Главная | Технология | УМК, рабочие программы, тематическое планирование | М. И. Шутикова. Технология. 5–9 классы. Методическое пособие для учителя | Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы. Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка. 5 класс
Учебно-тематическое планирование. 5 класс
Примерное поурочное планирование. 5 класс
Пояснительная записка. 6 класс
Учебно-тематическое планирование. 6 класс
Примерное поурочное планирование. 6 класс
Пояснительная записка. 7 класс
Учебно-тематическое планирование. 7 класс
Примерное поурочное планирование. 7 класс
Пояснительная записка. 8 класс
Учебно-тематическое планирование. 8 класс
Примерное поурочное планирование. 8 класс
Пояснительная записка. 9 класс
Примерное поурочное планирование
6 класс
№ раздела/урока | Содержание | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1 | КОСМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | 4 |
Урок 1 | 1.2. Тема урока: Космонавтика. Роботы в космосе
Теория: Краткие сведения об основных событиях в области космонавтики и сведения о странах с пилотируемой космонавтикой. Самые известные современные роботы в космосе. Практика: Выполнить задания, используя сведения из учебника и Интернет-ресурсы |
1 |
Урок 2 | 1.2 Тема: Космические проекты
Теория: Первый конструктор ЭВМ БЭСМ-1, которую использовали при расчетах траектории вывода на орбиту первых спутников. Краткие сведения с комментариями по выполнению проектов «Первый спутник» и «Живой груз». Практика: Выполнить проекты, используя материалы учебника и «Общий план работы над робототехнической задачей» |
1 |
Урок 3 | 1.3. Тема: Исследование Луны. Проект «Первый лунный марафон»
Теория: Краткие сведения о космических исследованиях. Важнейшие события исследования Луны. Цели исследования, космические программы разных стран. Практика: Выполнить проект «Первый лунный марафон» по материалам учебника |
1 |
Урок 4 | 1.4. Тема: Гравитационный маневр. Проект «Обратная сторона Луны»
Теория: Что такое гравитационный маневр. Комментарии по выполнению проекта «Обратная сторона Луны ». Практика: Выполнить проект «Обратная сторона Луны» в соответствием с заданием |
1 |
РАЗДЕЛ 2 | ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ | 4 |
Урок 5 | 2.1. Тема: Тест Тьюринга и премия Лёбнера. Искусственный интеллект
Теория: Краткие сведения о выдающемся ученом Алане Тьюринге, его работах в области искусственного интеллекта. В чем смысл теста Тьюринга. За что присуждают премию Лебнера. Что такое искусственный интеллект. Практика: Выполнить задание с использованием сведений таблицы |
1 |
Урок 6 | 2.2. Тема: Интеллектуальные роботы. Справочные системы в интернете
Теория: Интеллектуальные роботы. Поколения интеллектуальных роботов, какие элементы необходимы для интеллектуальных роботов. Возможности справочных систем в интернете. Практика: Выполнить задание с обоснованием выводов |
1 |
Урок 7, 8 | 2.3. Тема: Исполнительное устройство. Проект «Первые исследования»
Теория: Краткие сведения об интерфейсе справочной системы LEGO MINDSTORMS Education ЕѴЗ. Практика: Исследование интерфейса справочной системы и самостоятельное знакомство информацией о Большом моторе, Рулевом управлении и Независимом управлении моторами, а также их настройках и режимах. Краткие сведения о проекте «Первые исследования». Практика: Выполнить проект «Первые исследования» и задания |
2 |
РАЗДЕЛ 3 | КОНЦЕПТ-КАРЫ | 1 |
Урок 9 | 3.1. Тема: Что такое концепт-кары. Проект «Шоу должно продолжаться»
Теория: Что такое концепт-кары и для чего их создают. Что такое электромобиль. Краткие комментарии к проекту «Шоу должно продолжаться» . Практика: Ответить на вопросы задания. Выполнить проект и задания |
1 |
РАЗДЕЛ 4 | МОТОРЫ ДЛЯ РОБОТОВ | 2 |
Урок 10 | 4.1. Тема: Сервомотор. Тахометр
Теория: Краткие сведения о сервомоторах и тахометрах. Назначение, основные функции. Состав сервопривода. Принципы работы тахометра. Практика: Исследовать одну из особенностей сервомотора, выполнить задание. Выполнить эксперимент, используя сведения из заданий к параграфу |
1 |
Урок 11 | 4.2. Тема: Проект «Тахометр»
Теория: Краткие сведения о выполнении проекта. Практика: Выполнить проект «Тахометр» — создать для робота приборную панель, отображающую количество оборотов в минуту по программе в параграфе. Выполнить задания к параграфу |
1 |
РАЗДЕЛ 5 | КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ | 2 |
Урок 12 | 5.1. Тема: Модели и моделирование
Теория: Что такое модель, в чем смысл моделирования, что можно моделировать. Основные этапы моделирования и краткая характеристика этапов. Цели создания моделей. Практика: Выполнить задания к параграфу |
1 |
Урок 13 | 5.2. Тема: Цифровой дизайнер. Проект «Первая 3D-модель»
Теория: Краткие сведения о 3D-моделировании и прототипировании. Практика: Освоить возможности программы LEGO Digital Designer. Изучить интерфейс и инструменты программы. Выполнить проект «Первая 3D-модель» в соответствии с заданиями |
1 |
РАЗДЕЛ 6 | ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ | 1 |
Урок 14 | 6.1. Тема: Углы правильных многоугольников. Проект «Квадрат»
Теория: Что такое правильный многоугольник, его особенности, по каким признакам можно понять, что прямоугольник правильный. Примеры правильных многоугольников в природе. Комментарии к проекту «Квадрат». Практика: Выполнить проект «Квадрат» — движение робота по квадрату. Алгоритм, программа, сборка, испытание |
1 |
РАЗДЕЛ 7 | ПРОПОРЦИЯ | 1 |
Урок 15 | 7.1. Тема: Метод пропорции. Проект
Теория: Использование метода пропорции для определения и задания угла поворота робота. Комментарии к заданию «Вычисление робота по треугольнику» и к выполнению проекта «Пчеловод». Практика: Выполнить задания. Выполнить проект «Пчеловод». Провести эксперимент по заданию |
1 |
РАЗДЕЛ 8 | «ВСЕ ЕСТЬ ЧИСЛО» | 1 |
Урок 16 | 8.1. Тема: Итерации. Магия чисел
Теория: Что такое «итерация» и «условие выхода из цикла». Виды циклов для робота. Нумерология, ее суть и особенности. Практика: Выполнить проект «Счастливая восьмерка» по заданной программе на рисунке. Выполнить настройки и проверить работоспособность робота. Провести эксперимент, составить программы по заданиям |
1 |
РАЗДЕЛ 9 | ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ | 1 |
Урок 17 | 9.1. Тема: Вложенные числа. Вспомогательные алгоритмы
Теория: Что такое вспомогательные алгоритмы. Способы создания вспомогательных алгоритмов. Примеры программ со вспомогательными алгоритмами. Практика: Выполнить проект «Правильный тахометр», провести исследования и объяснить работу тахометра, сравнить алгоритмы программы «Тахометр-1» и «Тахометр-2», обосновать ответы |
|
РАЗДЕЛ 10 | «ОРГАНЫ ЧУВСТВ» РОБОТА | 4 |
Урок 18 | 10.1. Тема: Чувственное познание. Робот познает мир
Теория: Как человек познает мир, стадии познания: ощущение, восприятие, представление. Робот — это модель человека. Робот с помощью датчиков получает информацию. Что такое электронный датчик. Датчик-сенсор, датчик звука. Настройка датчиков. Практика: Тренинг. Выполнить задания |
1 |
Урок 19 | 10.2. Тема: Проекты «На старт, внимание, марш!» и «Инстинкт самосохранения»
Теория: Комментарии к выполнению проектов. Практика: Составить программы для роботов по заданию, проанализировать ее, проверить работоспособность. Составить программу, усовершенствовать ее по заданию |
1 |
Урок 20 | 10.3. Тема: Проекты «Автоответчик» и «Робот-кукушка»
Теория: Суть проектов «Автоответчик» и «Робот-кукушка» , краткие комментарии к выполнению проекта. Практика: Выполнить проект «Автоответчик», используя сведения заданий и программу на рисунке. Провести испытания, усовершенствовать программу по заданию. Выполнить проект «Робот-кукушка», провести исследования. Проверить работоспособность роботов |
1 |
Урок 21 | 10.4. Тема: Проект «Визуализируем громкость звука»
Теория: Суть визуализации звука. Что такое рендеринг. Краткие комментарии к выполнению проекта. Практика: Выполнить проект, используя программу на рисунке, проверить работоспособность |
1 |
РАЗДЕЛ 11 | ВСЕ В МИРЕ ОТНОСИТЕЛЬНО | 2 |
Урок 22 | 11.1. Тема: Как измерить звук. Проект «Измеритель уровня шума»
Теория: Измерение звука, исследования Александра Белла, единицы измерения «бел» и «децибел». Примеры громкости звука. Краткие комментарии к проекту. Практика: Выполнить проект «Измеритель уровня шума» по заданиям. Проверить работоспособность |
1 |
Урок 23 | 11.2. Тема: Конкатенация
Теория: Что такое конкатенация, вывод символов на экране, какой алфавит может воспроизвести робот. Блок конкатенация. Практика: Выполнить задания, провести эксперименты с блоком конкатенация. Усовершенствовать программу «Измеритель уровня шума», используя блок конкатенация |
1 |
РАЗДЕЛ 12 | БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ | 6 |
Урок 24 | 12.1. Тема: Проблемы ДТП. Датчик цвета и яркости
Теория: Краткие сведения о ДТП и Дне памяти жертв ДТП. Назначение датчика цвета и яркости, три режима датчика, настройка режимов. Практика: Выполнить задания, подключив датчик цвета и яркости. Познакомиться с особенностями режимов датчика через справочную систему. Проанализировать программы по заданиям, провести эксперименты |
1 |
Урок 25 | 12.2. Тема: Проект «Дневной автомобиль»
Теория: Комментарии к выполнению проекта. Практика: Выполнить проект «Дневной автомобиль», составить алгоритм и программу, проверить работоспособность |
1 |
Урок 26 | 12.3. Тема: Потребительские свойства товара. Проект «Безопасный автомобиль»
Теория: Потребительские свойства автомобиля, где они проявляются. Что такое условный выбор, реализация условного выбора с помощью алгоритма ветвления. Блок переключатель, его особенности и настройка. Практика: Выполнить проект «Безопасный автомобиль», используя программу на рисунке в задании |
1 |
Урок 27 | 12.4. Тема: Проект «Трехскоростное авто»
Теория: Краткие сведения о проекте. Уточнение цели и задач. Практика: Выполнить проект в соответствии с заданием |
1 |
Урок 28 | 12.5. Тема: Проект «Ночная молния»
Теория: Основные настройки блока Переключатель. Краткие сведения о проекте. Уточнение цели и задач. Практика: Выполнить проект в соответствии с заданиями. Проверить работоспособность |
1 |
Урок 29 | 12.6. Тема: Проект «Авто на краю»
Теория: Краткие сведения о проекте. Уточнение заданий, цели и задач. Практика: Выполнить проект, используя программу «Робот на крыше» с одним и двумя датчиками |
1 |
РАЗДЕЛ 13 | ФОТОМЕТРИЯ | 3 |
Урок 30 | 13.1. Тема: Измерение яркости света
Теория: Яркость света, единицы измерения яркости света. Ориентировочная освещенность отдельных объектов. Практика: Выполнить задание и учебно-исследовательскую работу по измерению яркости света с помощью датчиков |
1 |
Урок 31 | 13.2. Тема: Проект «Режим дня»
Теория: Краткие сведения о проекте «Режим дня», уточнение цели, задач и результатов. Практика: Выполнить проект «Режим дня», используя программу на рисунке. Проверить работоспособность |
1 |
Урок 32 | 13.3. Проект «Измеритель освещенности»
Теория: Краткие сведения о проекте, уточнение цели,задач и результатов. Практика: Выполнить проект «Измеритель освещенности», проверить работоспособность |
1 |
РАЗДЕЛ 14 | ДАТЧИК КАСАНИЯ | 2 |
Урок 33 | 14.1. Тактильные ощущения. Датчик касания
Теория: Назначение и способы использования датчиков касания. Как работает датчик касания. Комментарии по выполнению проекта «Система автоматического контроля дверей». Практика: Выполнить задание. Выполнить проект «Система автоматического контроля дверей». Проверить работоспособность |
1 |
Урок 34 | 14.2. Проект «Перерыв 15 минут», проект «Кто не работает — тот не ест»
Теория: Комментарии к выполнению проектов. Уточнение цели и задач, ожидаемых результатов. Практика: Выполнить проект «Перерыв 15 минут» и исследования по заданиям. Проверить работоспособность. Выполнить проект «Кто не работает — тот не ест», проверить работоспособность |
1 |
ВСЕГО | 34 часа |