Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов





Тематическое планирование
9 класс

(Общее число часов: 35 ч.)

№ раздела/урока Содержание Кол-во часов
РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ. НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ПЛАТФОРМА ARDUINO 2
Урок 1 1.1. Тема: Описание платформы Arduino
Теория: Охрана труда и ТБ. Основные сведения о робототехнической платформе Ардуино. Состав, характеристика основных блоков, узлов и деталей. Назначение основных блоков, узлов и деталей.
Практика: Выполнить задания
1
Урок 2 1.2. Тема: Описание платформы Arduino Теория: Описание плат. Датчики, способы подключения датчиков, моторов и блока управления.
Практика: Исследовать основные элементы конструктора Arduino. Выполнить задание. Изучить основные возможности. Выполнить задание, изучить схему основных подключений платы расширения ввода/вывода
1
РАЗДЕЛ 2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ШАССИ. СБОРКА РОБОТА 6
Урок 3, 4 2.1. Тема: Создание модели колес
Теория: Комментарии по выполнению проекта модели колес.
Описание необходимых блоков, деталей и узлов. Комментарии по программированию. Практика: Выполнить задание по приведенным в параграфе описаниям программ и последовательности работы
2
Урок 5, 6 2.2. Тема: Создание модели шасси
Теория: Комментарии по выполнению проекта шасси.
Описание необходимых блоков, деталей и узлов. Комментарии по программированию. Практика: Выполнить задания по приведенным в параграфе описаниям программ и последовательности работы
2
Урок 7 2.3. Тема: Создание модели рамы робота
Теория: Комментарии по выполнению задания по описанию в учебнике. Комментарии по программированию.
Практика: Выполнить задание по приведенным в параграфе описаниям программ и последовательности работы. Печать деталей для робота
1
Урок 8 2.4. Тема: Сборка робота
Теория: Комментарии к заданию по сборке тележки и креплению моторов и других частей робота.
Практика: Сборка и отладка робота, испытания робота. Презентация проекта
1
РАЗДЕЛ 3 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ 4
Урок 9 3.1. Тема: Среда Arduino IDE
Теория: Особенности программирования в среде Arduino IDE. Структура программы, типы переменных, описание переменных
1
Урок 10 3.2. Тема: Основы программирования в среде Arduino IDE
Теория: Арифметические операции, операторы сравнения, логические операторы и управляющие операторы. Использование их в программировании
1
Урок 11 3.3. Тема: Основы программирования в среде Arduino IDE
Теория: Массивы, директива #define, функции, описание, краткая характеристика основных функций, правила использования, рекомендации
1
Урок 12 3.4. Тема: составление программ в среде Arduino IDE
Теория: Характеристика понятия «Монитор последовательного порта». Математические функции, тернарный оператор, смысл и их использование.
Практика: Выполнить задания из учебника
1
РАЗДЕЛ 4 ПРОГРАММИРУЕМ РОБОТА. КАК ЕХАТЬ ПРЯМО. НЕСКОЛЬКО ИСХОДНЫХ ФАЙЛОВ 10
Урок 13, 14 4.1. Тема: Подключение оборудования
Теория: Подключение платы Arduino Leonardo к компьютеру. Основные настройки. Устранение неполадок. Комментарии к выполнению проекта.
Практика: Выполнить задания — сборка, отладка и испытания робота
2
Урок 15 4.2. Тема: Работа с датчиками касания
Теория: Назначение датчиков касания. Усовершенствование проекта. Комментарии к редактированию программы. Процедуры.
Практика: Выполнить задания, редактирование датчиков касания с использованием процедур и отладка программы с датчиками касания
1
Урок 16 4.3. Тема: Разработка программы с включением мигания
Теория: Комментарии к разработке и редактированию программы с включением в схему светодиода.
Практика: Выполнить задания, отладить и отредактировать программу, провести испытания
1
Урок 17, 18 4.4. Тема: Разработка проекта «Энкодер»
Теория: Комментарии к проекту, подготовка проекта, программирование робота.
