Методическое пособие к учебнику А. Т. Тищенко, Н. В. Синица
9 класс





Технологические карты уроков


Выберите номер урока

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15-17

Урок 14


Раздел. Профессиональное самоопределение.

Тема урока. Профессиональные интересы, склонности и способности.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению своих склонностей к группе профессий, коммуникативных и организаторских склонностей.

Задачи:

обучения — сформировать понятие о профессиональных интересах на уровне осмысления, запоминания, узнавания;

развития — способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, классифицировать), умений учебного труда (наблюдать, запоминать, планировать, осуществлять самоконтроль);

воспитания — воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность).

Дидактические средства: видеоматериалы, электронные средства обучения; учебник технологии (§ 47), ПК, мультимедийный проектор.

Методы обучения: рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация видеоматериалов, фронтальный опрос, практическая работа.

Опорные понятия: профессиональный интерес, склонности, способности; образовательная траектория.

Планируемые результаты обучения:

личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях;

метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

предметные — сформированность представлений о профессиональных интересах, склонностях и способностях, выбор образовательной траектории; овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 2 3 4 5 6
Этап I: актуализация знаний, постановка темы и цели урока
Создаёт эмоциональный настрой на урок. Вовлекает в дискуссию по вопросам. 1. Какими способностями, по вашему мнению, вы обладаете? 2. Есть ли у вас профессиональный интерес к какой-либо деятельности? 3. Кем вы хотели работать в детстве; сейчас? Обобщает результаты дискуссии. Подводит обучающихся к определению темы и цели урока Включаются в дискуссию с учителем, отвечают на вопросы. Контролируют правильность ответов одноклассников. Согласовывают тему и формулируют цель урока. Составляют план своих действий по достижению поставленной цели урока Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. Аргументированно строить речевое высказывание в устной речи Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно Сознательно ориентироваться на позиции других людей. Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении Понимать значимость целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики
Этап II: изучение нового материала, первичное закрепление знаний, самостоятельная работа с самопроверкой
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность в малых группах. Предлагает провести исследование в соответствии с маршрутным листом. 1. Дайте определения понятий «профессиональный интерес», «склонности», «способности», «образовательная траектория». 2. Ознакомьтесь с методикой выполнения практических работ: по выявлению склонности к группе профессий («Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО); по выявлению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Организует обсуждение образовательного путешествия в образовательную организацию. Организует обсуждение полученной новой информации. Предлагает выполнить практические работы № 35—38 из учебника. Контролирует процесс выполнения задания. При необходимости оказывает помощь. Подводит итоги выполненной работы Организуют сотрудничество и совместную деятельность в малых группах. Проводят исследование, отбирают и используют необходимую информацию (из справочных и дидактических материалов, интернет-ресурсов). Представляют сведения о полученной информации. Обобщают (осознают и формулируют) то новое, что усвоили. Определяют оптимальные способы выполнения предстоящих практических работ в соответствии с их целями и задачами. Выполняют практические работы № 35—38 из учебника. Осуществляют самоанализ и самооценку полученных результатов Давать определения понятий, обобщать понятия; осуществлять сравнение и классификацию. Понимать и интерпретировать полученную информацию Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Преобразовывать практическую работу в познавательную Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем. Понимать и воспринимать на слух замечания учителя Понимать значимость человеческой деятельности в развитии науки и техники
Этап III: подведение итогов урока и рефлексия, домашнее задание
Организует рефлексию по вопросам. 1. Чем отличается простой интерес от профессионального? 2. Почему при выборе профессии важно учитывать склонности человека? 3. От каких условий зависит развитие способностей? 4. Какова роль профессиональной пробы в выборе профессии? Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на уроке. Согласовывает результаты учебной деятельности с обучающимися, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Предлагает домашнее задание: ответить на вопросы к § 47 Обобщают то новое, что ими открыто и усвоено на уроке. Осуществляют рефлексию своей деятельности. Соотносят цель учебной деятельности с её результатами, фиксируют степень их соответствия и намечают дальнейшие цели деятельности. Записывают домашнее задание Делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных закономерностей. Структурировать знания, выделять главное Самостоятельно анализировать условия достижения целей в учебном материале, устанавливать целевые приоритеты. Адекватно воспринимать оценку учителя Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие. Слушать и вступать в диалог Осознавать важность обучения предмету и систематического выполнения домашних заданий



Наверх