Главная | Технология | УМК, рабочие программы, тематическое планирование | М. И. Шутикова. Технология. 5–9 классы. Методическое пособие для учителя | Концепция и примерная рабочая программа модульного курса технологии. 5 – 9 классы. Авторы С. А. Бешенков, М. И. Шутикова, Э. В. Миндзаева, В. Б. Лабутин
Концепция и примерная рабочая программа модульного курса технологии. 5 – 9 классы
Авторы С. А. Бешенков, М. И. Шутикова, Э. В. Миндзаева, В. Б. Лабутин
Содержание рабочей программы
Содержание обучения
Примерное тематическое планирование
Модуль «Производство и технологии»
Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов»
Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование»
Содержание обучения
5 класс (70 ч.) | 6 класс (70 ч.) | 7 класс (70 ч.) | 8 класс (30 ч.) | 9 класс (30 ч.) | |
Производство и технология | От алгоритмов к технологиям, от технологии к проектам. Материалы и инструменты: бумага, ткань, древесина, металл, пластмасса. Учимся учиться (обозначение, чтение, работа над проектом) | Модель как заменитель реального объекта в процессе решения задач. Количественная и качественная оценка модели. Продукты питания. Кухонные инструменты и принадлежности. Учимся учиться (запоминание, представление информации, технология разработки проекта ) | Традиционные технологии. Модели и технологии. Технологии и искусство: народные ремесла, современные направления в искусстве. Технологии домашнего хозяйства. Порядок и хаос. Порядок в доме. Компьютерные программы проектирования и дизайна жилища. Учимся учиться (обсуждение, размышление, работа над проектом, рефлексия) | Технологии и производство. Современные технологии: лазерные, космические, Нанотехнологии и др. Конвергентные технологии. Информационнокогнитивные технологии. Учимся учиться (решение задач, исследова ние, работа над проектной документацией ) | Технологический подход: возможности и ограничения. Современные профессии. Особенность выбора профессии в цифровом социуме. Учимся учиться (данные — информация — технология — знание) |
Технологии обработки материалов, пищевых продуктов | Трудовые действия — основа жизнедеятельности и формирования когнитивных знаний. Трудовые действия, необходимые при обработке материалов: бумаги, ткани, древесины, пластмассы. Измерения как универсальные трудовые действия. Измерение с помощью линейки, штангенциркуля, лазерной рулетки. Основы конструирования, шитья и приготовления пищи. Конструкторские и проектные навыки. Основные компоненты технологии: «примитивы», инструменты, действия | Трудовые действия как основные «кирпичики» технологии. Трудовые действия, необходимые при обработке материалов: бумаги, ткани, древесины, пластмассы. Измерения как универсальные трудовые действия. Измерение с помощью линейки, штангенциркуля, лазерной рулетки, измерительных приборов. Практика измерений различных объектов окружающего мира. Понятие о погрешности измерения. Основные компоненты технологии с использованием информационных сред | Технологические операции. Простейшие механизмы как «азбука» механизма любой машины (где используются простейшие механизмы). Инструменты и машины. Физические законы, реализуемые в простейших механизмах. Моделирование технологических операций на основе программных приложений | Задачи и техно логии их решения. Проекты. Основы профориентации | Технологии в когнитивной сфере. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Работа с большими данными. Технологии и человек. Технологии и общество. Глобальные проблемы цивилизации и технологические решения. Пределы применения технологий. Технологии и знания. Основы профориентации |
Робототехника | Алгоритмы и первоначальные представления о технологии. Свойства алгоритмов, основное свойство алгоритма, исполнители алгоритмов. Робот-андроид, области применения роботов. Робототехнический конструктор. Программирование роботов | От робототехники к искусственному интеллекту Алан Тьюринг, его работы в области искусственного интеллекта. Интеллектуальные роботы, поколения интеллектуальных роботов. Возможности справочных систем в интернете | Естественные и искусственные языки. Язык общения в компьютерных сетях. Компьютерные переводчики, назначение, возможности. Виды переводчиков. Цвет. Режимы работы датчиков: яркость и яркость отраженного цвета. Определение цвета роботом. Звук. Назначение диффузора | Робототехнические проекты: «Робот-исследователь», «Робот-компаньон», «Мобильный робот», «Умный дом» и пр. | Роботы как пример реализации конвергентных технологий. Программа и программный продукт. Отличия программы от программного продукта. Программный блок «Случайное значение». Назначение и функции блока. Настройки блока |
3D-моделирование, прототипирование и макетирование | Понятие модели. Виды и свойства моделей. Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. ЗD-моделирование — как технология создания визуальных моделей. Компоненты технологии. Основные технологии 3D-печати. Графические примитивы в 3D-моделировании. Куб и кубоид. Шар и многогранник. Цилиндр, призма, пирамида. Поворот тел в пространстве. Вычитание, пересечение и объединение геометрических тел | Создание макетов с помощью программных средств. Компоненты технологии макетирования: выполнение развертки, сборка деталей макета. Разработка графической документации | Технология создания прототипов. Исследование прототипов. Перенос выявленных свойств прототипов на реальные объекты | ||
Компьютерная графика, черчение | Черчение как технология создания модели объекта. Линии как «примитивы». Чертежные инструменты. Практическая деятельность по созданию чертежей. Виды и свойства моделей. Количественная и качественная оценка модели. Технология создания графических изображений. Компоненты технологии | Технология создания чертежей с помощью программных средств. Растровые и векторные графические редакторы. Технологии создания графических изображений в этих редакторах | |||
Автоматизированные системы | Управление. Управляющие и управляемые системы. Модели управления. Автоматизированные системы. Проблема устойчивости систем управления. Точки бифуркации | Управление техническими системами. Компьютерные программы, имитирующие интеллектуальную деятельность человека. Простейшие примеры. Тест Тьюринга. Понятие об интеллектуальных роботах | Управление социально экономическими системами. Проект «Школьная фирма» | ||
Животноводство | Основные этапы технология выращивания сельскохозяйственных животных. Использование информационных технологий в животноводстве (единая база данных животных с их родословной, производственный учет животных, учет ветеринарных препаратов и кормов и пр.) Особенности технологий в сфере животноводства. Исследовательская деятельность. Основные составляющие исследования: цель, гипотеза, эксперимент | Профессии, связанные с деятельностью животновода: зоотехник, зооинженер, ветеринар и пр. | |||
Растениеводство | Основные этапы технология возделывания сельскохозяйственных культур. Традиционные и ресурсосберегающие технологии. Исследовательская деятельность. Основные составляющие исследования: цель, гипотеза, эксперимент | «Домашние» технологии выращивания полезных для человека культур. Сельскохозяйственные профессии. Особенности профессиональной деятельности агронома |