Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
3.1. Технологическая карта проектного модуля
Реализация проектных форм учебной деятельности в образовательном процессе предполагает определённую цикличность действий, связанную со структурой самой проектной деятельности: от определения проблемы (проектного замысла) до получения проектного продукта и его практической реализации. В проектно-дифференцированном обучении овладение содержанием учебного предмета построено на основе модульного подхода. Ключевым понятием данного подхода является «модуль» — относительно целостная структурная единица (учебное занятие, состоящее из ряда уроков, объединённых общей целью) рабочей программы по предмету; целевой функциональный узел, внутри которого объединены содержание и технология овладения им.
Проектный модуль (учебное занятие) в проектно-дифференцированном обучении представляет собой систему уроков, объединённых логикой развёртывания проектной деятельности, нацеленных на освоение целостного набора подлежащих освоению проектных действий, описанных в форме требований, которых должен достичь обучающийся по завершении модуля. Для того чтобы ученик перешёл от базового к высокому уровню своей проектной компетентности, модули должны постоянно воспроизводиться на более высоком уровне.
1-й уровень (1-й модуль) — освоение действий при помощи учителя (совершение действий с помощью наводящих вопросов и прямых рекомендаций, содержащихся в письменных инструкциях);
2-й уровень (2-й модуль) — перевод действий, совершаемых при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки;
3-й уровень (все последующие модули) — постепенный переход к совершению действий самостоятельно, без рекоменда ций, на основе освоенного умения (преобразование внешних операций и действий во внутренние, умственные операции и действия).
Особенности образовательного процесса в проектном модуле.
1. Учебная деятельность учащихся при реализации проектного модуля соответствует логике проектной деятельности, т. е. нацелена на создание проектного продукта, решающего заявленную прикладную или исследовательскую предметную проблему.
2. Каждый отдельный урок (несколько уроков) представляет собой этап (или этапы) проектной деятельности, в процессе реализации которого обязательно создаётся промежуточный проектный продукт.
3. В рамках проектного модуля организуется групповая проектная деятельность (например, пяти-, шестиклассники, не владеющие алгоритмами проектных действий, не в состоянии в рамках урока осуществить индивидуальное проектирование, а учитель физически не может организовать этот процесс).
4. В ходе реализации группового проекта в рамках проектного модуля ученик осваивает алгоритмы проектных действий.
5. Проектная деятельность реализуется в процессе уроков под руководством (при консультировании) учителя, роль которого в образовательном процессе меняется: при модульном обучении он выступает в роли тьютора, консультанта, эксперта.
6. Проектная деятельность реализуется как в процессе уроков, так и при выполнении домашних заданий. Учащиеся работают практически самостоятельно, учатся самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это даёт возможность каждому ученику осознать себя в деятельности, определить свой уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
7. В ходе реализации проектного модуля обязательно оформляется проектная документация: программа проекта, отчёт-презентация, рефлексивный лист проекта, который по окончании проекта помещается в портфолио ученика в раздел «Проектная деятельность».
Реализация проектного модуля планируется в рабочей программе учителя-предметника. В рабочей программе учителя технологии с учётом часов, отведённых на проектную деятельность, планирование проектных модулей целесообразно производить следующим образом.
В 5 классе организовать не менее двух проектных модулей, так как обучающиеся только начинают осваивать проектную деятельность. Один проектный модуль потребуется на усвоение алгоритмов проектных действий (формирование минимального базового уровня проектной компетентности), а второй — на применение этих алгоритмов (формирование базового уровня проектной компетентности) в следующих проектах. Учитель может планировать и большее количество модулей (до четырёх В год).
В 6 классе можно провести один проектный модуль, нацеленный на развитие базового уровня проектной компетентности, а в 7 классе — на формирование повышенного уровня. Если необходимо, можно планировать и по два модуля в год: один — в конце первого полугодия и один — в конце учебного года.
Поскольку проектные действия относятся к категории мета- предметных действий, то их формирование можно проводить не только в части раздела программы по технологии, касающейся собственно проектирования, но и по другим темам, наиболее подходящим для задач формирования проектной компетентности обучающихся. В таком случае необходимо выстроить освоение содержания темы или раздела программы в логике проектной деятельности.
При планировании проектного модуля учителю необходимо ответить на вопросы.
- Какую предметную или жизненную проблему будут решать ученики в рамках проектного модуля и какой проектный продукт получат в результате проектной деятельности?
- Сколько часов нужно выделить на проектный модуль и как их распределить?
- Какие дидактические и материально-технические средства обучения необходимы для получения ожидаемого результата?
- Как оценить уровень сформированности проектных действий по итогам проектного модуля?
При разработке проектного модуля можно использовать следующий алгоритм действий.
