Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный
Класс: 7.
Количество учебных часов: 20.
Разделы учебной программы. «Технологии получения и преобразования текстильных материалов».
Тип проекта: дизайн-проект (прикладной).
Предметное содержание модуля
Технологическая последовательность изготовления поясного изделия. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткани и раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Первая примерка. Дефекты юбки. Соединение юбки и обработка срезов. Обработка застёжки. Обработка верхнего среза юбки. Обработка нижнего среза юбки. Окончательная отделка швейного изделия.
Проблемная ситуация. В этом году мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества (23 февраля) и Международному женскому дню (8 Марта), в нашей школе будут организованы в виде вечеринок в стиле «стиляги». Для участия в мероприятиях необходим тематический костюм. Для девушек это, прежде всего, пышная юбка. Однако стиль «стиляги» был в моде в 60-х гг. XX в. Сейчас такого стиля одежды в гардеробах современных подростков нет. Таким образом, подобрать подобные юбки в гардеробе современной девушки не удастся.
Проблема проекта. Мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги» к этим праздникам, но у нас нет готовых костюмов соответствующего стиля.
Цель проекта. Разработать модель и изготовить юбку в стиле «стиляги» для участия в тематической вечеринке.
Проектный продукт. Юбка в стиле «стиляги».
Задание на актуализацию
Этап проектной деятельности: актуализация знаний.
Цель: актуализировать ранее полученные знания о силуэтах и покроях юбок.
Форма выполнения задания: индивидуально.
Организация деятельности в рамках модуля
Этап проектной деятельности | Номер урока | Цель урока | Проектный продукт урока | Средства (дидактические, материальные, технические и другие ресурсы) | Домашнее задание |
Актуализация. Проблематизация. Целеполагание. Концептуализация. Планирование | 1, 2 | Актуализировать знания учащихся о стилях и силуэтах в одежде, видах поясной одежды. Сформулировать проблему. Определить проектный продукт. Сформулировать цель проекта. Разработать критерии оценки проектного продукта. Разработать план проекта | Выполнен анализ проблемной ситуации. Сформулирована проблема проекта — мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги» к праздникам 23 февраля и 8 Марта, но костюмов соответствующего стиля у нас нет. Определён проектный продукт: юбка в стиле «стиляги». Сформулирована цель проекта: разработать модель и изготовить юбку в стиле «стиляги» для участия в тематической вечеринке. Разработаны критерии оценки проектного продукта. Разработан план проекта | Задание на актуализацию; задания: «Формулирование проблемы»; «Формулирование цели»; «Формулирование критериев оценки проектного продукта»; «Планирование» | Осуществить поиск, обработку и анализ информации об особенностях стиля «стиляги» |
Реализация плана действий:работа с информацией | 3, 4 | Обсудить особенности стиля «стиляги» и юбок в этом стиле. Осуществить поиск, обработку и анализ информации о материалах, из которых может быть изготовлена юбка, видах её отделки. Разработать первоначальные идеи дизайна юбки. Выбрать лучшую идею дизайна юбки | Обработана и проанализирована информации о характеристиках стиля «стиляги» и юбок в этом стиле; объём информации о материалах, из которых может быть изготовлена юбка, видах её отделки. Зафиксирована лучшая идея дизайна юбки | Задание «Работа с информацией» | Подготовить материалы и инструменты для конструирования и моделирования юбки |
Реализация плана действий: конструирование юбки | 5, 6 | Сконструировать юбку | Выполнен чертёж основы конической юбки | Практические работы «Измерение фигуры человека», «Построение чертежа основы конической юбки» | Составить примерный перечень действий по изготовлению юбки |
Реализация плана действий: моделирование юбки | 7, 8 | Создать модель юбки. Исправить и дополнить технологическую карту изготовления юбки | Изготовлена модель юбки в M 1 : 4. Составлена технологическая карта изготовления юбки | Инструкционная карта «Моделирование конической юбки»; задание «Оптимизация технологической карты изготовления конической юбки» | Подготовить необходимые материалы для изготовления юбки в соответствии с моделью и технологической картой |
Реализация плана действий: изготовление юбки | 9 - 18 | Изготовить юбку «полусолице». Произвести контроль и корректировку плана реализации проекта. Подготовиться к презентации проектного продукта | Изготовлена юбка «полусолнце» в стиле «стиляги». Подготовлены материалы для презентации юбки: папка проекта, текст устного выступления; требования к аксессуарам, обуви и причёске; сценарий показа готового изделия | Задания «Контроль и корректировка плана»; «Подготовка и проведение презентации проектного продукта» | Подготовить проектный продукт и пояснительную записку к презентации (подобрать аксессуары, обувь, причёску) |
Оценочно-рефлексивный | 19, 20 | Провести презентацию проектного продукта. Произвести оценку выступлений при представлении проектного продукта. Произвести оценку проектного продукта. Произвести оценку деятельности в процессе проектирования и изготовления юбки | Проведена презентация проектного продукта. Проведена оценка выступлений при представлении проектного продукта. Проведена оценка проектного продукта. Осуществлена рефлексия своей деятельности | Задания «Оценка презентации»; «Оценка проектного продукта»; «Рефлексия проектной деятельности» |
Средства: проектный лист с заданием.
