Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов


В 5 классе школьники только начинают осуществлять проектную деятельность: осваивать алгоритмы проектных действий и сами проектные действия. В связи с этим необходимо внимательно отслеживать этот процесс, выявлять уровень Сформированности проектной компетентности обучающихся в данный конкретный момент и делать выводы о необходимости корректировки дальнейшего обучения. В связи с этим в 5 классе рекомендуется проводить стартовую и периодическую диагностические работы, позволяющие своевременно корректировать развитие проектной компетентности обучающихся.

Стартовую диагностическую работу проводят в конце или сразу после первого проектного модуля, который направлен на формирование минимального базового уровня проектной компетентности, а именно на определение и освоение школьниками алгоритмов выполнения проектных действий. Соответственно целью стартовой диагностической работы является выявление уровня освоения шагов алгоритмов проектных действий, относящихся к фазе проектирования. Именно эта фаза определяет, будет ли предстоящий проект успешным, решат ли обучающиеся проблему проекта и достигнут ли необходимого результата.

Процесс проектирования требует от школьников владения алгоритмами следующих проектных действий:

• формулирование проблемы;

• формулирование цели и описание проектного продукта;

• разработка критериев оценки проектного продукта;

• составление плана.

Содержание стартовой диагностической работы построено на этих четырёх алгоритмах. Но в их формулировке могут быть пропущены слова в отдельных шагах и (или) они могут быть даны в неправильной последовательности реализации.



Пример стартовой диагностической работы

Дорогой друг!

Мы закончили проект. В рамках проекта мы выполняли много проектных действий, использовали различные алгоритмы. В этой работе тебе необходимо вспомнить свои действия и эти алгоритмы.

Ниже приведены основные алгоритмы проектных действий. Тебе необходимо выполнить следующие задания.

1- й шаг. Вставить недостающие слова в отдельные пункты алгоритмов.

2- й шаг. Расставить алгоритмы в той последовательности, которую ты изучал и использовал для реализации проекта. Для этого поставить соответствующий порядковый номер в квадрат рядом с алгоритмом.

Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта

1. Сформулировать проблему как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации.

2. Определить возможные варианты конечного __________, решающие проблему.

3. Выбрать из вариантов и сформулировать __________.

4. Выявить возможные действия по достижению __________.

5. Выбрать __________, которое приведёт к конечному результату.

6. Зафиксировать формулировку __________ как способ решения проблемы, ответив на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»

Алгоритм составления плана

1. Определить __________, которые нужно совершить, чтобы достичь цели. 

2. Последовательно записать эти __________ в таблицу.

3. Указать __________, который необходим, чтобы каждое __________ было завершено.

4. Назначить __________ за каждое __________ и записать их (имена или номер (название) группы) в таблицу (если деятельность коллективная).

5. Определить перечень остальных __________ (материальных, информационных и т. д.), необходимых для осуществления данного __________.

6. Определить __________ каждого __________.

Алгоритм анализа ситуации и формулирования проблемы

1. Прочитать текст или описать картинку (познакомиться с ситуацией).

2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно наиболее существенные её элементы (признаки, особенности, характеристики).

3. Определить __________ (существующее на данный момент) состояние ситуации.

4. Определить __________ (то, что хотелось бы, чтобы было вданной ситуации).

5. Сравнить __________ состояние ситуации — выявить __________ как различие (несоответствие) между __________ состояниями данной ситуации.

6. Определить, отсутствие какого фактора мешает иметь __________ состояние ситуации.

7. Сформулировать (зафиксировать) __________ как отсутствие (недостаток) выявленного фактора, приводящее к наличию противоречия. 

Алгоритм разработки критериев оценки проектного продукта

1. Определить проектный продукт, для оценки которого будут составлены __________.

2. Перечислить все возможные __________ проектного продукта.

3. Отобрать из этого списка те __________, которые будут являться __________ для оценки данного проектного продукта.