1. Проанализировать предметное содержание рабочей программы и выбрать раздел или тему, содержание которой:
- поддаётся структурированию для его освоения в логике этапов проектной деятельности;
- имеет противоречивые факты, явления и др., позволяющие сформулировать проблему проекта, т. е. в содержание которой можно внести элементы проблемных ситуаций;
- рассчитано не менее чем на три занятия (сдвоенные уроки), чтобы за это учебное время освоить все фазы проектной деятельности и провести письменную диагностическую работу.
2. Спроектировать проектный модуль, пользуясь следующим форматом.
2.1. Введение (целевые ориентиры модуля):
- количество учебных часов;
- раздел учебной программы с указанием УМК;
- краткое описание предметного содержания модуля;
- представление (в письменном тексте или иллюстративном виде) предлагаемой проблемной ситуации;
- формулировка проблемы проекта — вывод, который могут сделать обучающиеся из анализа проблемной ситуации, сформулированный как отсутствие (недостаток) чего-либо, приводящее (приводящий) к возникновению проблемной ситуации;
- определение цели проектного модуля, сформулированное как способ разрешения проблемы;
- описание конечного продукта проектного модуля как материального или интеллектуального результата проектной деятельности, адекватного поставленной цели и решающего проблему.
2.2. Технологическая карта проектного модуля в виде таблицы, в которой возможны графы следующего содержания (табл. 9):
- этапы проектной деятельности;
- номер урока: оптимальное распределение уроков по этапам проектной деятельности, которое задаётся сложностью (простотой) содержания предмета и используется при формировании проектных действий по проблематизации, целеполаганию, планированию, моделированию проектного продукта;
Приложение. Данный вариант технологической карты с описанием деятельности учителя и обучающихся не является единственно возможным. Далее в пособии можно ознакомиться с другими разработками проектных модулей с вариантами технологических карт. — цель урока, адекватная этапу проектной деятельности; — описание продукта урока как промежуточного (итогового) продукта проектного модуля — интеллектуальный или материальный результат урока (сформулированная проблема, цель, проектный продукт, оценка результатов и т. п.);
- средства обучения: дидактические средства (разноуровневые), формирующие задания предметного содержания; информационные (иллюстративные), раздаточные (рабочие) материалы; диагностические задания; материально-технические ресурсы; медиа-, видео- и интернет-ресурсы, изобразительные средства; флипчарт (офисный мольберт), маркеры, лабораторные инструменты и техника и др.;
- домашнее задание как способ самостоятельного освоения проектного действия и подготовки проектного материала к следующему занятию.
Таблица 9
Пример технологической карты проектного модуля
Этап проектной деятельности | Номер урока | Цель урока | Проектный продукт урока | Средства обучения (дидактические, материальные, технические) | Домашнее задание |
Актуализация | |||||
Проблематизация | |||||
Целеполагание | |||||
Концептуализация | |||||
Моделирование | |||||
Планирование | |||||
Реализация | |||||
Социализация (презентация продукта) | |||||
Оценка | |||||
Рефлексия |
2.3. Приложение с набором разноуровневых заданий, направленных на формирование каждого проектного действия.
Что касается организации проектных модулей в предметной области «Технология», следует признать, что единицей образовательного процесса в 5—6 классах является не урок (40—45 минут), как в других предметных областях, а учебное занятие, состоящее из двух спаренных уроков, реализуемых в течение 80— 90 минут. Проектный модуль включает серию уроков (в «Технологии» — несколько занятий), которые учитель планирует и регулирует с целью формирования проектной компетентности ученика. Они направлены на формирование навыка или опыта обучающихся выполнять каждое отдельное проектное действие. Таким образом, занятия по формированию проектного действия в рамках проектного модуля — это спаренные уроки, объединённые в серию занятий, каждое из которых является отдельным этапом проектной деятельности. На таком занятии решается определённая задача проектного модуля.
Это может быть:
1) реализация всех этапов фазы проектирования (занятие- проектирование) либо отдельного этапа этой фазы (например, конструирование ожидаемого продукта, моделирование ожидаемого продукта);
2) создание запланированного продукта (реализация проекта);
3) презентация полученного продукта (презентация проектного продукта);
4) рефлексия и оценка проектной деятельности.
В связи с тем что каждый этап проектной деятельности нацелен на получение определённого промежуточного проектного продукта, на каждом занятии проектного модуля обучающиеся получают этот промежуточный продукт и осваивают алгоритм: отрабатывают навык выполнения определённого проектного действия.
Такое занятие отличается от других тем, что оно может быть реализовано только во взаимосвязи с остальными занятиями модуля, имеющего свою внутреннюю логику этапов. Остальные занятия являются отдельными самостоятельными единицами тематического планирования в рабочей программе учителя по предмету «Технология».