Технология. Обслуживающий труд. 5 - 9 классы. Методическое пособие. Авторы В.М. Казакевич, Молева Г.А.




Содержание методического пособия


Введение

Пояснительная записка

Содержание программы

Требования к результатам усвоения содержания программы

Примерное тематическое планирование

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Поурочно-тематическое планирование

Новые возможности технологического образования для здоровьесбережения учащихся

Организация лабораторных занятий по определению качества пищевых продуктов экспресс-методами химического анализа

Организация и методика проведения занятий по кулинарии

Организация и методика проведения занятий по обработке тканей и изготовлению швейного изделия

Сущность и методика реализации учебных проектов

Примерные тестовые задания для итогового контроля

Примерные практические работы для проверки умений и навыков

Примеры отдельных уроков

Урок «Блюда из сырых и вареных овощей». Практическая работа «Приготовление салата и винегрета»

Конспект урока по технологии. Тема «Моделирование фартука»

Список рекомендуемой литературы


Примеры отдельных уроков


Конспект урока по технологии


Тема урока «Моделирование фартука»

Использованы материалы урока учителя Л. В. Писарик (школа № 551 Южного округа г. Москвы)

Вид занятия, тип урока: комбинированный.

Цель урока: научить учащихся простейшим приемам моделирования фартука.

Планируемые результаты

1. Предметные

• моделирование художественного оформления объектов труда;

• развитие пространственного художественного воображения и композиционного мышления;

• развитие чувства пропорции, ритма, стиля, формы.

2. Метапредметные

• проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия;

• аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

3. Личностные

• освоение приемов моделирования швейного изделия;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Средства обучения

1. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

2. Наглядные пособия: чертеж фартука в масштабе 1:1; плакат «Модели фартука»; серия транспарантов по конструированию и моделированию фартука; стенд готовых моделей с различной отделкой; выставка отделок, тканей, литературы.

3. Дидактический материал: учебники по технологии (5 кл.), рабочая тетрадь «Основы мастерства», НТК «Этапы моделирования» (10 шт.), карточки - задания с различными способами моделирования (5 шт.), карточки - задания по закреплению темы «Моделирование фартука» (10 шт.).

Структура урока


Название элементов урока Дополнение
I Организационный момент
1. Приветствие.
2. Учет присутствующих.
3. Проверка готовности к уроку.
4. Пояснение порядка работы на уроке
Рассказ - вступление учителя, вводный инструктаж, деятельность бригадиров
II Актуализация знаний учащихся по темам
а) рабочая одежда;
б) размерные признаки для построения чертежа выкройки фартука;
в) построение чертежа фартука в масштабе 1:4;
г) изучение конструктивных линий;
д) виды отделок Игра «Умники и умницы».
Индивидуальная форма работы — работа с сигнальными карточками.
Контроль со стороны учителя
III Введение новых знаний учащихся по теме «Моделирование фартука»:
а) модель;
б) моделирование;
в) художник - модельер;
г) этапы моделирования.
Цель.
Мотивация
Запись на доске.
Слово учителя.
Работа с плакатом стендов, готовых изделий.
Выставка литературы.
Работа с учебником технологии
IV Практическая работа
(соблюдения правил ТБ):
а) моделирование фартука с отрезным нагрудником, карманы и нагрудник прямоугольной формы;
б) моделирование фартука с отрезным нагрудником, форма нижних частей карманов и изделия остроугольной формы;
в) моделирование фартука с отрезным нагрудником, овальным верхним срезом нагрудника и карманом овальной формы;
г) моделирование передника с отрезным нагрудником, нижняя часть фартука и карманов в виде шестиугольника
Текущий инструктаж.
Работа с графопроектором.
Групповая форма работы. Контроль со стороны учителя.
Индивидуальная форма работы.
Моделирование различных моделей фартуков. Музыкальное оформление.
Контроль со стороны учителя.
V Подведение итога работы:
а) выставление оценок;
б) выставка работ учащихся
Ответы учеников.
Работа с сигнальными карточками.
Работа с карточками
VI Закрепление полученных знаний заданиями Индивидуальная форма работы.
Контроль со стороны учителя.
Заключительный инструктаж
VII Домашнее задание Запись на доске
VIII Уборка кабинета Деятельность дежурных


I. Здравствуйте, ребята!

Зовут меня Любовь Викторовна, и этот урок сегодня у вас буду вести я.

C сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый, очень интересный раздел «Моделирование».

II. Но мы не можем приступить к изучению новой темы, не повторив темы предыдущих уроков. А для этого я хочу вам предложить поиграть в очень известную игру «Умники и умницы», а заодно проверить ваши знания. Для этого мне нужны три человека. Кто из вас желает поиграть? Давайте познакомимся с вами...