4. Зафиксировать полученный список.

5. Определить __________ (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.



Точность (правильность) выполнения заданий на знание шагов в алгоритмах и последовательности алгоритмов в проектной деятельности определяется в соответствии со шкалой (табл. 13).

Таблица 13

Шкала оценки стартовой диагностической работы в 5 классе

Задание Баллы
0 1 2 3
1. Вставить недостающие слова в отдельные пункты алгоритмов Ни одно слово не вставлено, либо все пропущенные слова (26) вставлены неправильно От 25 до 17 пропущенных слов вставлены неправильно От 6 до 16 пропущенных слов вставлены неправильно От 5 до 0 пропущенных слов вставлены неправильно
2. Расставить алгоритмы в той последо вательности, в которой изучали и использовали для реализации проекта. Для этого поставить порядковый номер в квадрат рядом с алгоритмом Последовательность алгоритмов не определена, либо допущено 3 ошибки в их порядке В предложенной последовательности алгоритмов допущено 2 ошибки В предложенной последовательности алгоритмов допущена 1 ошибка В предложенной последовательности алгоритмов ошибок нет


При обработке диагностической работы нужно учесть следующее:

- в «Алгоритме формулирования цели и определения проектного продукта» допускается синонимичное использование слов « продукт» и «результат»;

- в «Алгоритме составления плана» допускается синонимичное использование слов «ответственные» и «исполнители»;

- в «Алгоритме формулирования проблемы» допускается синонимичное использование слов «фактическое» и «реальное» (состояние), «желаемое» и «требуемое» (состояние).

Все баллы, набранные обучающимся за выполнение стартовой работы, суммируются. На основании полученной суммы можно сделать выводы об уровне освоения учащимися алгоритмов проектных действий.

0 баллов — алгоритмы не освоены;

1—2 балла — алгоритмы освоены на низком уровне;

3—4 балла — алгоритмы освоены, но допущены отдельные ошибки в их описании;

5—6 баллов — высокий уровень освоения алгоритмов. 

По результатам анализа выполнения обучающимися стартовой диагностической работы можно принимать решение о необходимости внесений изменений в процесс реализация следующего проектного модуля.

Цель периодической диагностики, проводимой в 5 классе после второго и последующих модулей (если педагог планирует проведение более двух модулей), — определить уровень владения основными проектными действиями на фазе проектирования: анализировать и обрабатывать информацию, формулировать проблему, ставить цели, проектировать проектный продукт (результат) планировать проектную деятельность. Такие диагностические работы представляют собой ситуации-иллюстрации (картинки) с серией заданий.

Критериями оценки выполненных диагностических работ служат:

- точность (правильность в соответствии со шкалами оценок для каждого типа диагностических работ) выполнения заданий по реализации проектных действий (см. выше);

- прослеживание в ответах взаимосвязи проектных действий.

Диагностическая работа, используемая после второго модуля, ориентирована на оценку сформированности базового уровня проектной компетентности обучающихся: самостоятельное выполнение проектных заданий по памятке с алгоритмом проектного действия без помощи учителя. При этом в процессе выполнения данной диагностической работы предполагается обязательное использование алгоритмов, оформленных в виде памятки. Данная работа может проводиться в двух вариантах в зависимости от того, насколько успешно обучающиеся выполняют стартовую диагностическую работу.

1. Первый вариант диагностической работы проводится в случае, если достаточное количество обучающихся допустили ошибки в освоении алгоритмов. В заданиях 2 и 4 этого варианта есть подсказки для обучающихся. Они предполагают не развёрнутый, свободный ответ, а выбор из вариантов ответа.



Пример диагностической работы, проводимой в 5 классе после второго модуля (вариант 1)

Дорогой друг!

Мы закончили уже второй проект. В рамках проекта мы искали способы изменения проблемной ситуации и совершали много проектных действий с использованием алгоритмов их выполнения. Помоги разобраться ещё в одной проблемной ситуации и спроектировать пути её решения. Для этого необходимо выполнить следующие задания.

