Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
9 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-17

Урок 1


Раздел. Социальные технологии.

Темы урока.
1. Специфика социальных технологий.
2. Социальная работа. Сфера услуг.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:
по теме 1: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению со спецификой социальных технологий;
по теме 2: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с социальной работой, сферой услуг.

Задачи:

обучения — сформировать понятия о социальных технологиях на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов; сформировать понятия о видах и принципах социальной работы;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать); развивать волевую и эмоциональную сферы (инициативу, смелость, уверенность в своих силах, настойчивость, способность преодолевать трудности, умение владеть собой), качества ума (глубину, гибкость, широту);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом), гуманность (внимательное, заботливое отношение к окружающим, сочувствие, уважение к старшим, милосердие).

Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, учебник технологии (§ 33, 34), ПК, электронные средства обучения.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: социальная технология, коммуникации.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; бережное отношение к конструкционным материалам;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о социальных технологиях, социальной работе, сфере услуг; овладение умениями распознавать цели социальной работы, осуществлять поиск людей, относящихся к социально незащищённой группе (пожилых людей, инвалидов и др.) и принимать участие в оказании им посильной помощи

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог:
По теме 1
1. Как вы думаете, почему человек часто принимает какое-либо решение в результате общения с другими людьми? 2. Каким образом спортивная игра, в которой принимают участие подростки, влияет на их взаимоотношения? 3. Что происходит, если ученик нарушает правила поведения в школе? 4. Приходилось ли вам участвовать в общественных мероприятиях (демонстрациях, собраниях, митингах и др.)?
По теме 2
1. Обращали ли вы внимание, насколько тяжело иногда бывает пожилым людям и инвалидам? 2. Переведёте ли вы через дорогу по пешеходному переходу пожилого человека, если он вас об этом попросит? 3. Приходилось ли вам отдыхать на каникулах в санатории? Обобщает результаты диалога. Подводит обучающихся к определению тем и целей урока
Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют темы и цели урока. Составляют план своих действий по достижению поставленных целей урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом.
По теме 1
1. Дайте определения понятий «социальные технологии», «коммуникация». 2. В каких сферах деятельности людей используются социальные технологии? 3. Опишите социальные технологии, применяемые при межличностной и межгрупповой коммуникации. 4. Какие социальные технологии применяются при публичной и массовой коммуникации?
По теме 2
1. Объясните значение понятия «социальная работа». 2. Какова цель социальной работы? 3. Опишите виды социальной работы с конкретными группами населения. 4. Перечислите виды социальной работы в определённой области деятельности. 5. Каковы основные принципы социальной работы? 6. Дайте определение понятия «сфера услуг». 7. Назовите услуги сферы обслуживания. 8. Опишите услуги социальной сферы. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить работу по разработке плана самостоятельной внеурочной деятельности по оказанию социальной помощи с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы
Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных потребностей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Составляют план самостоятельной внеурочной работы, связанной с оказанием социальной помощи пожилым людям. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать границы собственного знания и незнания
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Что означает термин «социальный»? 2. Каким образом социальные технологии применяются в государственном управлении? 3. Что такое бизнес-симуляция? 4. Что представляет собой социальная сеть? 5. Какова цель социальной работы? 6. Назовите виды социальной работы с конкретными группами населения. 7. Как вы понимаете принцип альтруизма в социальной работе? 8. Перечислите услуги сферы обслуживания. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 33, 34 Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх