Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


В соответствии с положениями Примерной основной образовательной программы основного общего образования защита итогового индивидуального проекта является основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.

Защита проекта осуществляется на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения экспертной комиссией презентации обучающегося, хода проектной деятельности, представленного продукта, краткой пояснительной записки и отзыва руководителя.

Для проведения экспертизы проектных работ обучающихся предварительно создают предметные (в том числе и по предмету «Технология») комиссии, в состав которых входят учителя, выполняющие экспертную функцию. Руководство работой комиссий осуществляет заместитель директора, курирующий проектную деятельность в школе.

На экспертизу перед защитой на конференции в предметные комиссии представляется краткая пояснительная записка.

Требования к оформлению текста пояснительной записки

1. Заглавие: название проекта, тип проекта, ФИО исполнителя проекта и его руководителя, дата и место создания проекта.

2. Обоснование актуальности выбранной темы.

3. Описание проблемной ситуации.

4. Формулировка проблемы.

5. Формулировка гипотезы (для исследовательских проектов).

6. Формулировка цели проекта.

7. Описание проектного продукта либо (при исследовательском проекте) проектного результата с критериями его измерения.

8. План создания проектного продукта либо (при исследовательском проекте) достижения проектного результата.

9. Заключение: вывод о том, достигнута ли автором цель проекта, получен ли запланированный результат с требуемыми характеристиками, решена ли проблема. Если цель не достигнута, указываются причины.

Кроме того, в предметные комиссии руководитель проекта сдаёт отзыв, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, которая отражает уровень личной заинтересованности в выбранной теме проекта и обоснованность её выбора; практическую и социальную значимость полученных результатов; качество проектного продукта (результата) с позиции предметного содержания; новизну подхода и (или) полученных решений; уровень самостоятельности в выполнении проекта.

Защита проекта проходит в форме публичного выступления и сопровождается мультимедийной презентацией.

Требования к мультимедийной презентации проекта

1. Содержание:

- титульный слайд: название проекта, тип проекта, ФИО. исполнителя проекта и его руководителя, дата и место создания проекта;

- обоснование актуальности выбранной темы;

- описание и анализ проблемной ситуации;

- формулировка противоречия и проблемы;

- обоснование и формулировка гипотезы (для исследовательских проектов);

- формулировка цели проекта;

- описание планируемого проектного продукта либо (при исследовательском проекте) проектного результата с критериями его измерения;

- план создания проектного продукта либо (при исследовательском проекте) достижения проектного результата с описанием хода его реализации;

- аргументированный вывод об уровне достижения цели проекта, получении запланированного результата с требуемыми характеристиками, решении проблемы. Если цель не достигнута, указываются причины.

2. Объём: не более 15 слайдов.

3. Оформление слайдов в соответствии с правилами оформления мультимедийных презентаций.

Требования к публичному выступлению

1. Свободное владение содержанием проекта и материалами презентации.

2. Убедительность в подаче материала.

3. Уверенность в ответах на вопросы, приведение развёрнутой сильной аргументации.

4. Соблюдение норм русского языка и публичной речи. 

5. Соблюдение регламента (времени выступления).

6. Адекватное использование невербальных средств (интонация, мимика, жесты).

7. Интерактивность выступления: контакт с аудиторией, диалогичность.

Экспертиза качества индивидуального проекта осуществляется с использованием карты экспертной оценки (табл. 20).

