Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
9 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 13
Раздел. Профессиональное самоопределение.
Тема урока. Классификация профессий.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению видов профессий.
Задачи:
обучения — сформировать понятие о классификации профессий на уровне осмысления, запоминания, узнавания;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).
Дидактические средства: видеоматериалы, электронные средства обучения; учебник технологии (§ 46), ПК, мультимедийный проектор.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: профессия, классификация профессий по предмету, целям, орудиям и условиям труда, профессиональный стандарт.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о видах профессий; приобретение опыта получения новой информации в Интернете; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Какова профессия ваших родителей, а специальность? 2. Где можно получить информацию о различных профессиях? 3. Где можно узнать о требованиях к человеку определённой профессии? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания | Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «профессия», «профессиональный стандарт». 2. Назовите наиболее распространённые классификации профессий по различным основаниям. 3. Назовите известные вам профессии будущего. Организует обсуждение образовательного путешествия в службу занятости населения. Организует подготовку к образовательному путешествию в образовательную организацию. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 33, 34 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания.При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 33, 34 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную | Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию по вопросам. 1. Опишите жизненный цикл какой-либо профессии. 2. Дайте характеристику новым и отмирающим профессиям, в том числе на предприятиях региона проживания. 3. Разъясните социальное значение групп профессий, востребованных на региональном рынке труда. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) стандартный минимум (репродуктивный уровень): ответить на вопросы к § 46; 2) повышенный уровень: найти в Интернете информацию о новых перспективных профессиях | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий |