Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный

Класс: 7.

Количество учебных часов: 20.

Разделы учебной программы. «Технологии получения и преобразования текстильных материалов».

Тип проекта: дизайн-проект (прикладной).

Предметное содержание модуля

Технологическая последовательность изготовления поясного изделия. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки юбки на ткани и раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Первая примерка. Дефекты юбки. Соединение юбки и обработка срезов. Обработка застёжки. Обработка верхнего среза юбки. Обработка нижнего среза юбки. Окончательная отделка швейного изделия.

Проблемная ситуация. В этом году мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества (23 февраля) и Международному женскому дню (8 Марта), в нашей школе будут организованы в виде вечеринок в стиле «стиляги». Для участия в мероприятиях необходим тематический костюм. Для девушек это, прежде всего, пышная юбка. Однако стиль «стиляги» был в моде в 60-х гг. XX в. Сейчас такого стиля одежды в гардеробах современных подростков нет. Таким образом, подобрать подобные юбки в гардеробе современной девушки не удастся.

Проблема проекта. Мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги» к этим праздникам, но у нас нет готовых костюмов соответствующего стиля.

Цель проекта. Разработать модель и изготовить юбку в стиле «стиляги» для участия в тематической вечеринке.

Проектный продукт. Юбка в стиле «стиляги».

Задание на актуализацию

Этап проектной деятельности: актуализация знаний.

Цель: актуализировать ранее полученные знания о силуэтах и покроях юбок.

Форма выполнения задания: индивидуально.

Организация деятельности в рамках модуля

Этап проектной деятельности Номер урока Цель урока Проектный продукт урока Средства (дидактические, материальные, технические и другие ресурсы) Домашнее задание
Актуализация. Проблематизация. Целеполагание. Концептуализация. Планирование 1, 2 Актуализировать знания учащихся о стилях и силуэтах в одежде, видах поясной одежды. Сформулировать проблему. Определить проектный продукт. Сформулировать цель проекта. Разработать критерии оценки проектного продукта. Разработать план проекта Выполнен анализ проблемной ситуации. Сформулирована проблема проекта — мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги» к праздникам 23 февраля и 8 Марта, но костюмов соответствующего стиля у нас нет. Определён проектный продукт: юбка в стиле «стиляги». Сформулирована цель проекта: разработать модель и изготовить юбку в стиле «стиляги» для участия в тематической вечеринке. Разработаны критерии оценки проектного продукта. Разработан план проекта Задание на актуализацию; задания: «Формулирование проблемы»; «Формулирование цели»; «Формулирование критериев оценки проектного продукта»; «Планирование» Осуществить поиск, обработку и анализ информации об особенностях стиля «стиляги»
Реализация плана действий:работа с информацией 3, 4 Обсудить особенности стиля «стиляги» и юбок в этом стиле. Осуществить поиск, обработку и анализ информации о материалах, из которых может быть изготовлена юбка, видах её отделки. Разработать первоначальные идеи дизайна юбки. Выбрать лучшую идею дизайна юбки Обработана и проанализирована информации о характеристиках стиля «стиляги» и юбок в этом стиле; объём информации о материалах, из которых может быть изготовлена юбка, видах её отделки. Зафиксирована лучшая идея дизайна юбки Задание «Работа с информацией» Подготовить материалы и инструменты для конструирования и моделирования юбки
Реализация плана действий: конструирование юбки 5, 6 Сконструировать юбку Выполнен чертёж основы конической юбки Практические работы «Измерение фигуры человека», «Построение чертежа основы конической юбки» Составить примерный перечень действий по изготовлению юбки
Реализация плана действий: моделирование юбки 7, 8 Создать модель юбки. Исправить и дополнить технологическую карту изготовления юбки Изготовлена модель юбки в M 1 : 4. Составлена технологическая карта изготовления юбки Инструкционная карта «Моделирование конической юбки»; задание «Оптимизация технологической карты изготовления конической юбки» Подготовить необходимые материалы для изготовления юбки в соответствии с моделью и технологической картой
Реализация плана действий: изготовление юбки 9 - 18 Изготовить юбку «полусолице». Произвести контроль и корректировку плана реализации проекта. Подготовиться к презентации проектного продукта Изготовлена юбка «полусолнце» в стиле «стиляги». Подготовлены материалы для презентации юбки: папка проекта, текст устного выступления; требования к аксессуарам, обуви и причёске; сценарий показа готового изделия Задания «Контроль и корректировка плана»; «Подготовка и проведение презентации проектного продукта» Подготовить проектный продукт и пояснительную записку к презентации (подобрать аксессуары, обувь, причёску)
Оценочно-рефлексивный 19, 20 Провести презентацию проектного продукта. Произвести оценку выступлений при представлении проектного продукта. Произвести оценку проектного продукта. Произвести оценку деятельности в процессе проектирования и изготовления юбки Проведена презентация проектного продукта. Проведена оценка выступлений при представлении проектного продукта. Проведена оценка проектного продукта. Осуществлена рефлексия своей деятельности Задания «Оценка презентации»; «Оценка проектного продукта»; «Рефлексия проектной деятельности»


Средства: проектный лист с заданием.

