Примерная рабочая программа к модулю и/или учебному курсу «Робототехника». 5–9 классы
Авторы Л. П. Панкратова, Д. Г. Копосов
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка. 5 класс
Учебно-тематическое планирование. 5 класс
Примерное поурочное планирование. 5 класс
Пояснительная записка. 6 класс
Учебно-тематическое планирование. 6 класс
Примерное поурочное планирование. 6 класс
Пояснительная записка. 7 класс
Учебно-тематическое планирование. 7 класс
Примерное поурочное планирование. 7 класс
Пояснительная записка. 8 класс
Учебно-тематическое планирование. 8 класс
Примерное поурочное планирование. 8 класс
Пояснительная записка. 9 класс
Пояснительная записка
9 класс
Примерная рабочая программа по робототехнике разработана для обучения школьников, которые используют учебное пособие «Робототехника на платформе Arduino» для 9 класса автора Колосова Д. Г. Общее количество часов — 35 часов. Режим занятий — 1 раз в неделю по 1 часу (45 минут).
Цель: формирование и развитие у обучающихся системы технологических знаний и умений, необходимых для осваивания разнообразных способов и средств работы для создания робототехнических систем.
Задачи
Обучающие
• Познакомить учащихся с основными терминами и понятиями в области робототехники и научить использовать специальную терминологию;
• сформировать представление об основных законах робототехники;
• сформировать первоначальные представления о конструировании роботов;
• познакомить учащихся с основами разработки алгоритмов при создании робототехнических конструкций;
• усовершенствовать или привить навыки сборки и отладки простых робототехнических систем;
• познакомить с основами визуального языка для программирования роботов;
• систематизировать и/или привить навыки разработки проектов простых робототехнических систем;
• сформировать у школьников базовые представления в сфере инженерной культуры.
Развивающие
• Стимулировать интерес к смежным областям знаний: математике, геометрии, физике, биологии;
• способствовать заинтересованности в самостоятельном расширении кругозора в области конструирования робототехнических систем;
• формировать информационную культуру, умение ориентироваться и работать с разными источниками информации;
• поощрять стремление к применению своего потенциала в поиске оригинальных идей, обнаружении нестандартных решений, развитию творческих способностей;
• развивать способности работы индивидуально и в командах разного качественного и количественного состава группы;
• прививать навыки к анализу и самоанализу при создании робототехнических систем;
• содействовать саморазвитию в формировании успешных личных стратегий коммуникации и развитию компетенций при участии учеников в командной работе;
• развивать интерес учащихся к естественным и точным областям науки;
• развивать нестандартное мышление, а также поисковые навыки в решении прикладных задач;
• развить творческий потенциал подростков и юношества в процессе конструирования и программирования роботов;
• развивать познавательный интерес и мотивацию к учению и выбору инженерных специальностей;
• научить школьников устной и письменной технической речи со всеми присущими ей качествами (простотой, ясностью, наглядностью, полнотой); четко и точно излагать свои мысли и технические замыслы.
Воспитательные
• Формировать интерес к практическому применению знаний, умений и навыков в повседневной жизни и в дальнейшем обучении;
• поощрять целеустремленность, усердие, настойчивость, оптимизм, веру в свои силы;
• способствовать развитию способности конструктивной оценки и самооценки, выработке критериев оценок и поведенческого отношения к личным и чужим успехам и неудачам;
• подтверждать высокую ценность таких способностей и качеств, как эмоциональная уравновешенность, рассудительность, эмпатия;
• поддерживать представление учащихся о значимости общечеловеческих нравственных ценностей, доброжелательности, сотрудничества;
• укреплять спортивный дух, способность сохранять уважение к соперникам, и преодолевать стресс во время обучения и соревнований;
• прививать культуру организации рабочего места, правила обращения со сложными и опасными инструментами;
• воспитать устойчивый интерес к методам технического моделирования, проектирования, конструирования, программирования.
Ожидаемые результаты
Предметные
Учащиеся:
• будут использовать электронные компоненты: платы управления, платы расширения, электромоторы, сенсоры касания, ультразвуковые и инфракрасные дальномеры;
• будут программировать на языке C++;
• научатся применять основные алгоритмические конструкции для управления техническими устройствами;
• смогут проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
• смогут конструировать и моделировать с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
• научатся составлению алгоритмов и программ по управлению роботом;
• смогут сформулировать принципы программного управления самодвижущимся роботом;
• смогут получить навыки работы с роботами и электронными устройствами;
• освоят принципы и модифицируют механизм на основе технической документации для получения заданных свойств при решении конкретной задачи;
• овладеют основными терминами робототехники и смогут использовать их при проектировании и конструировании робототехнических систем;
• освоят основные принципы и этапы разработки проектов и смогут самостоятельно и/или с помощью учителя создавать проекты;
• смогут использовать визуальный язык для программирования простых робототехнических систем;
• смогут отлаживать созданных роботов самостоятельно и/ или с помощью учителя;
• смогут рассказать о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях;
• смогут рассказать о робототехнике как науке о разработке и использовании автоматизированных технических систем;
• научатся программной реализации алгоритмов «движение до препятствия», «следование вдоль линии»;
• смогут объяснить, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
• смогут объяснить влияние ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами;
• смогут объяснить, как исправить ошибки искажения, возникающие при передаче информации;
• смогут объяснить понятие «управление», привести примеры того, как компьютер управляет различными системами (роботы, станки и др.);
• смогут объяснить примеры алгоритмов управления, разработанных в учебной среде составления программ управления автономными роботами, снимать данные с датчиков, например, с датчиков роботизированных устройств;
• смогут привести примеры использования математического моделирования в современном мире.
Метапредметные
Учащиеся смогут:
• найти практическое применение и связь теоретических знаний, полученных в рамках школьной программы;
• получить практические навыки планирования своей краткосрочной и долгосрочной деятельности;
• выработать стиль работы с ориентацией на достижение запланированных результатов;
• использовать творческие навыки и эффективные приемы для решения простых технических задач;
• использовать на практике знания об устройствах механизмов и умение составлять алгоритмы решения различных задач;
• использовать полученные навыки работы различным инструментом в учебной и повседневной жизни.
Личностные
Учащиеся смогут:
• получить социальный опыт участия в индивидуальных и командных состязаниях;
• найти свои методы и востребованные навыки для продуктивного участия в командной работе;
• убедиться в ценности взаимовыручки, поддержания доброжелательной обстановки в коллективе;
• научиться использовать навыки критического мышления в процессе работа над проектом, отладки и публичном представлении созданных роботов;
• укрепить и усовершенствовать в себе чувство самоконтроля и ответственности за вверенные ценности;
• развить внимательное и предупредительное отношение к окружающим людям и оборудованию в процессе работы.