Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
9 класс
Содержание
Технологическая карта урока — современная форма планирования учебной деятельности
Примерный поурочно-тематический план
Технологические карты уроков
Технологические карты уроков
Выберите номер урока
Урок 6
Раздел. Технологии в области электроники.
Тема урока. Нанотехнологии.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с понятием «нанотехнология».
Задачи:
обучения — сформировать понятие о нанотехнологиях на уровне восприятия, осмысления, запоминания, узнавания объектов;
развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, абстрагировать), качеств ума (критичности, глубины, гибкости, широты, быстроты);
воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); бережное отношение к природе.
Дидактические средства: фото- и видеоматериалы, учебный электротехнический конструктор, электронные средства обучения, учебник технологии (§ 39), ПК.
Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация фото- и видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.
Опорные понятия: нанотехнологии, наноматериалы: графен, углеродные нанотрубки, фуллерены, монокристаллы, аэрогель, аэрографит, наноаккумуляторы.
Планируемые результаты обучения:
личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;
метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;
предметные — сформированность представлений о нанотехнологиях; получение навыков поиска в Интернете информации о новых наноматериалах, сохранения информации в форме описаний, схем, фотографий и др.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) | |||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока | |||||
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в проблемный диалог по вопрсам. 1. Как вы думаете, почему современная наука стала изучать очень маленькие частицы веществ размером около 10-9 метров (1 нанометр)? 2. Каким образом люди работают с наночастицами вещества, если они не видны невооружённым глазом? 3. Учёные проводят многочисленные исследования с наночастицами углерода. Охарактеризуйте этот материал. 4. Объектом нанотехнологий часто являются атомы и молекулы. Что это за объекты? Обобщает результаты проблемного диалога. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока | Включаются в диалог с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Формулируют тему и цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока | Строить логические рассуждения, осуществлять сравнение и классификацию явлений, устанавливать причинно-следственные связи | Слушать в соответствии с целевой установкой; дополнять, уточнять ответы одноклассников на заданные вопросы | Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним в диалог. Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь | Мобилизировать внимание. Ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях |
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой | |||||
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определение понятия «нанотехнология». 2. Объясните, какие существуют классы нанообъектов. 3. Перечислите свойства углеродных наноматериалов (графена, углеродистых нанотрубок, фуллерена). 4. Назовите и опишите пенообразные наноматериалы (аэрогель, аэрографит). 5. Укажите область применения наноматериалов. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практическую работу № 28 из учебника с учётом её вариативности. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы | Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Проводят анализ, сравнение, сопоставление различных потребностей. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами. Выполняют практическую работу № 28 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов | Понимать и интерпретировать информацию, представленную на рис. 122—123 из учебника (аспект смыслового чтения). Осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии | Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль процесса и результатов выполнения практических работ | Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Понимать значимость человеческой деятельности в развитии цивилизации |
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание | |||||
Организует рефлексию учебной деятельности по вопросам. 1. Какие существуют классы нанообъектов? 2. Что такое графен; фуллерен? 3. Каковы свойства аэрографита? 4. Что такое наноаккумуляторы? 5. В каких областях человеческой деятельности применяют наноматериалы? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: 1) выполнить самостоятельную работу; 2) ответить на вопросы к § 28 | Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание | Давать определения понятий, обобщать понятия, осуществлять сравнение и классификацию. Осознанно строить речевые высказывания | Адекватно воспринимать оценку учителя. Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты | Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог | Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения самостоятельной работы и домашних заданий |