Практика: выполнить задания, отладить программу и усовершенствовать работу робота, провести испытаний робота
2
Урок 19 4.5. Тема: Исследовательская работа по проекту «Энкодер»
Теория: Комментарии к проведению плана исследования.
Практика: Разработать план исследования. Провести серию экспериментов по заданиям. Обсудить идеи по выравниванию траектории движения робота
1
Урок 20, 21 4.6. Тема: Работа с несколькими исходными файлами
Теория: Как работать с несколькими файлами одновременно. Комментарии к работе с несколькими файлами. Комментарии к выполнению заданий.
Практика: Выполнить задания, отредактировать программы по работе с несколькими файлами. Провести испытания, отладить
2
Урок 22 4.7. Тема: Создание своей библиотеки
Теория: Особенности создания своей библиотеки программ. Описание простого способа создания библиотеки.
Практика: Практическая работа по созданию своей библиотеки по заданию. Экспериментальная проверка, редактирование
1
РАЗДЕЛ 5 ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, КЕГЕЛВРИНГ. ОБНАРУЖЕНИЕ ОБЪЕКТА. ДВИЖЕНИЕ ПО ЛИНИИ. ДВИЖЕНИЕ ПО ТРАЕКТОРИИ 12
Урок 23 5.1.Тема: Проект «Кегельринг»
Теория: Разработка робота для кегельринга, комментарии по созданию модели переднего и заднего бамперов для робота. Алгоритмы движения робота.
Практика: Обдумать способы выполнения заданий
1
Урок 24, 25 5.2. Тема: Алгоритмы движения робота
Теория: Комментарии по реализации алгоритмов движения робота «Треугольник» и «Движение по спирали».
Практика: разработка и отладка программы для реализации движения робота по двум алгоритмам «Треугольник» и «Движение по спирали». Исследование программ. Испытание робота по заданиям
2
Урок 26, 27 5.4. Тема: Зависимость скорости звука в воздухе от температуры
Теория: Комментарии по проведению исследования зависимости скорости звука от температуры.
Практика: Провести исследование, результаты внести в электронную таблицу. Тестирование качества работы программы. Остановка у объекта. Выполнить задания
2
Урок 28, 29 5.5. Тема: Проект «Следование по линии»
Теория: Движение по линии. Революция в автоматизации логистики. Датчики линии на основе оптопары TCRT5000.
Практика: Установка датчиков. Проверка работоспособности. Описание траектории движения робота. Настройка работы датчиков. Выполнить задания
2
Урок 30 5.6. Тема: Регуляторы. Виды регуляторов
Теория: Регуляторы. Автоматические регуляторы. Схема работы регулятора с обратной связью. Пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор (ПИД). Описание составляющих.
Практика: Реализация составляющих регулятора на языке программирования. Провести исследования. Выполнить задания
1
Урок 31, 32 5.7. Проект «Движение по траектории»
Теория: Комментарии к описанию проекта и созданию программы для движения робота по траектории с использованием шаблона.
Практика: Выполнить задания, отладить программу движения робота по заданной траектории, оформить файл с примером использования библиотеки myRobot. Выполнить задания
2
Урок 33 5.8. Объезд роботом препятствий
Теория: Решение классической задачи в робототехнике — объезд роботом препятствий. Аппроксимация и фильтр. Остановка робота у препятствия. Комментарии к заданиям.
Практика: Выполнить задания по учебнику. Отладить программу, провести испытания робота
1
Урок 34 5.9. Тема: Движение робота вдоль стены
Теория: Описание возможных проблем. Вертикальное крепление дальномера. Комментарии к проведению исследований и испытанию.
Практика: Выполнить задания по учебнику, отладить программу, провести испытания
1
РАЗДЕЛ 6 ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Урок 35 6.1. Тема: подведение итогов
Теория: Комментарии к зачетному проекту «Разные модели роботов для движения по линии».
Практика: Выполнить задания в учебнике по зачетному проекту. Презентация выполненных проектов роботов
1
ВСЕГО 35 часа






Наверх