Таблица 20

Карта экспертной оценки индивидуального проекта

Критерий Уровень достижения Баллы
(0 - 3)
Оценка эксперта
Способность обучающегося актуализировать предметное содержание
1. Умение обосновать выбор темы проекта Тема проекта выбрана спонтанно и ситуативно 0
В актуальности и значимости проекта убедил учитель 1
Тема проекта актуальна и значима в рамках изучения предметного содержания 2
Тема проекта актуальна и профессионально значима для обучающегося 3
Способность обучающегося реализовать проектную деятельность
2. Умение анализировать проблемную ситуацию Проблемная ситуация не описана 0
Описание проблемной ситуации не соответствует представленной информации и не содержит противоречия 1
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации, но не содержит противоречия 2
Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации и содержит противоречия 3
3. Умение формулировать проблему Проблема не сформулирована или сформулирована, но не соответствует содержанию проекта 0
Проблема сформулирована без анализа проблемной ситуации, неадекватно ей 1
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации, но с несоблюдением требований к её формулировке 2
Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации 3
4. Умение формулировать гипотезу (для исследовательских проектов) Гипотеза не сформулирована или сформулирована, но не соответствует содержанию проекта 0
Гипотеза сформулирована неадекватно проблеме 1
Гипотеза сформулирована адекватно проблеме, но с несоблюдением требований к её формулировке 2
Проблема сформулирована адекватно проблеме как положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения (или описания) некоторого явления 3
5. Умение ставить и формулировать цель Цель не сформулирована 0
Цель сформулирована, но не соответствует проблеме 1
Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ её разрешения 2
Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ её разрешения 3
6. Умение моделировать проектный продукт (результат) (для исследовательских проектов) Проектный продукт не описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности 0
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, но неадекватен поставленной цели, не решает проблему и не имеет критериев измерения 1
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, отсутствуют критерии его измерения 2
Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему, приведены критерии его измерения 3
7. Умение планировать задачи и действия, выбирать ресурсы для достижения цели План реализации деятельности отсутствует 0
План разработан не подробно, схематично, без описания ресурсов и не соответствует цели 1
План соответствует цели, но разработан не подробно, схематично, без описания ресурсов 2
План соответствует цели, разработан подробно, с описанием всех ресурсов 3
8. Умение реализовывать деятельность по созданию проектного продукта Слабо владеет предметным содержанием проекта, выбирает неадекватные предметные способы и действия, с трудом определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом 0
Средне владеет предметным содержанием проекта, выбирает адекватные предметные способы и действия из предложенных учителем, с ошибками определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом 1
Свободно владеет предметным содержанием проекта, допуская небольшие ошибки, выбирает адекватные предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность не в соответствии с планом 2
Свободно владеет предметным содержанием проекта, определяет необходимые предметные способы и действия, определяет способы поиска, обработки и анализа информации, реализует проектную деятельность в соответствии с планом по содержанию и времени 3
9. Умение оценивать результаты проекта Анализ и оценка результатов проекта отсутствуют 0
Анализ и оценка результатов проведены неконкретно, без опоры на факты 1
Анализ и оценка результатов проведены с опорой на факты, но без достаточной аргументации 2
Анализ и оценка результатов проведены с опорой на факты глубоко, подробно, аргументированно 3
Качество результатов проекта
10. Качество проектного продукта (результата) Проектный продукт не соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели, не решает проблему 0
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не соответствует заявленной цели, не решает проблему 1
Проектный продукт соответствует заявленным характеристикам, но не полностью соответствует заявленной цели и решению проблемы 2
Проектный продукт полностью соответствует заявленным характеристикам, заявленной цели и решению проблемы 3
Качество защиты проекта
11. Умение проводить публичное выступление Отсутствуют свободное владение содержанием презентации, аргументированность в подаче материала, не соблюдены регламент, нормы публичного выступления и русского языка, не использованы невербальные средства, отсутствуют ответы на вопросы 0
Слабое владение содержанием презентации, слабая аргументированность в подаче материала, не соблюдены регламент, нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления 1
Среднее владение содержанием презентации, средняя аргументированность в подаче материала, не соблюдён регламент, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы повторяется нужный фрагмент выступления 2
Свободное владение содержанием презентации, сильная аргументированность в подаче материала, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы приведена развёрнутая сильная аргументация, но не соблюдён регламент 3
12. Качество мультимедийной презентации Нарушены все требования к составлению презентации 0
Выдержаны требования к содержанию презентации, но нарушены требования к оформлению 1
Выдержаны требования к содержанию презентации и к оформлению 2
Свободное владение содержанием презентации, сильная аргументированность в подаче материала, соблюдены нормы публичного выступления и русского языка, использованы невербальные средства, при ответах на вопросы приведена развёрнутая сильная аргументация, соблюдён регламент 3


После заполнения экспертами предметной комиссии карт экспертной оценки проводится коллективное обсуждение и заполняется обобщённая карта экспертной оценки индивидуального проекта. По результатам защиты комиссия определяет не только качество выполненного индивидуального проекта и его защиты, но и сформированности высокого уровня овладения обучающимися проектной деятельностью в целом (пункты 2—9 карты экспертной оценки).

Сделать выводы об уровне Сформированности проектной компетентности школьника можно исходя из следующей шкалы:

менее 8 баллов — не достигнут высокий уровень проектной компетентности при защите индивидуального проекта;

9—16 баллов — частично продемонстрирован высокий уровень проектной компетентности при защите индивидуального проекта;

17—24 балла — достигнут высокий уровень проектной компетентности при защите индивидуального проекта.

Эти результаты можно использовать для составления характеристики учащегося, которая учитывается при фиксации итоговой оценки выпускника по междисциплинарным программам. (К таким программам относится Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.)

В характеристике выпускника:

• отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных, метапредметных и предметных результатов; именно в эту часть можно внести оценку результатов выполнения индивидуального итогового проекта;

• даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования с учётом выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений.



Наверх