Описание задания

Внимательно рассмотрите предложенные модели юбок и заполните таблицы, записав номера юбок в соответствующие колонки таблиц.


Формулирование проблемы

Дидактическая цель: отработка навыка формулирования проблемы.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: листы с заданиями.

Описание задания

Цель: сформулировать проблему. 

Инструкция для учеников

1. Ответьте устно на вопросы.

Вы уже читали объявление о тематических вечеринках в стиле «стиляги» к праздникам 23 февраля и 8 Марта?

Планируете ли вы участвовать в вечеринках?

Каковы особенности женской одежды этого стиля? (Учитель демонстрирует иллюстративный материал: платья, блузки, юбки, аксессуары.) Можно провести дизайн-анализ предметов одежды данного стиля.

Какая часть костюма вызывает наибольшие затруднения? (Юбка.)

Считаете ли вы сложившуюся ситуацию проблемной? Почему?

2. Опишите в первой колонке таблицы проблемную ситуацию и сформулируйте во второй колонке проблему к этой ситуации. Например:

Проблемная ситуация Проблема
В этом году мероприятия, посвящённые празднованию 23 февраля и 8 Марта, в нашей школе будут организованы в виде вечеринок в стиле «стиляги». Для участия в мероприятиях необходим тематический костюм. Для девушек это, прежде всего, пышная юбка! Мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги», но у нас нет костюмов соответствующего стиля (нет юбок)


Если формулировка проблемы вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться памяткой с алгоритмом анализа ситуации и формулирования проблемы.

Формулирование цели

Дидактическая цель: отработка навыка формулирования цели.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: листы с заданиями. 

Описание задания

Цель: сформулировать цель и описать проектный продукт, соответствующий проблеме.

Инструкция для учеников

К изложенной в левой колонке таблицы проблеме сформулируйте и запишите цель и проектный продукт.

Проблема Цель, проектный продукт
Мы хотим принять участие в тематических вечеринках в стиле «стиляги» к праздникам 23 февраля и 8 Марта, но у нас нет костюмов соответствующих этому стилю (юбок) Цель: разработать модель и изготовить юбку для участия в тематической вечеринке. Проектный продукт: юбка в стиле «стиляги»


Если формулировка цели вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом формулирования цели и определения проектного продукта.

Формулирование критериев оценки проектного продукта

Дидактическая цель: отработка навыка формулирования критериев оценки проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: листы с заданиями.

Описание задания

Цель: сформулировать критерии оценивания проектного продукта.

Инструкция для учеников

Сформулируйте критерии оценивания юбки в стиле «стиляги».

Если формулировка критериев вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться памяткой с алгоритмом разработки критериев проектного продукта.

Возможные критерии оценивания

№ п/п Критерий Степень проявления
Полностью соответствует — 2 балла Частично соответствует — 1 балл Не соответствует — 0 баллов
1 Конструкция юбки соответстует стилю «стиляги» (полусолнце)
2 Цвет ткани соответстует стилю «стиляги» (яркий)
3 Драпируемость ткани соответстует стилю «стиляги»
4 Готовое изделие соответствует требованиям к качеству
5 Готовое изделие соответствует представленному образу (в комплекте с обувью, аксессуарами, причёской)


Планирование

Дидактическая цель: отработка навыка составления плана деятельности.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: листы с заданиями.

Описание задания

Цель: составить план деятельности по реализации цели.

Инструкция для учеников

Составьте план деятельности по реализации цели, представьте его в виде таблицы.

Если составление плана вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом составления плана. Возможный вариант плана (фрагмент)

№ п/п Действие Ресурсы Результат Отметка о выполнении, корректировка плана
Сроки Ответственные Материалы, инструменты, оборудование
1 Изучить информацию об особенностях юбок в стиле «стиляги»: силуэт, ткани, виды отделки Знание характеристик юбок в стиле «стиляги»
2 Разработать варианты юбок(первоначальные идеи) и выбрать лучший вариант Выбран оптимальный дизайн юбки
3 Сконструировать коническую юбку и построить основу Построена основа юбки
4 Выполнить моделирование юбки Выполнено моделирование основы
5 Разработать технологическую карту изготовления юбки Создана технологическая карта
6 Изготовить юбку (раскрой, сборка, ВТО) Изготовлена юбка
7 Оценить и презентовать результаты проекта Оценены и представлены результаты проекта


Работа с информацией

Дидактическая цель: отработка навыка сбора, обработки, анализа и интерпретации информации.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: лист с заданием.

