Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
В соответствии с целями блока «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» ПООП в рамках предметной области «Технология» необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД). В первую очередь, это регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие) действия. Базовые образовательные технологии, обеспечивающие работу в этом направлении, — технологии проектной деятельности, одной из разновидностей которых является технология проектно-дифференцированного обучения.
Проектные действия, составляющие проектную компетентность, хорошо соотносятся с универсальными учебными действиями (табл. 2).
Таблица 2
Связь проектных действий с универсальными учебными действиями
Составляющие проектной компетентности | Проектные действия | Универсальные учебные действия (УУД) |
Навык проектирования деятельности |
1. Анализ и обработка информации. 2. Формулирование проблемы. 3. Формулирование цели проектной деятельности. 4. Планирование проектной деятельности. 5. Проектирование конечного продукта |
Познавательные УУД
Регулятивные УУД |
Навык организации и регулирования проектной деятельности |
1. Реализация проектной деятельности. 2. Контроль и коррекция проектной деятельности. 3. Оценка проектной деятельности. 4. Рефлексия осуществлённой проектной деятельности |
Личностные УУД |
Навык применения предметных знаний и способов деятельности |
1. Владение предметным содержанием проекта. 2. Использование предметных способов действий в проекте |
Познавательные УУД |
Навык осуществления коммуникативных действий |
1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Представление результатов проектной деятельности и защита проектного продукта |
Коммуникативные УУД |
Рассмотрим основные этапы проектной деятельности и их алгоритмы.
1. Этап анализа ситуации, опыта, ценностей и смыслов, связанных с содержанием и темой проекта. Этот этап предполагает актуализацию, заключающуюся в извлечении учеником информации из долговременной или кратковременной памяти в целях последующего её использования в проекте, в рефлексии имеющихся предметных знаний и опыта предшествующей деятельности, определении ценности проектной деятельности в процессе преодоления противоречий между знанием и незнанием, умением и неумением.
Важным звеном этого этапа является анализ проблемной ситуации — такой учебной или реальной жизненной ситуации, которая вызывает реакцию затруднения или удивления, потому что содержит противоречие, требующее разрешения и выполняющее функцию мотива, стимула проектной деятельности. Противоречие — несоответствие фактов окружающей действительности (суждений, мыслей и т. п.), такое их положение, при котором один факт окружающей действительности (суждение, мысль и т. и.) исключает другой. Проанализировать проблемную ситуацию — значит выявить имеющееся в ней противоречие и прийти к формулировке проблемы. В результате фиксации и анализа реально существующего или прогнозируемого противоречия на следующем этапе проектной деятельности возникнет формулировка проблемы.
Этот этап является наиболее сложным для учащихся. Трудность взаимодействия учителя и ученика на данном этапе обусловлена прежде всего тем, что школьник пока практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ мотивации — прямое принуждение. Оно может перечеркнуть всю предстоящую деятельность, обесценить её как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла работу учащегося как творческую. При организации проектной деятельности в 5—7 классах учитель сам создаёт проблемную ситуацию и предъявляет её обучающимся для анализа в визуализированном формате (текст, иллюстрация, фрагмент окружающей действительности). В 8—9 классах поиск проблемной ситуации в учебном материале или в окружающей действительности является задачей ученика-проектанта (учитель в этом случае выполняет роль помощника-тьютора).