Напомню условия игры: на полу у нас размещены три дорожки. Нужно дойти до конца дорожки, ответив на все вопросы. Кто пойдет по первой дорожке, отвечает только на один, но самый сложный вопрос. Кто пойдет по второй дорожке, отвечает на два вопроса средней сложности. Кто пойдет по третьей дорожке, отвечает на три самых легких вопроса. Оценивать вас будет класс с помощью сигнальных карточек. Займите понравившиеся вам дорожки.

1 - й ученик 2 - й ученик 3 - й ученик
Назвать все конструктивные линии фартука. Что такое мерки? Какую функцию выполняет фартук в одежде?
  Какие мерки необходимы для построения чертежа фартука? Из какой ткани лучше шить фартук?
    Чем можно украсить фартук?


— Что мы поставим первому участнику; второму; третьему?

— Молодцы девочки! Напомнили нам предыдущий материал.

III. А сейчас мы переходим к новой теме. Давайте запишем ее в вашу рабочую тетрадь.

Тема нашего урока: «Моделирование фартука».

Главная цель нашего урока: научиться простейшим приемам моделирования фартука.

Мотивация: вы видите различные модели фартуков, прикрепленные на стенде, нарисованные на плакате в книгах. Все они моделируются на основе чертежа, который вы строили на предыдущих уроках. Обратите внимание на передник, который находится в центральной части нашего стенда. Этот фартук изготовлен без изменения чертежа выкройки фартука, а все остальные путем моделирования приобрели новую форму. Каждый человек хочет и стремится быть индивидуальным, т. е. не похожим на остальных, и это проявляется в его характере, поведении, а также в одежде. Благодаря разделу «Моделирование» вы сможете шить себе одежду, учитывая особенности своей фигуры, своего вкуса.

Когда я вам все это рассказывала, я упомянула два новых для вас понятия «модель» и «моделирование». Давайте запишем определения этих понятий себе в тетрадь, а на следующий урок вы эти определения выучите.

Модель — это образец изделия. Каждый фартучек, прикрепленный к стенду, — это модель.

Моделирование — это изменение выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Давайте откроем учебники на странице... и рассмотрим рисунки. Мы видим, что на основе кармана квадратной формы можно получить различные модели карманов путем моделирования. Придумывая модели изделий, необходимо учитывать назначение изделий, свойства материала, из которого будет изготавливаться данное изделие, знать основы цветоведения, композиции, направления моды.

Скажите мне, как называется та профессия людей, которые занимаются моделированием. (Художник - модельер.) Вот сейчас мы тоже сможем побывать в роли художников - модельеров, так как будем моделировать.

IV. Первую модель вы смоделируете вместе со мной, а уже следующую будете выполнять самостоятельно. (Напомните мне, как нужно обращаться с ножницами.) Работать мы будем по следующему плану. У каждого он есть на парте.

Этапы моделирования.

1. Нарисовать эскиз модели.

2. Описание модели.

3. Внесение изменений в чертеж - основу.

4. Изготовление выкройки.

Модель № 1

1. Рассмотрим эскиз модели на экране (рис. 4). На эскизе должна быть четко видна форма деталей фартука и его отделка. Эскиз лучше выполнять в цвете.

Рис. 4. Эскиз фартука

2. Чем он отличается от фартука голубого цвета, на который я обращала внимание в начале урока? (Нагрудник и карманы имеют верхний срез в виде угольника.)

3. Нанесение фасонных линий (рис. 5).

Рис. 5. Нанесение фасонных линий

Отдельные детали изделия должны сочетаться между собой: если нагрудник имеет верхний срез в виде угольника, то и карманы должны быть срезаны под углом, а не скруглены. Если за основу принимается округлая форма детали, то надо округлять срезы нескольких деталей фартука.

4. Мы получаем выкройку (рис. 6).

Рис. 6. Готовая выкройка

Выкройка — это шаблон для раскроя ткани. Давайте выполним моделирование в рабочей тетради.

А сейчас вы получаете по одной модели фартука на парту, которую должны смоделировать по рассмотренному плану. Оценивать вашу работу будет весь класс с помощью сигнальных карточек. (Музыкальное оформление.)

V. Сейчас по очереди подходите к доске со своей смоделированной работой и рассказываете, что и как вы делали для получения новой модели.

VI. Вы неплохо потрудились, а сейчас давайте закрепим пройденный материал. Каждому из вас я даю карточку - задание. Надо очень быстро его выполнить. Затем мы проверим.

VII. Домашнее задание: повторить новые понятия, не забыть взять ткань для раскроя.

VIII. Уборка кабинета.



Наверх