Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
В 5 классе школьники только начинают осуществлять проектную деятельность: осваивать алгоритмы проектных действий и сами проектные действия. В связи с этим необходимо внимательно отслеживать этот процесс, выявлять уровень Сформированности проектной компетентности обучающихся в данный конкретный момент и делать выводы о необходимости корректировки дальнейшего обучения. В связи с этим в 5 классе рекомендуется проводить стартовую и периодическую диагностические работы, позволяющие своевременно корректировать развитие проектной компетентности обучающихся.
Стартовую диагностическую работу проводят в конце или сразу после первого проектного модуля, который направлен на формирование минимального базового уровня проектной компетентности, а именно на определение и освоение школьниками алгоритмов выполнения проектных действий. Соответственно целью стартовой диагностической работы является выявление уровня освоения шагов алгоритмов проектных действий, относящихся к фазе проектирования. Именно эта фаза определяет, будет ли предстоящий проект успешным, решат ли обучающиеся проблему проекта и достигнут ли необходимого результата.
Процесс проектирования требует от школьников владения алгоритмами следующих проектных действий:
• формулирование проблемы;
• формулирование цели и описание проектного продукта;
• разработка критериев оценки проектного продукта;
• составление плана.
Содержание стартовой диагностической работы построено на этих четырёх алгоритмах. Но в их формулировке могут быть пропущены слова в отдельных шагах и (или) они могут быть даны в неправильной последовательности реализации.
Пример стартовой диагностической работы
Дорогой друг!
Мы закончили проект. В рамках проекта мы выполняли много проектных действий, использовали различные алгоритмы. В этой работе тебе необходимо вспомнить свои действия и эти алгоритмы.
Ниже приведены основные алгоритмы проектных действий. Тебе необходимо выполнить следующие задания.
1- й шаг. Вставить недостающие слова в отдельные пункты алгоритмов.
2- й шаг. Расставить алгоритмы в той последовательности, которую ты изучал и использовал для реализации проекта. Для этого поставить соответствующий порядковый номер в квадрат рядом с алгоритмом.
Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта
1. Сформулировать проблему как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации.
2. Определить возможные варианты конечного __________, решающие проблему.
3. Выбрать из вариантов и сформулировать __________.
4. Выявить возможные действия по достижению __________.
5. Выбрать __________, которое приведёт к конечному результату.
6. Зафиксировать формулировку __________ как способ решения проблемы, ответив на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»
Алгоритм составления плана
1. Определить __________, которые нужно совершить, чтобы достичь цели.
2. Последовательно записать эти __________ в таблицу.
3. Указать __________, который необходим, чтобы каждое __________ было завершено.
4. Назначить __________ за каждое __________ и записать их (имена или номер (название) группы) в таблицу (если деятельность коллективная).
5. Определить перечень остальных __________ (материальных, информационных и т. д.), необходимых для осуществления данного __________.
6. Определить __________ каждого __________.
Алгоритм анализа ситуации и формулирования проблемы
1. Прочитать текст или описать картинку (познакомиться с ситуацией).
2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно наиболее существенные её элементы (признаки, особенности, характеристики).
3. Определить __________ (существующее на данный момент) состояние ситуации.
4. Определить __________ (то, что хотелось бы, чтобы было вданной ситуации).
5. Сравнить __________ состояние ситуации — выявить __________ как различие (несоответствие) между __________ состояниями данной ситуации.
6. Определить, отсутствие какого фактора мешает иметь __________ состояние ситуации.
7. Сформулировать (зафиксировать) __________ как отсутствие (недостаток) выявленного фактора, приводящее к наличию противоречия.
Алгоритм разработки критериев оценки проектного продукта
1. Определить проектный продукт, для оценки которого будут составлены __________.
2. Перечислить все возможные __________ проектного продукта.
3. Отобрать из этого списка те __________, которые будут являться __________ для оценки данного проектного продукта.
4. Зафиксировать полученный список.
5. Определить __________ (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.
Точность (правильность) выполнения заданий на знание шагов в алгоритмах и последовательности алгоритмов в проектной деятельности определяется в соответствии со шкалой (табл. 13).
Таблица 13
Шкала оценки стартовой диагностической работы в 5 классе
Задание | Баллы | |||
0 | 1 | 2 | 3 | |
1. Вставить недостающие слова в отдельные пункты алгоритмов | Ни одно слово не вставлено, либо все пропущенные слова (26) вставлены неправильно | От 25 до 17 пропущенных слов вставлены неправильно | От 6 до 16 пропущенных слов вставлены неправильно | От 5 до 0 пропущенных слов вставлены неправильно |
2. Расставить алгоритмы в той последо вательности, в которой изучали и использовали для реализации проекта. Для этого поставить порядковый номер в квадрат рядом с алгоритмом | Последовательность алгоритмов не определена, либо допущено 3 ошибки в их порядке | В предложенной последовательности алгоритмов допущено 2 ошибки | В предложенной последовательности алгоритмов допущена 1 ошибка | В предложенной последовательности алгоритмов ошибок нет |
При обработке диагностической работы нужно учесть следующее:
- в «Алгоритме формулирования цели и определения проектного продукта» допускается синонимичное использование слов « продукт» и «результат»;
- в «Алгоритме составления плана» допускается синонимичное использование слов «ответственные» и «исполнители»;
- в «Алгоритме формулирования проблемы» допускается синонимичное использование слов «фактическое» и «реальное» (состояние), «желаемое» и «требуемое» (состояние).
Все баллы, набранные обучающимся за выполнение стартовой работы, суммируются. На основании полученной суммы можно сделать выводы об уровне освоения учащимися алгоритмов проектных действий.
0 баллов — алгоритмы не освоены;
1—2 балла — алгоритмы освоены на низком уровне;
3—4 балла — алгоритмы освоены, но допущены отдельные ошибки в их описании;
5—6 баллов — высокий уровень освоения алгоритмов.
По результатам анализа выполнения обучающимися стартовой диагностической работы можно принимать решение о необходимости внесений изменений в процесс реализация следующего проектного модуля.
Цель периодической диагностики, проводимой в 5 классе после второго и последующих модулей (если педагог планирует проведение более двух модулей), — определить уровень владения основными проектными действиями на фазе проектирования: анализировать и обрабатывать информацию, формулировать проблему, ставить цели, проектировать проектный продукт (результат) планировать проектную деятельность. Такие диагностические работы представляют собой ситуации-иллюстрации (картинки) с серией заданий.
Критериями оценки выполненных диагностических работ служат:
- точность (правильность в соответствии со шкалами оценок для каждого типа диагностических работ) выполнения заданий по реализации проектных действий (см. выше);
- прослеживание в ответах взаимосвязи проектных действий.
Диагностическая работа, используемая после второго модуля, ориентирована на оценку сформированности базового уровня проектной компетентности обучающихся: самостоятельное выполнение проектных заданий по памятке с алгоритмом проектного действия без помощи учителя. При этом в процессе выполнения данной диагностической работы предполагается обязательное использование алгоритмов, оформленных в виде памятки. Данная работа может проводиться в двух вариантах в зависимости от того, насколько успешно обучающиеся выполняют стартовую диагностическую работу.
1. Первый вариант диагностической работы проводится в случае, если достаточное количество обучающихся допустили ошибки в освоении алгоритмов. В заданиях 2 и 4 этого варианта есть подсказки для обучающихся. Они предполагают не развёрнутый, свободный ответ, а выбор из вариантов ответа.
Пример диагностической работы, проводимой в 5 классе после второго модуля (вариант 1)
Дорогой друг!
Мы закончили уже второй проект. В рамках проекта мы искали способы изменения проблемной ситуации и совершали много проектных действий с использованием алгоритмов их выполнения. Помоги разобраться ещё в одной проблемной ситуации и спроектировать пути её решения. Для этого необходимо выполнить следующие задания.