Описание задания

Цель: провести работу с информацией.

Инструкция для учеников

Используя любые доступные источники (Интернет, учебник, справочники, журналы мод, книги по истории моды и др.) найдите информацию:

- о материалах, из которых может быть изготовлена юбка в стиле «стиляги»;

- о видах отделки юбки.

Ответ зафиксируйте в форме таблицы.

№ п/п Источник информации Метод сбора информации Полученные данные


Сделайте вывод о соответствии конструкции юбки особенностям телосложения её владельца.

Если работа с информацией вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом работы с информацией.


Инструкционная карта
«Моделирование конической юбки»

1. Из предложенных на рисунках моделей (а — трёхцветная; б — с оборкой; в — выполненная в лоскутной технике) выберите модель конической юбки для моделирования.


2. Начертите основу конической юбки в масштабе 1 : 4. Нанесите на чертёж модельные линии (линии, по которым проводится моделирование, линии будущих разрезов) в соответствии с выбранной моделью.

3. Выполните моделирование: разрежьте выкройку по намеченным линиям. Прикрепите в тетради полученные шаблоны и соответствующий рисунок юбки.

Варианты ответа


Оптимизация технологической карты изготовления конической юбки

1. Дополните недостающие части технологической карты изготовления конической юбки, используя различные источники информации.

Контроль и корректировка плана

Дидактическая цель: отработка навыка контроля и корректировки плана.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: лист с заданием.

Описание задания

Цель: проанализировать план, внести в него корректировки (если потребуется).

Наименование операции Технические условия на выполнение операции Графическое изображение Оборудование, инструменты, материалы Самоконтроль
Подготовить ткань к раскрою
Раскроить юбку
Подготовить детали кроя к обработке
Обработать боковые срезы
Втачать застёжку-молнию
Обработать концы пояса
Обработать верхний срез юбки притачным поясом
Обработать нижний срез юбки
Провести влажно-тепловую обработку готового изделия


Вариант заполнения таблицы

Наименование операции Технические условия на выполнение операции Графическое изображение Оборудование, инструменты, материалы Самоконтроль
Подготовить ткань к раскрою Декатирование (в зависимости от волокнистого состава ткани); определение лицевой стороны; определение направления нити основы; выявление дефектов ткани (при наличии обвести мелом); определение направления рисунка
Раскроить юбку Сложить ткань согласно плану раскладки деталей выкройки; разложить детали юбки согласно схеме раскладки и приколоть их; обвести детали выкройки сначала по контуру, а затем с учётом припусков на обработку: линия бока — 20 мм, линия талии — 10 мм, линия низа — 15 мм; вырезать детали юбки по линиям припусков
Выкройка юбки, ткань, портновские булавки, линейка, портновский мел, портновские ножницы Проверить: правильно ли обведён контур выкройки; равномерно ли отложены припуски на обработку по всей длине среза
Подготовить детали кроя к обработке Выполнить перевод линий с помощью портновских булавок; по линиям середины деталей проложить прокладочные стежки
Линейка, портновский мел, игла, нитки, ножницы Проверить, насколько ровно и аккуратно проведены линии и проложены прокладочные стежки
Обработать боковые срезы Сметать от линии талии по линиям припусков, совмещая боковые срезы; левый боковой шов сметать, отступая от линии талии на 13— 15 см; стачать боковые срезы; обработать боковые срезы на оверлоке; разутюжить боковые швы;
Нитки, игла, ножницы, швейная машина, оверлок, утюг Проверить: точность соединения деталей юбки по линиям припусков; качество BTO боковых швов
Втачать застёжку-молнию Раскрыть застёжку-молнию, приложить её с изнаночной стороны к заутюженному разрезу в боковом шве, заколоть портновскими булавками; приметать застёжку так, чтобы края разреза закрыли зубчики молнии с обеих сторон; прострочить сверху вниз, начиная с левой стороны, отступая 7— 10 мм от края разреза; у окончания разреза прострочить поперёк; удалить намётку; проутюжить через проутюжильник
Нитки, игла, портновские булавки, ножницы, швейная машина, утюг Проверить: равномерность ширины шва втачивания застёжки-молнии; аккуратность выполнения втачивания застёжки
Обработать концы пояса Заутюжить деталь пояса по средней линии изнаночной стороной внутрь; сложить деталь пояса лицевой стороной внутрь, уровнять срезы; обтачать один конец пояса на расстоянии 7—10 мм от края; обтачать второй конец с образованием уступа — части пояса под застёжку; срезать припуск в углах под углом 45°; вывернуть пояс на лицевую сторону, выметать, приутюжить
Нитки, игла, ножницы, швейная машина, колышек, утюг Проверить: равномерность ширины пояса по всей длине; качество обработки уголков пояса; качество BTO
Обработать верхний срез юбки притачным поясом 1. Сложить пояс (внешняя сторона) с юбкой лицевыми сторонами внутрь, выровняв верхний срез юбки и срез пояса; приметать пояс по линии припуска; прострочить по намётке, делая закрепки в начале и в конце строчки; убрать намётку, отогнуть пояс и заутюжить шов притачивания к верху (на пояс). 2. Подогнуть внутреннюю часть пояса на 1 см внутрь и наметать, перекрывая шов притачивания внешней части пояса на 2—3 мм; прострочить по лицевой стороне в шов притачивания пояса; удалить намётку, приутюжить пояс
Нитки, игла, ножницы, швейная машина, утюг Проверить: равномерность ширины пояса по всей длине; качество строчек; качество ВТО
Обработать нижний срез юбки 1. Швом вподгибку с закрытым срезом: заметать нижний срез на изнаночную сторону до линии припуска; заметать второй раз на ширину первой подгибки; застрочить на 1—2 мм от края; убрать намётку, приутюжить. 2. Швом в подгибку с открытым срезом: обметать нижний срез юбки на оверлоке; заметать обработанный срез на изнаночную сторону на ширину 5—7 мм и настрочить; приутюжить
Нитки, игла, ножницы, швейная машина, оверлок, утюг Проверить: равномерность ширины подогнутого среза; качество строчки и ВТО
Провести влажно-тепловую обработку готового изделия Утюг Проверить качество выполнения поузловой обработки и ВТО


