Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
9 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Уроки 15 - 17
Раздел. Исследовательская и созидательная деятельность.
Тема уроков. Специализированный творческий проект.
Тип урока: комбинированный.
Цель уроков: организовать деятельность обучаемых по выполнению специализированного проекта и его публичной защите.
Задачи:
обучения — обучить выполнять задание по переносу знаний и умений в новую ситуацию; научить оценивать результаты работы, делать выводы;
развития — способствовать развитию волевой и эмоциональной сферы (инициативы, смелости, уверенности в своих силах, настойчивости, способности преодолевать трудности, умения владеть собой);
воспитания — воспитывать мотивы труда (добиваться высоких результатов в работе), развивать творческое начало личности.
Дидактические средства: образцы специализированных проектов; материалы, инструменты, приспособления, оборудование для выполнения проекта; фото- и видеоматериалы, плакаты, чертежи, технологические карты, чертёжные инструменты, калькуляторы; учебник технологии, рабочая тетрадь, ПК, электронные средства обучения.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация образцов специализированных проектов, показ фото- и видеоматериалов, практическая работа.
Опорные понятия: портфолио, презентация и защита специализированного проекта.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о выполнении и защите специализированных проектов.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на уроки. Организует деятельность по актуализации понятия «специализированный проект». Вовлекает в проблемный диалог по вопросам. 1. Какую тему проекта вы выбрали? 2. Какие материалы понадобятся для выполнения работы? 3. Какие инструменты необходимы? 4. Какую дополнительную информацию вам нужно будет получить? 5. Каким новым способам действий необходимо научиться дополнительно? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели уроков | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель уроков. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели уроков. Определяют алгоритм своих действий | Прогнозировать достижение познавательных результатов. Извлекать необходимую информацию, структурировать знания | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Мобилизировать внимание. Уважать окружающих |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Выберите специализацию (технологическую, дизайнерскую, предпринимательскую, инженерную, исследовательскую, социальную или другую) проекта и его тему. 2. Изложите в рабочей тетради этапы работы над специализированным проектом. 3. Составьте техническое (проектное) задание. 4. Напишите доклад об основных достоинствах проекта. 5. Составьте сценарий электронной презентации проекта. 6. Разработайте электронную презентацию специализированного проекта. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить специализированный проект. Контролирует процесс выполнения проекта. При необходимости оказывает помощь. Следит за соблюдением правил безопасной работы над проектом. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в группах или работают индивидуально. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов).Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных вариантов проектов. Выбирают тему специализированного проекта. Определяют оптимальные способы выполнения проекта в соответствии с его содержанием. Работают над специализированным проектом. Выполняют необходимые эскизы и чертежи. Составляют технологические карты. Оценивают стоимость проекта, сопоставляя её с возможной рыночной ценой. Контролируют качество того, что получилось. Разрабатывают варианты рекламы. Подготавливают пояснительную записку. Оформляют проектные материалы. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Принимать решение и реализовывать его | Ориентироваться в межличностных отношениях. Управлять своей познавательной деятельностью |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроках. Организует контроль над выполнением обучающимися специализированных проектов. Сообщает критерии оценки качества презентации проекта: 1) полнота доклада; 2) краткость изложения, соблюдение отведённого времени; 3) правильность изложения (грамотность), культура речи; 4) точность, логичность изложения; 5) выразительность и аргументированность изложения; 6) анализ того, что получилось, а что нет; 7) владение вниманием аудитории, манера поведения; 8) глубина знаний по теме проекта и по предмету; 9) предметные и убедительные ответы на вопросы присутствующих; 10) готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность, воспитанность. При оценке специализированных проектов применяет комплексную оценку, с учётом мнений родственников ученика, друзей, одноклассников и оценки обучающимся своей работы над проектом. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроках и итоговые отметки за год. Предлагает домашнее задание: обучающимся, выбравшим достаточно сложный проект, часть работы выполнять дома | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроках. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Завершают работу над проектом. В конце уроков 15 - 16 предъявляют достигнутые результаты учителю, формулируют затруднения. Завершают подготовку доклада о проекте. На уроке 17 проводят презентацию проекта: — обосновывают выбор темы специализированного проекта; — рассказывают о вариантах проекта и обосновывают выбор лучшего варианта; — поясняют эскизы и технологические карты; — рассказывают об особенностях выполнения проекта; — указывают величину затрат на проект; — представляют электронную презентацию; — отвечают на вопросы учителя и одноклассников | Проявлять познавательный интерес и активность при работе над проектом. Контролировать и оценивать результаты деятельности. Осознанно строить речевые высказывания. Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное | Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Осознавать личностный смысл учения, стремиться к совершенствованию своих знаний и умений |