекты «На старт, внимание, марш!» и «Инстинкт самосохранения»
Теория: Комментарии к выполнению проектов.
Практика: Составить программы для роботов по заданию, проанализировать ее, проверить работоспособность. Составить программу, усовершенствовать ее по заданию
1
Урок 20 10.3. Тема: Проекты «Автоответчик» и «Робот-кукушка»
Теория: Суть проектов «Автоответчик» и «Робот-кукушка» , краткие комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект «Автоответчик», используя сведения заданий и программу на рисунке. Провести испытания, усовершенствовать программу по заданию. Выполнить проект «Робот-кукушка», провести исследования. Проверить работоспособность роботов
1
Урок 21 10.4. Тема: Проект «Визуализируем громкость звука»
Теория: Суть визуализации звука. Что такое рендеринг. Краткие комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект, используя программу на рисунке, проверить работоспособность
1
РАЗДЕЛ 11 ВСЕ В МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО 2
Урок 22 11.1. Тема: Как измерить звук. Проект «Измеритель уровня шума»
Теория: Измерение звука, исследования Александра Белла, единицы измерения «бел» и «децибел». Примеры громкости звука. Краткие комментарии к проекту.
Практика: Выполнить проект «Измеритель уровня шума» по заданиям. Проверить работоспособность
1
Урок 23 11.2. Тема: Конкатенация
Теория: Что такое конкатенация, вывод символов на экране, какой алфавит может воспроизвести робот. Блок конкатенация.
Практика: Выполнить задания, провести эксперименты с блоком конкатенация. Усовершенствовать программу «Измеритель уровня шума», используя блок конкатенация
1
РАЗДЕЛ 12 БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 6
Урок 24 12.1. Тема: Проблемы ДТП. Датчик цвета и яркости
Теория: Краткие сведения о ДТП и Дне памяти жертв ДТП. Назначение датчика цвета и яркости, три режима датчика, настройка режимов.
Практика: Выполнить задания, подключив датчик цвета и яркости. Познакомиться с особенностями режимов датчика через справочную систему. Проанализировать программы по заданиям, провести эксперименты
1
Урок 25 12.2. Тема: Проект «Дневной автомобиль»
Теория: Комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить проект «Дневной автомобиль», составить алгоритм и программу, проверить работоспособность
1
Урок 26 12.3. Тема: Потребительские свойства товара. Проект «Безопасный автомобиль»
Теория: Потребительские свойства автомобиля, где они проявляются. Что такое условный выбор, реализация условного выбора с помощью алгоритма ветвления. Блок переключатель, его особенности и настройка.
Практика: Выполнить проект «Безопасный автомобиль», используя программу на рисунке в задании
1
Урок 27 12.4. Тема: Проект «Трехскоростное авто»
Теория: Краткие сведения о проекте. Уточнение цели и задач.
Практика: Выполнить проект в соответствии с заданием
1
Урок 28 12.5. Тема: Проект «Ночная молния»
Теория: Основные настройки блока Переключатель. Краткие сведения о проекте. Уточнение цели и задач.
Практика: Выполнить проект в соответствии с заданиями. Проверить работоспособность
1
Урок 29 12.6. Тема: Проект «Авто на краю»
Теория: Краткие сведения о проекте. Уточнение заданий, цели и задач.
Практика: Выполнить проект, используя программу «Робот на крыше» с одним и двумя датчиками
1
РАЗДЕЛ 13 ФОТОМЕТРИЯ 3
Урок 30 13.1. Тема: Измерение яркости света
Теория: Яркость света, единицы измерения яркости света. Ориентировочная освещенность отдельных объектов.
Практика: Выполнить задание и учебно-исследовательскую работу по измерению яркости света с помощью датчиков
1
Урок 31 13.2. Тема: Проект «Режим дня»
Теория: Краткие сведения о проекте «Режим дня», уточнение цели, задач и результатов.
Практика: Выполнить проект «Режим дня», используя программу на рисунке. Проверить работоспособность
1
Урок 32 13.3. Проект «Измеритель освещенности»
Теория: Краткие сведения о проекте, уточнение цели,задач и результатов.
Практика: Выполнить проект «Измеритель освещенности», проверить работоспособность
1
РАЗДЕЛ 14 ДАТЧИК КАСАНИЯ 2
Урок 33 14.1. Тактильные ощущения. Датчик касания
Теория: Назначение и способы использования датчиков касания. Как работает датчик касания. Комментарии по выполнению проекта «Система автоматического контроля дверей».
Практика: Выполнить задание. Выполнить проект «Система автоматического контроля дверей». Проверить работоспособность
1
Урок 34 14.2. Проект «Перерыв 15 минут», проект «Кто не работает — тот не ест»
Теория: Комментарии к выполнению проектов. Уточнение цели и задач, ожидаемых результатов.
Практика: Выполнить проект «Перерыв 15 минут» и исследования по заданиям. Проверить работоспособность. Выполнить проект «Кто не работает — тот не ест», проверить работоспособность
1
ВСЕГО 34 часа






Наверх