Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
9 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-17

Урок 9


Раздел. Закономерности технологического развития цивилизации.

Тема урока. Управление в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансфер технологий.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с закономерностями технологического развития цивилизации, принципами управления на современных инновационных предприятиях, процессами трансфера технологий.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о закономерностях технологического развития цивилизации, принципах управления на современных инновационных предприятиях, процессах трансфера технологий на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать), качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность), коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).

Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 42), рабочая тетрадь, ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: циклы Н. Д. Конратьева, инновация, инновационное предприятие, инновационный менеджмент, трансфер технологий.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о закономерностях технологического развития цивилизации, принципах управления на современных инновационных предприятиях, процессах трансфера технологий; получение навыков проведения поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о перспективах развития инновационных производств в регионе проживания.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Что такое цикл? 2. Какую форму на графике имеет жизненный цикл любой технологии (из материала 5 класса)? 3. Что такое предприятие? 4. Почему любым предприятием нужно правильно управлять? 5. Как вы думаете, каким образом новые технологии, созданные в какой-либо стране, распространяются по миру? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы обучающихся, строить понятные для собеседника речевые высказывания Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Какой характер имеет технологическое развитие цивилизации? 2. Что представляют собой циклы Н. Д. Кондратьева? 3. Дайте определение понятия «инновация». Охарактеризуйте виды инноваций. 4. Какой деятельностью занимается инновационное предприятие? 5. Каким образом осуществляется управление современным производством на инновационном предприятии? 6. Перечислите функции инновационного менеджмента. 7. Трансфер технологий как основной процесс продвижения инноваций. 8. Опишите формы трансфера технологий. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает разработать план самостоятельной внеурочной работы по исследованию циклов технологического и экономического развития России. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Разрабатывают план самостоятельной внеурочной работы по исследованию циклов технологического и экономического развития России. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 130 из учебника (аспект смыслового чтения) Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Расскажите о содержании циклов развития цивилизации (по Н. Д. Кондратьеву). 2. Перечислите виды инноваций. 3. Что такое инновационный менеджмент? 4. Назовите основные функции инновационного менеджмента. 5. Что такое трансфер технологий? 6. Расскажите о трансфере технологий в форме выдачи лицензий. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 42 Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Структурировать знания, выделять главное. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Осознанно строить речевые высказывания Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий



Наверх