Главная | Технология | УМК, рабочие программы, тематическое планирование | М. И. Шутикова. Технология. 5–9 классы. Методическое пособие для учителя | Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы. Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка. 5 класс
Учебно-тематическое планирование. 5 класс
Примерное поурочное планирование. 5 класс
Пояснительная записка. 6 класс
Учебно-тематическое планирование. 6 класс
Примерное поурочное планирование. 6 класс
Пояснительная записка. 7 класс
Учебно-тематическое планирование. 7 класс
Примерное поурочное планирование. 7 класс
Пояснительная записка. 8 класс
Учебно-тематическое планирование. 8 класс
Примерное поурочное планирование. 8 класс
Пояснительная записка. 9 класс
Тематическое планирование. 9 класс
Тематическое планирование
9 класс
(Общее число часов: 35 ч.)
№ раздела/урока | Содержание | Кол-во часов |
РАЗДЕЛ 1 | ВВЕДЕНИЕ. НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ПЛАТФОРМА ARDUINO | 2 |
Урок 1 | 1.1. Тема: Описание платформы Arduino
Теория: Охрана труда и ТБ. Основные сведения о робототехнической платформе Ардуино. Состав, характеристика основных блоков, узлов и деталей. Назначение основных блоков, узлов и деталей. Практика: Выполнить задания |
1 |
Урок 2 | 1.2. Тема: Описание платформы Arduino Теория: Описание плат. Датчики, способы подключения датчиков, моторов и блока управления.
Практика: Исследовать основные элементы конструктора Arduino. Выполнить задание. Изучить основные возможности. Выполнить задание, изучить схему основных подключений платы расширения ввода/вывода |
1 |
РАЗДЕЛ 2 | МОДЕЛИРОВАНИЕ ШАССИ. СБОРКА РОБОТА | 6 |
Урок 3, 4 | 2.1. Тема: Создание модели колес
Теория: Комментарии по выполнению проекта модели колес. Описание необходимых блоков, деталей и узлов. Комментарии по программированию. Практика: Выполнить задание по приведенным в параграфе описаниям программ и последовательности работы |
2 |
Урок 5, 6 | 2.2. Тема: Создание модели шасси
Теория: Комментарии по выполнению проекта шасси. Описание необходимых блоков, деталей и узлов. Комментарии по программированию. Практика: Выполнить задания по приведенным в параграфе описаниям программ и последовательности работы |
2 |
Урок 7 | 2.3. Тема: Создание модели рамы робота
Теория: Комментарии по выполнению задания по описанию в учебнике. Комментарии по программированию. Практика: Выполнить задание по приведенным в параграфе описаниям программ и последовательности работы. Печать деталей для робота |
1 |
Урок 8 | 2.4. Тема: Сборка робота
Теория: Комментарии к заданию по сборке тележки и креплению моторов и других частей робота. Практика: Сборка и отладка робота, испытания робота. Презентация проекта |
1 |
РАЗДЕЛ 3 | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ | 4 |
Урок 9 | 3.1. Тема: Среда Arduino IDE
Теория: Особенности программирования в среде Arduino IDE. Структура программы, типы переменных, описание переменных |
1 |
Урок 10 | 3.2. Тема: Основы программирования в среде Arduino IDE
Теория: Арифметические операции, операторы сравнения, логические операторы и управляющие операторы. Использование их в программировании |
1 |
Урок 11 | 3.3. Тема: Основы программирования в среде Arduino IDE
Теория: Массивы, директива #define, функции, описание, краткая характеристика основных функций, правила использования, рекомендации |
1 |
Урок 12 | 3.4. Тема: составление программ в среде Arduino IDE
Теория: Характеристика понятия «Монитор последовательного порта». Математические функции, тернарный оператор, смысл и их использование. Практика: Выполнить задания из учебника |
1 |
РАЗДЕЛ 4 | ПРОГРАММИРУЕМ РОБОТА. КАК ЕХАТЬ ПРЯМО. НЕСКОЛЬКО ИСХОДНЫХ ФАЙЛОВ | 10 |
Урок 13, 14 | 4.1. Тема: Подключение оборудования
Теория: Подключение платы Arduino Leonardo к компьютеру. Основные настройки. Устранение неполадок. Комментарии к выполнению проекта. Практика: Выполнить задания — сборка, отладка и испытания робота |
2 |
Урок 15 | 4.2. Тема: Работа с датчиками касания
Теория: Назначение датчиков касания. Усовершенствование проекта. Комментарии к редактированию программы. Процедуры. Практика: Выполнить задания, редактирование датчиков касания с использованием процедур и отладка программы с датчиками касания |
1 |
Урок 16 | 4.3. Тема: Разработка программы с включением мигания
Теория: Комментарии к разработке и редактированию программы с включением в схему светодиода. Практика: Выполнить задания, отладить и отредактировать программу, провести испытания |
1 |
Урок 17, 18 | 4.4. Тема: Разработка проекта «Энкодер»
Теория: Комментарии к проекту, подготовка проекта, программирование робота. Практика: выполнить задания, отладить программу и усовершенствовать работу робота, провести испытаний робота |
2 |
Урок 19 | 4.5. Тема: Исследовательская работа по проекту «Энкодер»
Теория: Комментарии к проведению плана исследования. Практика: Разработать план исследования. Провести серию экспериментов по заданиям. Обсудить идеи по выравниванию траектории движения робота |
1 |
Урок 20, 21 | 4.6. Тема: Работа с несколькими исходными файлами
Теория: Как работать с несколькими файлами одновременно. Комментарии к работе с несколькими файлами. Комментарии к выполнению заданий. Практика: Выполнить задания, отредактировать программы по работе с несколькими файлами. Провести испытания, отладить |
2 |
Урок 22 | 4.7. Тема: Создание своей библиотеки
Теория: Особенности создания своей библиотеки программ. Описание простого способа создания библиотеки. Практика: Практическая работа по созданию своей библиотеки по заданию. Экспериментальная проверка, редактирование |
1 |
РАЗДЕЛ 5 | ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ, КЕГЕЛВРИНГ. ОБНАРУЖЕНИЕ ОБЪЕКТА. ДВИЖЕНИЕ ПО ЛИНИИ. ДВИЖЕНИЕ ПО ТРАЕКТОРИИ | 12 |
Урок 23 | 5.1.Тема: Проект «Кегельринг»
Теория: Разработка робота для кегельринга, комментарии по созданию модели переднего и заднего бамперов для робота. Алгоритмы движения робота. Практика: Обдумать способы выполнения заданий |
1 |
Урок 24, 25 | 5.2. Тема: Алгоритмы движения робота
Теория: Комментарии по реализации алгоритмов движения робота «Треугольник» и «Движение по спирали». Практика: разработка и отладка программы для реализации движения робота по двум алгоритмам «Треугольник» и «Движение по спирали». Исследование программ. Испытание робота по заданиям |
2 |
Урок 26, 27 | 5.4. Тема: Зависимость скорости звука в воздухе от температуры
Теория: Комментарии по проведению исследования зависимости скорости звука от температуры. Практика: Провести исследование, результаты внести в электронную таблицу. Тестирование качества работы программы. Остановка у объекта. Выполнить задания |
2 |
Урок 28, 29 | 5.5. Тема: Проект «Следование по линии»
Теория: Движение по линии. Революция в автоматизации логистики. Датчики линии на основе оптопары TCRT5000. Практика: Установка датчиков. Проверка работоспособности. Описание траектории движения робота. Настройка работы датчиков. Выполнить задания |
2 |
Урок 30 | 5.6. Тема: Регуляторы. Виды регуляторов
Теория: Регуляторы. Автоматические регуляторы. Схема работы регулятора с обратной связью. Пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор (ПИД). Описание составляющих. Практика: Реализация составляющих регулятора на языке программирования. Провести исследования. Выполнить задания |
1 |
Урок 31, 32 | 5.7. Проект «Движение по траектории»
Теория: Комментарии к описанию проекта и созданию программы для движения робота по траектории с использованием шаблона. Практика: Выполнить задания, отладить программу движения робота по заданной траектории, оформить файл с примером использования библиотеки myRobot. Выполнить задания |
2 |
Урок 33 | 5.8. Объезд роботом препятствий
Теория: Решение классической задачи в робототехнике — объезд роботом препятствий. Аппроксимация и фильтр. Остановка робота у препятствия. Комментарии к заданиям. Практика: Выполнить задания по учебнику. Отладить программу, провести испытания робота |
1 |
Урок 34 | 5.9. Тема: Движение робота вдоль стены
Теория: Описание возможных проблем. Вертикальное крепление дальномера. Комментарии к проведению исследований и испытанию. Практика: Выполнить задания по учебнику, отладить программу, провести испытания |
1 |
РАЗДЕЛ 6 | ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 |
Урок 35 | 6.1. Тема: подведение итогов
Теория: Комментарии к зачетному проекту «Разные модели роботов для движения по линии». Практика: Выполнить задания в учебнике по зачетному проекту. Презентация выполненных проектов роботов |
1 |
ВСЕГО | 35 часа |