1. Рассмотри внимательно картинку. Опиши, что ты видишь (до семи предложений), в том числе определи противоречие как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации).
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
2. Из предложенных предложений выбери и отметь любым значком те, которые совпадают с твоей формулировкой проблемы и отражают противоречие, которое ты описал(а) в задании 1.
(При выполнении задания используй алгоритм проектного действия.)
☐ Школьники не знают правила безопасного поведения при использовании бытовых электроприборов.
☐ Почему девочка разговаривает по телефону?
☐ Одновременно все бытовые приборы включать нельзя.
☐ Телефон МЧС всегда должен быть под рукой!
☐ У школьников отсутствует информация о правилах безопасного пользования бытовой техникой, что может привести к чрезвычайным ситуациям.
☐ Свой вариант.
___________________
___________________
3. Используя алгоритм формулирования цели, сформулируй цель: что нужно сделать, чтобы разрешить выявленную тобой проблему. При формулировке цели используй глаголы действия: разработать, создать, описать, сделать, изучить, проверить.
___________________
___________________
4. Из предложенного перечня отметь то, что может являться проектным продуктом, решающим проблему, выбранную тобой в задании 2
(При выполнении задания используй алгоритм проектного действия).
☐ Памятка «Правила безопасного поведения при пользовании бытовой техникой».
☐ Акция «Научимся безопасно использовать бытовые приборы».
☐ Плакат «Береги себя от пожара».
☐ Буклет «Телефон в нашей жизни».
☐ Свой вариант.
___________________
___________________
5. Какие действия нужно выполнить, чтобы достичь поставленной в задании 4 цели проекта? Используя алгоритм составления плана, запиши план действий в таблицу.
Действия | Срок (временной ресурс) | Ответственный (людской ресурс) | Другие ресурсы (материальные, информационные) | Результат |
Спасибо за помощь!
Ответы обучающихся оцениваются в соответствии со шкалой, предложенной в таблице 14.
Таблица 14
Шкала оценивания диагностической работы, проводимой в 5 классе после второго проектного модуля (вариант 1)
Задание | Баллы | |||
0 | 1 | 2 | 3 | |
1. Рассмотри внимательно картинку. Опиши, что ты видишь (до семи предложений), сформулируй противоречие, если оно есть в данной ситуации | Нет ответа или ситуация описана в форме сочинения по картинке | Описание ситуации не соответствует представленной информации и не содержит противоречия | Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации, но не содержит противоречия | Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации и содержит противоречие |
2. Сформулируй проблему | Нет ответа, либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов, либо проблема сформулирована отвлечённо от ответа на вопрос 1 | Проблема сформулирована не на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), неадекватно ему | Проблема сформулирована на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), но не соблюдены требования к формулировке проблемы | Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение в фактах, приводящее к возникновению проблемной ситуации |
3. Сформулируй цель проекта | Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Цель сформулирована, но не соответствует проблеме | Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ её разрешения | Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ её разрешения |
4. Зафиксируй, что может являться проектным продуктом, решающим проблему, выбранную тобой в задании 2 | Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Результат описан в самом общем виде, неадекватен поставленной цели и не решает проблему | Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели,которая сформулирована не как способ разрешения проблемы | Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему |
5. Составь план действий | Нет ответа либо за ответы на вопросы 3 и 4 поставлено 0 баллов | Составлен некий перечень действий, не соответствующий цели и проблеме | План соответствует цели, но разработан как перечень действий без описания ресурсов | План соответствует цели, разработан подробно с описанием всех ресурсов |
В соответствии с данной шкалой производят обработку ответов каждого обучающегося: подсчитывают сумму баллов по всем проектным действиям. Уровень сформированности проектной компетентности определяют на основе следующего диапазона оценок:
менее 5 баллов — ниже минимального базового уровня;
5—8 баллов — минимальный базовый уровень;
9—13 баллов — базовый уровень сформирован в части отдельных проектных действий;
14—15 баллов — базовый уровень проектной компетентности.