Описание задания
Внимательно рассмотрите предложенные модели юбок и заполните таблицы, записав номера юбок в соответствующие колонки таблиц.
Формулирование проблемы
Дидактическая цель: отработка навыка формулирования проблемы.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: листы с заданиями.
Описание задания
Цель: сформулировать проблему.
Инструкция для учеников
1. Ответьте устно на вопросы.
Вы уже читали объявление о тематических вечеринках в стиле «стиляги» к праздникам 23 февраля и 8 Марта?
Планируете ли вы участвовать в вечеринках?
Каковы особенности женской одежды этого стиля? (Учитель демонстрирует иллюстративный материал: платья, блузки, юбки, аксессуары.) Можно провести дизайн-анализ предметов одежды данного стиля.
Какая часть костюма вызывает наибольшие затруднения? (Юбка.)
Считаете ли вы сложившуюся ситуацию проблемной? Почему?
2. Опишите в первой колонке таблицы проблемную ситуацию и сформулируйте во второй колонке проблему к этой ситуации. Например:
Проблемная ситуация | Проблема |
В этом году мероприятия, посвящённые празднованию 23 февраля и 8 Марта, в нашей школе будут организованы в виде вечеринок в стиле «стиляги». Для участия в мероприятиях необходим тематический костюм. Для девушек это, прежде всего, пышная юбка! | Мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги», но у нас нет костюмов соответствующего стиля (нет юбок) |
Если формулировка проблемы вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться памяткой с алгоритмом анализа ситуации и формулирования проблемы.
Формулирование цели
Дидактическая цель: отработка навыка формулирования цели.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: листы с заданиями.
Описание задания
Цель: сформулировать цель и описать проектный продукт, соответствующий проблеме.
Инструкция для учеников
К изложенной в левой колонке таблицы проблеме сформулируйте и запишите цель и проектный продукт.
Проблема | Цель, проектный продукт |
Мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги» к праздникам 23 февраля и 8 Марта, но у нас нет костюмов соответствующих этому стилю (юбок) | Цель: разработать модель и изготовить юбку для участия в тематической вечеринке. Проектный продукт: юбка в стиле «стиляги» |
Если формулировка цели вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом формулирования цели и определения проектного продукта.
Формулирование критериев оценки проектного продукта
Дидактическая цель: отработка навыка формулирования критериев оценки проектного продукта.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: листы с заданиями.
Описание задания
Цель: сформулировать критерии оценивания проектного продукта.
Инструкция для учеников
Сформулируйте критерии оценивания юбки в стиле «стиляги».
Если формулировка критериев вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться памяткой с алгоритмом разработки критериев проектного продукта.
Возможные критерии оценивания
№ п/п | Критерий | Степень проявления | |||
Полностью соответствует — 2 балла | Частично соответствует — 1 балл | Не соответствует — 0 баллов | |||
1 | Конструкция юбки соответстует стилю «стиляги» (полусолнце) | ||||
2 | Цвет ткани соответстует стилю «стиляги» (яркий) | ||||
3 | Драпируемость ткани соответстует стилю «стиляги» | ||||
4 | Готовое изделие соответствует требованиям к качеству | ||||
5 | Готовое изделие соответствует представленному образу (в комплекте с обувью, аксессуарами, причёской) |
Планирование
Дидактическая цель: отработка навыка составления плана деятельности.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: листы с заданиями.
Описание задания
Цель: составить план деятельности по реализации цели.
Инструкция для учеников
Составьте план деятельности по реализации цели, представьте его в виде таблицы.
Если составление плана вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом составления плана.
Возможный вариант плана (фрагмент)
№ п/п | Действие | Ресурсы | Результат | Отметка о выполнении, корректировка плана | ||
Сроки | Ответственные | Материалы, инструменты, оборудование | ||||
1 | Изучить информацию об особенностях юбок в стиле «стиляги»: силуэт, ткани, виды отделки | Знание характеристик юбок в стиле «стиляги» | ||||
2 | Разработать варианты юбок(первоначальные идеи) и выбрать лучший вариант | Выбран оптимальный дизайн юбки | ||||
3 | Сконструировать коническую юбку и построить основу | Построена основа юбки | ||||
4 | Выполнить моделирование юбки | Выполнено моделирование основы | ||||
5 | Разработать технологическую карту изготовления юбки | Создана технологическая карта | ||||
6 | Изготовить юбку (раскрой, сборка, ВТО) | Изготовлена юбка | ||||
7 | Оценить и презентовать результаты проекта | Оценены и представлены результаты проекта |
Работа с информацией
Дидактическая цель: отработка навыка сбора, обработки, анализа и интерпретации информации.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: лист с заданием.