1. Рассмотри внимательно картинку. Опиши, что ты видишь (до семи предложений), в том числе определи противоречие как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации).



___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

___________________

2. Из предложенных предложений выбери и отметь любым значком те, которые совпадают с твоей формулировкой проблемы и отражают противоречие, которое ты описал(а) в задании 1.
(При выполнении задания используй алгоритм проектного действия.)

Школьники не знают правила безопасного поведения при использовании бытовых электроприборов.

Почему девочка разговаривает по телефону?

Одновременно все бытовые приборы включать нельзя.

Телефон МЧС всегда должен быть под рукой!

У школьников отсутствует информация о правилах безопасного пользования бытовой техникой, что может привести к чрезвычайным ситуациям.

Свой вариант.

___________________

___________________

3. Используя алгоритм формулирования цели, сформулируй цель: что нужно сделать, чтобы разрешить выявленную тобой проблему. При формулировке цели используй глаголы действия: разработать, создать, описать, сделать, изучить, проверить.

___________________

___________________

4. Из предложенного перечня отметь то, что может являться проектным продуктом, решающим проблему, выбранную тобой в задании 2
(При выполнении задания используй алгоритм проектного действия).

Памятка «Правила безопасного поведения при пользовании бытовой техникой».

Акция «Научимся безопасно использовать бытовые приборы».

Плакат «Береги себя от пожара».

Буклет «Телефон в нашей жизни».

Свой вариант.

___________________

___________________

5. Какие действия нужно выполнить, чтобы достичь поставленной в задании 4 цели проекта? Используя алгоритм составления плана, запиши план действий в таблицу.

Действия Срок (временной ресурс) Ответственный (людской ресурс) Другие ресурсы (материальные, информационные) Результат


Спасибо за помощь!



Ответы обучающихся оцениваются в соответствии со шкалой, предложенной в таблице 14.

Таблица 14

Шкала оценивания диагностической работы, проводимой в 5 классе после второго проектного модуля (вариант 1)

Задание Баллы
0 1 2 3
1. Рассмотри внимательно картинку. Опиши, что ты видишь (до семи предложений), сформулируй противоречие, если оно есть в данной ситуации Нет ответа или ситуация описана в форме сочинения по картинке Описание ситуации не соответствует представленной информации и не содержит противоречия Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации, но не содержит противоречия Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации и содержит противоречие
2. Сформулируй проблему Нет ответа, либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов, либо проблема сформулирована отвлечённо от ответа на вопрос 1 Проблема сформулирована не на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), неадекватно ему Проблема сформулирована на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), но не соблюдены требования к формулировке проблемы Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение в фактах, приводящее к возникновению проблемной ситуации
3. Сформулируй цель проекта Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов Цель сформулирована, но не соответствует проблеме Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ её разрешения Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ её разрешения
4. Зафиксируй, что может являться проектным продуктом, решающим проблему, выбранную тобой в задании 2 Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов Результат описан в самом общем виде, неадекватен поставленной цели и не решает проблему Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели,которая сформулирована не как способ разрешения проблемы Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему
5. Составь план действий Нет ответа либо за ответы на вопросы 3 и 4 поставлено 0 баллов Составлен некий перечень действий, не соответствующий цели и проблеме План соответствует цели, но разработан как перечень действий без описания ресурсов План соответствует цели, разработан подробно с описанием всех ресурсов


В соответствии с данной шкалой производят обработку ответов каждого обучающегося: подсчитывают сумму баллов по всем проектным действиям. Уровень сформированности проектной компетентности определяют на основе следующего диапазона оценок:

менее 5 баллов — ниже минимального базового уровня;

5—8 баллов — минимальный базовый уровень;

9—13 баллов — базовый уровень сформирован в части отдельных проектных действий;

14—15 баллов — базовый уровень проектной компетентности.






Наверх