Инструкция для учеников

Проведите контроль плана проекта по изготовлению юбки в стиле «стиляги», реализованный на текущий момент.

Если контроль и корректировка плана вызывают у вас затруднения, воспользуйтесь алгоритмом контроля и корректировки плана.

Подготовка и проведение презентации проектного продукта

Дидактическая цель: отработка навыка подготовки и проведения презентации проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: лист с заданием.

Описание задания

Цель: подготовить и провести презентацию проектного продукта.

Инструкция для учеников

Подготовить и провести презентацию юбки в стиле «стиляги» для школьных вечеринок.

Если подготовка и проведение презентации вызывают у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом подготовки и проведения презентации проектного продукта.

Оценка проектного продукта

Дидактическая цель: отработка навыка оценки проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: проектная документация с материалами проекта.

Описание задания

Цель: провести оценку проектного продукта. 

Инструкция для учеников

Проведите оценку проектного продукта — юбки в стиле «стиляги» с использованием критериев и заполните оценочный лист.

Оценочный лист

ФИО эксперта

За каждый критерий выставляются следующие баллы:

0 баллов — не соответствует критерию;

1 балл — частично соответствует критерию;

2 балла — полностью соответствует критерию.

№ п/п ФИО Конструкция юбки соответствует стилю Цвет ткани соответствует стилю Драпируемость ткани соответствует стилю Готовое изделие соответствует требованиям к качеству Готовое изделие соответствует представленному образу Всего баллов


Если проведение оценки вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом оценки проектного продукта.

Рефлексия проектной деятельности

Дидактическая цель: отработка навыка проведения рефлексии.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный для участников группы или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально.

Средства: проектная документация с материалами проекта.

Описание задания

Цель: провести рефлексию своей проектной деятельности. 

Инструкция для учеников:

Проведите рефлексию своих проектных действий в рамках общей проектной деятельности, используя разработанные критерии.

Если проведение оценки вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом осуществления рефлексии проектной деятельности.

Возможные критерии оценки проектной деятельности

Критерии успешности проектной деятельности Я знаю, как выполнять действие, но не выполняю его на практике, так как мне трудно — 1 балл Я знаю,как выполнять действие, и выполняю его на практике, хотя мне нелегко — 2 балла Я знаю, как выполнять действие, и выполняю его на практике легко, без затруднений — 3 балла
Умение выявлять и формулировать проблему
Умение формулировать цель
Умение разрабатывать ожидаемый проектный продукт с заданными параметрами
Умение добиваться результата с заданными параметрами для решения проблемы
Умение полностью реализовывать план деятельности
Умение сотрудничать в групповой работе
Умение оценивать результат проектной деятельности по критериям


Пример проектного продукта «Юбка в стиле “стиляги”»






Наверх