Описание задания
Цель: провести работу с информацией.
Инструкция для учеников
Используя любые доступные источники (Интернет, учебник, справочники, журналы мод, книги по истории моды и др.) найдите информацию:
- о материалах, из которых может быть изготовлена юбка в стиле «стиляги»;
- о видах отделки юбки.
Ответ зафиксируйте в форме таблицы.
№ п/п | Источник информации | Метод сбора информации | Полученные данные |
Сделайте вывод о соответствии конструкции юбки особенностям телосложения её владельца.
Если работа с информацией вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом работы с информацией.
Инструкционная карта
«Моделирование конической юбки»
1. Из предложенных на рисунках моделей (а — трёхцветная; б — с оборкой; в — выполненная в лоскутной технике) выберите модель конической юбки для моделирования.
2. Начертите основу конической юбки в масштабе 1 : 4. Нанесите на чертёж модельные линии (линии, по которым проводится моделирование, линии будущих разрезов) в соответствии с выбранной моделью.
3. Выполните моделирование: разрежьте выкройку по намеченным линиям. Прикрепите в тетради полученные шаблоны и соответствующий рисунок юбки.
Варианты ответа
Оптимизация технологической карты изготовления конической юбки
1. Дополните недостающие части технологической карты изготовления конической юбки, используя различные источники информации.
Контроль и корректировка плана
Дидактическая цель: отработка навыка контроля и корректировки плана.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: лист с заданием.
Описание задания
Цель: проанализировать план, внести в него корректировки (если потребуется).
Наименование операции | Технические условия на выполнение операции | Графическое изображение | Оборудование, инструменты, материалы | Самоконтроль |
Подготовить ткань к раскрою | ||||
Раскроить юбку | ||||
Подготовить детали кроя к обработке | ||||
Обработать боковые срезы | ||||
Втачать застёжку-молнию | ||||
Обработать концы пояса | ||||
Обработать верхний срез юбки притачным поясом | ||||
Обработать нижний срез юбки | ||||
Провести влажно-тепловую обработку готового изделия |
Вариант заполнения таблицы
Наименование операции | Технические условия на выполнение операции | Графическое изображение | Оборудование, инструменты, материалы | Самоконтроль |
Подготовить ткань к раскрою | Декатирование (в зависимости от волокнистого состава ткани); определение лицевой стороны; определение направления нити основы; выявление дефектов ткани (при наличии обвести мелом); определение направления рисунка | |||
Раскроить юбку | Сложить ткань согласно плану раскладки деталей выкройки; разложить детали юбки согласно схеме раскладки и приколоть их; обвести детали выкройки сначала по контуру, а затем с учётом припусков на обработку: линия бока — 20 мм, линия талии — 10 мм, линия низа — 15 мм; вырезать детали юбки по линиям припусков | Выкройка юбки, ткань, портновские булавки, линейка, портновский мел, портновские ножницы | Проверить: правильно ли обведён контур выкройки; равномерно ли отложены припуски на обработку по всей длине среза | |
Подготовить детали кроя к обработке | Выполнить перевод линий с помощью портновских булавок; по линиям середины деталей проложить прокладочные стежки | Линейка, портновский мел, игла, нитки, ножницы | Проверить, насколько ровно и аккуратно проведены линии и проложены прокладочные стежки | |
Обработать боковые срезы | Сметать от линии талии по линиям припусков, совмещая боковые срезы; левый боковой шов сметать, отступая от линии талии на 13— 15 см; стачать боковые срезы; обработать боковые срезы на оверлоке; разутюжить боковые швы; | Нитки, игла, ножницы, швейная машина, оверлок, утюг | Проверить: точность соединения деталей юбки по линиям припусков; качество BTO боковых швов | |
Втачать застёжку-молнию | Раскрыть застёжку-молнию, приложить её с изнаночной стороны к заутюженному разрезу в боковом шве, заколоть портновскими булавками; приметать застёжку так, чтобы края разреза закрыли зубчики молнии с обеих сторон; прострочить сверху вниз, начиная с левой стороны, отступая 7— 10 мм от края разреза; у окончания разреза прострочить поперёк; удалить намётку; проутюжить через проутюжильник | Нитки, игла, портновские булавки, ножницы, швейная машина, утюг | Проверить: равномерность ширины шва втачивания застёжки-молнии; аккуратность выполнения втачивания застёжки | |
Обработать концы пояса | Заутюжить деталь пояса по средней линии изнаночной стороной внутрь; сложить деталь пояса лицевой стороной внутрь, уровнять срезы; обтачать один конец пояса на расстоянии 7—10 мм от края; обтачать второй конец с образованием уступа — части пояса под застёжку; срезать припуск в углах под углом 45°; вывернуть пояс на лицевую сторону, выметать, приутюжить | Нитки, игла, ножницы, швейная машина, колышек, утюг | Проверить: равномерность ширины пояса по всей длине; качество обработки уголков пояса; качество BTO | |
