Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
Введение
На современном этапе развития Российской Федерации актуализировано требование: к 2024 г. обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение нашего государства в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Исходя из этого, остро стоит необходимость внедрения в различных предметных областях, в том числе и в предметной области «Технология», новых методов обучения, а также образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися проектных навыков и умений. Кроме совершенствования методов обучения, в предметной области «Технология» также выдвинуто требование обновления её содержания.
При этом согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рекомендациям Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) при освоении учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования у школьников должен быть сформирован технологический тип мышления, включающий получение представлений о современных технологиях и последствиях их применения, овладение соответствующим терминологическим аппаратом и действиями, составляющими основу специфических для данной предметной области умений. Сюда относится и умение осуществлять определённые виды деятельности (учебно-познавательную, учебно-проектную, учебно-исследовательскую, учебно-трудовую) по получению нового знания в рамках данного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. На наш взгляд, совершенствование содержания и методов обучения технологии должно быть, в первую очередь, связано с установлением приоритетности в формировании не просто технологического, а проектно-технологического типа мышления, а также с отработкой умений проектной деятельности и, в конечном счете, формированием проектной компетентности.
Проектная компетентность школьника представляет собой сформированность у выпускника основной школы навыков уверенно, без задержек и трудностей в различных учебных и личных ситуациях осуществлять проектную деятельность: создавать в процессе проектной деятельности требуемый продукт (материальный или интеллектуальный), который является результатом решения учебной или социальной проблемы; регулировать и оценивать осуществляемую проектную деятельность; применять в процессе реализации проекта предметные знания и способы деятельности, а также осуществлять коммуникативные действия в ходе разработки, реализации и презентации проекта.
Компетентность человека в любой области может быть сформирована, развита и оценена только в процессе соответствующей деятельности, следовательно, проектная компетентность может быть результатом только проектной деятельности.
В данном пособии авторы предлагают ознакомиться с проектно-дифференцированным обучением как образовательной технологией, обеспечивающей организацию проектной деятельности обучающихся основной школы. Проектная деятельность обучающихся представляет собой целенаправленную деятельность по решению конкретной учебной или социальной проблемы в рамках учебного и социального проектирования, реализуемого в определённой временной последовательности по определённым фазам и этапам, причём последовательность эта является общей для этих видов деятельности.
Завершённость цикла проектной деятельности определяется тремя фазами:
• фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемого объекта — образ ожидаемого материального продукта с критериями его оценки в прикладном проекте, гипотеза как модель создаваемой системы нового знания в исследовательском проекте, образ новой социальной ситуации в социальном проекте — и план её реализации;
• фаза реализации, результатом которой будет создание необходимого материального объекта, проверка гипотезы, решение социальной проблемы, презентация и оценка полученного результата;
• фаза рефлексии, результатом которой являются ценностно-смысловые установки по отношению к полученному проектному результату и к собственно проектной/исследовательской деятельности.
Предлагаемое издание адресовано не только учителям технологии, но и всем, кто интересуется технологией организации проектной деятельности школьников. Пособие содержит методические и дидактические материалы, направленные на совершенствование организационно-педагогических условий формирования и развития проектной компетентности обучающихся основной школы.
Выражаем надежду, что представленные в пособии материалы окажут вам помощь в педагогической деятельности, несмотря на то что мы представили лишь малую часть дидактического обеспечения организации проектной деятельности школьников при реализации проектно-дифференцированного обучения. Материалы части 1 пособия могут быть использованы в качестве примерных для планирования проектной деятельности обучающихся как в рамках содержания учебного предмета «Технология», так и в любой другой предметной области. Главное при этом понимать, на какой уровень сформированности проектных действий учеников вы ориентируетесь. Только последовательный переход от более низкого к более высокому уровню проектной компетентности даст гарантированный образовательный результат.
В части 2 пособия использованы примеры проектных модулей, реализованных на уроках технологии в 5—7 классах учителями технологии Нижегородской области.
1. Проектный модуль «Здоровое питание», формирующий минимальный базовый уровень проектной компетентности обучающихся (5 класс). Автор-составитель Касаткина О. А.
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё», формирующий базовый уровень проектной компетентности обучающихся (5 класс). Автор-составитель Одегова Е. В.
3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы», развивающий базовый уровень проектной компетентности (6 класс). Автор-составитель Гувеннов В. А.
4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”», формирующий повышенный уровень проектной компетентности обучающихся (7 класс). Автор-составитель Брызгалова Л. Ф.