Концепция и примерная рабочая программа модульного курса технологии. 5 – 9 классы
Авторы С. А. Бешенков, М. И. Шутикова, Э. В. Миндзаева, В. Б. Лабутин




Содержание рабочей программы


Пояснительная записка

Содержание обучения

Планируемые результаты

Примерное тематическое планирование


Модуль «Производство и технологии»


5 класс (35 ч.)

6 класс (35 ч.)

7 класс (35 ч.)

8 класс (15 ч.)

9 класс (15 ч.)

Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов»


5 класс (35 ч.)

6 класс (35 ч.)

7 класс (35 ч.)

8 класс (15 ч.)

9 класс (15 ч.)

Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование»


9 класс (35 ч.)

Дополнения к программе по технологии 5 - 9 классы


Содержание обучения


5 класс (70 ч.) 6 класс (70 ч.) 7 класс (70 ч.) 8 класс (30 ч.) 9 класс (30 ч.)
Производство и технология От алгоритмов к технологиям, от технологии к проектам. Материалы и инструменты: бумага, ткань, древесина, металл, пластмасса. Учимся учиться (обозначение, чтение, работа над проектом) Модель как заменитель реального объекта в процессе решения задач. Количественная и качественная оценка модели. Продукты питания. Кухонные инструменты и принадлежности. Учимся учиться (запоминание, представление информации, технология разработки проекта ) Традиционные технологии. Модели и технологии. Технологии и искусство: народные ремесла, современные направления в искусстве. Технологии домашнего хозяйства. Порядок и хаос. Порядок в доме. Компьютерные программы проектирования и дизайна жилища. Учимся учиться (обсуждение, размышление, работа над проектом, рефлексия) Технологии и производство. Современные технологии: лазерные, космические, Нанотехнологии и др. Конвергентные технологии. Информационнокогнитивные технологии. Учимся учиться (решение задач, исследова ние, работа над проектной документацией ) Технологический подход: возможности и ограничения. Современные профессии. Особенность выбора профессии в цифровом социуме. Учимся учиться (данные — информация — технология — знание)
Технологии обработки материалов, пищевых продуктов Трудовые действия — основа жизнедеятельности и формирования когнитивных знаний. Трудовые действия, необходимые при обработке материалов: бумаги, ткани, древесины, пластмассы. Измерения как универсальные трудовые действия. Измерение с помощью линейки, штангенциркуля, лазерной рулетки. Основы конструирования, шитья и приготовления пищи. Конструкторские и проектные навыки. Основные компоненты технологии: «примитивы», инструменты, действия Трудовые действия как основные «кирпичики» технологии. Трудовые действия, необходимые при обработке материалов: бумаги, ткани, древесины, пластмассы. Измерения как универсальные трудовые действия. Измерение с помощью линейки, штангенциркуля, лазерной рулетки, измерительных приборов. Практика измерений различных объектов окружающего мира. Понятие о погрешности измерения. Основные компоненты технологии с использованием информационных сред Технологические операции. Простейшие механизмы как «азбука» механизма любой машины (где используются простейшие механизмы). Инструменты и машины. Физические законы, реализуемые в простейших механизмах. Моделирование технологических операций на основе программных приложений Задачи и техно логии их решения. Проекты. Основы профориентации Технологии в когнитивной сфере. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Работа с большими данными. Технологии и человек. Технологии и общество. Глобальные проблемы цивилизации и технологические решения. Пределы применения технологий. Технологии и знания. Основы профориентации
Робототехника Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов. Робот-андроид, области применения роботов. Робототехнический конструктор. Программирование роботов От робототехники к искусственному интеллекту Алан Тьюринг, его работы в области искусственного интеллекта. Интеллектуальные роботы, поколения интеллектуальных роботов. Возможности справочных систем в интернете Естественные и искусственные языки. Язык общения в компьютерных сетях. Компьютерные переводчики, назначение, возможности. Виды переводчиков. Цвет. Режимы работы датчиков: яркость и яркость отраженного цвета. Определение цвета роботом. Звук. Назначение диффузора Робототехнические проекты: «Робот-исследователь», «Робот-компаньон», «Мобильный робот», «Умный дом» и пр. Роботы как пример реализации конвергентных технологий. Программа и программный продукт. Отличия программы от программного продукта. Программный блок «Случайное значение». Назначение и функции блока. Настройки блока
3D-моделирование, прототипирование и макетирование Понятие модели. Виды и свойства моделей. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. ЗD-моделирование — как технология создания визуальных моделей. Компоненты технологии. Основные технологии 3D-печати. Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида. Поворот тел в пространстве. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел Создание макетов с помощью программных средств. Компоненты технологии макетирования: выполнение развертки, сборка деталей макета. Разработка графической документации Технология создания прототипов. Исследование прототипов. Перенос выявленных свойств прототипов на реальные объекты
Компьютерная графика, черчение Черчение как технология создания модели объекта. Линии как «примитивы». Чертежные инструменты. Практическая деятельность по созданию чертежей. Виды и свойства моделей. Количественная и качественная оценка модели. Технология создания графических изображений. Компоненты технологии Технология создания чертежей с помощью программных средств. Растровые и векторные графические редакторы. Технологии создания графических изображений в этих редакторах
Автоматизированные системы Управление. Управляющие и управляемые системы. Модели управления. Автоматизированные системы. Проблема устойчивости систем управления. Точки бифуркации Управление техническими системами. Компьютерные программы, имитирующие интеллектуальную деятельность человека. Простейшие примеры. Тест Тьюринга. Понятие об интеллектуальных роботах Управление социально экономическими системами. Проект «Школьная фирма»
Животноводство Основные этапы технология выращивания сельскохозяйственных животных. Использование информационных технологий в животноводстве (единая база данных животных с их родословной, производственный учет животных, учет ветеринарных препаратов и кормов и пр.) Особенности технологий в сфере животноводства. Исследовательская деятельность. Основные составляющие исследования: цель, гипотеза, эксперимент Профессии, связанные с деятельностью животновода: зоотехник, зооинженер, ветеринар и пр.
Растениеводство Основные этапы технология возделывания сельскохозяйственных культур. Традиционные и ресурсосберегающие технологии. Исследовательская деятельность. Основные составляющие исследования: цель, гипотеза, эксперимент «Домашние» технологии выращивания полезных для человека культур. Сельскохозяйственные профессии. Особенности профессиональной деятельности агронома






Наверх