Обработать верхний срез юбки притачным поясом | 1. Сложить пояс (внешняя сторона) с юбкой лицевыми сторонами внутрь, выровняв верхний срез юбки и срез пояса; приметать пояс по линии припуска; прострочить по намётке, делая закрепки в начале и в конце строчки; убрать намётку, отогнуть пояс и заутюжить шов притачивания к верху (на пояс). 2. Подогнуть внутреннюю часть пояса на 1 см внутрь и наметать, перекрывая шов притачивания внешней части пояса на 2—3 мм; прострочить по лицевой стороне в шов притачивания пояса; удалить намётку, приутюжить пояс | Нитки, игла, ножницы, швейная машина, утюг | Проверить: равномерность ширины пояса по всей длине; качество строчек; качество ВТО | |
Обработать нижний срез юбки | 1. Швом вподгибку с закрытым срезом: заметать нижний срез на изнаночную сторону до линии припуска; заметать второй раз на ширину первой подгибки; застрочить на 1—2 мм от края; убрать намётку, приутюжить. 2. Швом в подгибку с открытым срезом: обметать нижний срез юбки на оверлоке; заметать обработанный срез на изнаночную сторону на ширину 5—7 мм и настрочить; приутюжить | Нитки, игла, ножницы, швейная машина, оверлок, утюг | Проверить: равномерность ширины подогнутого среза; качество строчки и ВТО | |
Провести влажно-тепловую обработку готового изделия | Утюг | Проверить качество выполнения поузловой обработки и ВТО |
Инструкция для учеников
Проведите контроль плана проекта по изготовлению юбки в стиле «стиляги», реализованный на текущий момент.
Если контроль и корректировка плана вызывают у вас затруднения, воспользуйтесь алгоритмом контроля и корректировки плана.
Подготовка и проведение презентации проектного продукта
Дидактическая цель: отработка навыка подготовки и проведения презентации проектного продукта.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: лист с заданием.
Описание задания
Цель: подготовить и провести презентацию проектного продукта.
Инструкция для учеников
Подготовить и провести презентацию юбки в стиле «стиляги» для школьных вечеринок.
Если подготовка и проведение презентации вызывают у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом подготовки и проведения презентации проектного продукта.
Оценка проектного продукта
Дидактическая цель: отработка навыка оценки проектного продукта.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: проектная документация с материалами проекта.
Описание задания
Цель: провести оценку проектного продукта.
Инструкция для учеников
Проведите оценку проектного продукта — юбки в стиле «стиляги» с использованием критериев и заполните оценочный лист.
Оценочный лист
ФИО эксперта
За каждый критерий выставляются следующие баллы:
0 баллов — не соответствует критерию;
1 балл — частично соответствует критерию;
2 балла — полностью соответствует критерию.
№ п/п | ФИО | Конструкция юбки соответствует стилю | Цвет ткани соответствует стилю | Драпируемость ткани соответствует стилю | Готовое изделие соответствует требованиям к качеству | Готовое изделие соответствует представленному образу | Всего баллов |
Если проведение оценки вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом оценки проектного продукта.
Рефлексия проектной деятельности
Дидактическая цель: отработка навыка проведения рефлексии.
Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.
Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.
Средства: проектная документация с материалами проекта.
Описание задания
Цель: провести рефлексию своей проектной деятельности.
Инструкция для учеников:
Проведите рефлексию своих проектных действий в рамках общей проектной деятельности, используя разработанные критерии.
Если проведение оценки вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом осуществления рефлексии проектной деятельности.
Возможные критерии оценки проектной деятельности
Критерии успешности проектной деятельности | Я знаю, как выполнять действие, но не выполняю его на практике, так как мне трудно — 1 балл | Я знаю,как выполнять действие, и выполняю его на практике, хотя мне нелегко — 2 балла | Я знаю, как выполнять действие, и выполняю его на практике легко, без затруднений — 3 балла |
Умение выявлять и формулировать проблему | |||
Умение формулировать цель | |||
Умение разрабатывать ожидаемый проектный продукт с заданными параметрами | |||
Умение добиваться результата с заданными параметрами для решения проблемы | |||
Умение полностью реализовывать план деятельности | |||
Умение сотрудничать в групповой работе | |||
Умение оценивать результат проектной деятельности по критериям |