Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
9 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 10
Раздел. Закономерности технологического развития цивилизации.
Тема урока. Современные технологии обработки материалов.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с современными технологиями обработки материалов.
Задачи:
обучения — сформировать понятия о современных технологиях обработки материалов (электроэрозионной, ультразвуковой, лазерной, плазменной) на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, систематизировать), качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты), умений учебного труда (наблюдать, осуществлять самоконтроль);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 43), ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: электроэрозионная обработка, ультразвуковая обработка, лазер, лазерная резка, лазерная закалка, лазерная наплавка, плазменная обработка, плазмотрон, плазменная резка, плазменное напыление.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; участие в коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о современных технологиях обработки материалов (электроэрозионной, ультразвуковой, лазерной, плазменной).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Организует дискуссию по вопросам. 1. Почему современные учёные ведут постоянный поиск новых технологий обработки материалов? 2. Резцы из твёрдого сплава могут обработать самую прочную сталь. А как разрезать сам твёрдый сплав? 3. Можно ли алмаз обработать стальным резцом? 4. Как можно обработать такой хрупкий материал, как стекло? 5. Что означает понятие «перспективные технологии»? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «современные технологии обработки материалов». 2. Опишите виды электроэрозионной обработки материалов, её возможности. 3. Раскройте принципы ультразвуковой обработки материалов, укажите области её применения и преимущества. 4. Перечислите достоинства лазерной обработки материалов (резки, закалки, наплавки). 5. В чём сущность плазменной обработки и какова конструкция плазмотронов? Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает разработать план самостоятельной внеурочной работы по исследованию современных технологий обработки материалов. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют результаты исследования. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных технологий. Разрабатывают план самостоятельной внеурочной работы по исследованию современных технологий обработки материалов. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 131—139 из учебника (аспект смыслового чтения) | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Поясните технологию электроэрозионного вырезания проволокой. 2. Перечислите преимущества электроэрозионной технологии. 3. Какие материалы можно обрабатывать с помощью ультразвука? 4. Что такое лазерная закалка; наплавка? 5. Поясните схему работы плазмотрона прямого действия. 6. В чём состоит технология плазменного напыления? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 43 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |