Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2. Этап проблематизации. На этом этапе проектной деятельности осуществляются действия по выявлению и формулированию проблемы проекта. Проблема — это отсутствие или недостаток чего-либо (материального объекта, технологии, знания, информации), расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации. Возможные грамматические конструкции, позволяющие сформулировать проблему, могут быть следующими: «У нас отсутствует... поэтому...»; «Нам не хватает... а...»; «Мы не понимаем... но...»; «Я не умею... а...».
При организации прикладных проектов проблема, зафиксированная как отсутствие какого-либо материального объекта, помогает определить, что конкретно мы будем создавать. В технологических проектах проблемой является полное или частичное отсутствие описания технологического процесса. В организации исследовательских проектов проблемой является отсутствие информации, способствующей определению направления дальнейших действий, — она указывает на неизвестное и побуждает к его познанию. Если мы что-то знаем об объекте: какие-либо его проявления или способы связи между его компонентами, то мы уже имеем определённое проблемное знание. Например, у нас нет информации о том, как поведут себя при эксплуатации швейные изделия, изготовленные из натуральных текстильных тканей (шерстяной, льняной, хлопчатобумажной). Это побуждает нас к исследованию свойств этих материалов.
Алгоритм анализа ситуации и формулирования проблемы
1. Ознакомиться с ситуацией (прочитать текст, рассмотреть иллюстрацию или фрагмент окружающей действительности).
2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно наиболее существенные элементы ситуации.
3. Определить фактическое (существующее на данный момент) состояние элементов ситуации, не устраивающее нас по каким-либо признакам, особенностям, характеристикам.
4. Определить желаемое или требуемое состояние элементов ситуации (что хотелось бы видеть в данной ситуации).
5. Сравнить желаемое и фактическое состояние элементов ситуации: выявить и сформулировать противоречие как различие (несоответствие) между реальным и желаемым состоянием конкретного элемента данной ситуации.
6. Определить, отсутствие какого фактора определяет наличие противоречия в данной ситуации.
7. Сформулировать (зафиксировать) проблему как отсутствие (недостаток) выявленного фактора, приводящее к наличию противоречия.