Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий


В соответствии с целями блока «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся» ПООП в рамках предметной области «Технология» необходимо формировать универсальные учебные действия (УУД). В первую очередь, это регулятивные (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативные (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие) действия. Базовые образовательные технологии, обеспечивающие работу в этом направлении, — технологии проектной деятельности, одной из разновидностей которых является технология проектно-дифференцированного обучения.

Проектные действия, составляющие проектную компетентность, хорошо соотносятся с универсальными учебными действиями (табл. 2).

Таблица 2

Связь проектных действий с универсальными учебными действиями

Составляющие проектной компетентности Проектные действия Универсальные учебные действия (УУД)

Навык проектирования деятельности

1. Анализ и обработка информации.

2. Формулирование проблемы.

3. Формулирование цели проектной деятельности.

4. Планирование проектной деятельности.

5. Проектирование конечного продукта

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Навык организации и регулирования проектной деятельности

1. Реализация проектной деятельности.

2. Контроль и коррекция проектной деятельности.

3. Оценка проектной деятельности.

4. Рефлексия осуществлённой проектной деятельности

Личностные УУД
Навык применения предметных знаний и способов деятельности

1. Владение предметным содержанием проекта.

2. Использование предметных способов действий в проекте

Познавательные УУД
Навык осуществления коммуникативных действий

1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Представление результатов проектной деятельности и защита проектного продукта

Коммуникативные УУД


Рассмотрим основные этапы проектной деятельности и их алгоритмы.

1. Этап анализа ситуации, опыта, ценностей и смыслов, связанных с содержанием и темой проекта. Этот этап предполагает актуализацию, заключающуюся в извлечении учеником информации из долговременной или кратковременной памяти в целях последующего её использования в проекте, в рефлексии имеющихся предметных знаний и опыта предшествующей деятельности, определении ценности проектной деятельности в процессе преодоления противоречий между знанием и незнанием, умением и неумением.

Важным звеном этого этапа является анализ проблемной ситуации — такой учебной или реальной жизненной ситуации, которая вызывает реакцию затруднения или удивления, потому что содержит противоречие, требующее разрешения и выполняющее функцию мотива, стимула проектной деятельности. Противоречие — несоответствие фактов окружающей действительности (суждений, мыслей и т. п.), такое их положение, при котором один факт окружающей действительности (суждение, мысль и т. и.) исключает другой. Проанализировать проблемную ситуацию — значит выявить имеющееся в ней противоречие и прийти к формулировке проблемы. В результате фиксации и анализа реально существующего или прогнозируемого противоречия на следующем этапе проектной деятельности возникнет формулировка проблемы.

Этот этап является наиболее сложным для учащихся. Трудность взаимодействия учителя и ученика на данном этапе обусловлена прежде всего тем, что школьник пока практически не мотивирован к работе. Самый неэффективный способ мотивации — прямое принуждение. Оно может перечеркнуть всю предстоящую деятельность, обесценить её как инструмент педагогического воздействия учителя и лишить смысла работу учащегося как творческую. При организации проектной деятельности в 5—7 классах учитель сам создаёт проблемную ситуацию и предъявляет её обучающимся для анализа в визуализированном формате (текст, иллюстрация, фрагмент окружающей действительности). В 8—9 классах поиск проблемной ситуации в учебном материале или в окружающей действительности является задачей ученика-проектанта (учитель в этом случае выполняет роль помощника-тьютора).






Наверх