Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Задание в широком смысле — это письменное(ая) или устное(ая) методическое руководство (инструкция) по работе с учебным материалом, вид поручения педагога (учителя, преподавателя) обучающимся, в котором содержится требование выполнить какие-либо учебные (теоретические и (или) практические) действия. В ПДО тип задания определяется в зависимости от того, на формирование какого уровня проектного действия оно нацелено: минимальный базовый, базовый или высокий.

1. Задание, формирующее минимальный базовый уровень проектной компетентности, предназначено для учащихся, у которых отсутствуют проектные умения. Такие задания используются в 5 классе при проведении первого проектного модуля. Проектные действия, составляющие проектную компетентность, осуществляются с помощью наводящих вопросов учителя, рефлексируются после их выполнения в виде письменных памяток-алгоритмов.

Задание, направленное на формирование минимального базового уровня проектной компетентности, является подробным методическим руководством и содержит наводящие вопросы, целенаправленно стимулирующие выполнение учебных действий. Кроме того, школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора письменных инструкций. В таком задании инструкция (от лат. Instructio — наставление), т. е. указание о порядке выполнения задания, очень детализирована, развёрнута и направлена на чётко определённый результат. Тем самым она обеспечивает не только достижение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (проектного продукта), но и выполнение проектного действия по алгоритму. При этом учитель не должен навязывать своё мнение, а может предлагать варианты совместных действий, чтобы пройти вместе с учащимися путь осуществления проектного действия.

В ходе выполнения задания по инструкции у учащихся 5— 6 классов формируются проектные действия минимального базового уровня.

Приведём примерную форму задания на формирование минимального базового уровня (5 класс).



Инструкция для учителя

Дидактическая цель: формирование умения ________
(определить формируемое проектное умение)

Формируемый уровень проектной компетентности: минимальный базовый уровень.

Форма организации выполнения задания: весь класс (отдельные части задания по выбору учителя можно выполнять в группах).

Средства: ________
(указать мультимедийные средства, раздаточные материалы, проектную документацию и т. п.)

Описание задания: ________

Цель: сформулировать ________
(определить промежуточный проектный продукт)

дать определения понятий ________
(определить понятия, связанные с промежуточным проектным продуктом)

сформулировать алгоритм выполнения ________
(определить выполняемое действие)

Часть 1


Действия учителя

— Определить понятия и действия, связанные с получением промежуточного проектного продукта (например, проблемы).

— Определить ожидаемый результат выполнения данного проектного действия, продумать способ введения нового понятия, обозначающего данное проектное действие, и его определения.

— Сформулировать наводящие вопросы (с возможными ответами), в процессе ответов на которые обучающиеся выполняют данное действие с конкретным предметным содержанием под руководством учителя.

— Подготовить необходимый раздаточный и иллюстративный материал.

— Продумать способ фиксации полученных образовательных результатов — промежуточных проектных продуктов, понятий, определений.

Часть 2


Действия учителя

— Продумать способ фиксации полученных образовательных результатов — освоенных алгоритмов.

— Продумать способ организации работы в группах.

— Подготовить для обсуждения слайд мультимедийной презентации, либо раздаточные листы с алгоритмом данного действия, либо раздаточные листы с набором шагов в неправильной последовательности.

— Выбрать из предложенных инструкций подходящий вариант выполнения задания для ученика.

Инструкция для учеников

Вариант 1

Вспомните, обсудите в группе и запишите, какие шаги алгоритма ________
(указать проектное действие, например формулировка проблемы)

мы совершали для того, чтобы получить необходимый результат. Представьте классу свой вариант проделанных шагов.

Обсудите все варианты и запишите единый (общий) алгоритм.

Вариант 2

Внимательно прочитайте алгоритм ________
(указать проектное действие, например формулировка проблемы)

Вспомните и обсудите, совершали ли мы эти шаги на уроке, все ли шаги были пройдены, в такой же последовательности или в другой?

Вариант 3

Внимательно прочитайте предложенный набор шагов алгоритма ________
(указать проектное действие, например формулировка проблемы)

Вспомните, какие шаги на каком этапе урока мы совершали при выполнении задания из части 1, и определите, в правильной ли последовательности выстроены шаги алгоритма.



Приведём пример задания, направленного на формирование проектного действия целеполагания на минимальном базовом уровне (5 класс).



Задание, формирующее умение формулировать цель при помощи учителя

Дидактическая цель: формирование умения формулировать цель и определять проектный продукт.

Формируемый уровень проектной компетентности: минимальный базовый уровень. 

Форма организации выполнения задания: весь класс.

Средства: карточки с формулировками проблем, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания: _________________

Цель ученика: выяснить, что такое цель, как её формулировать: сформулировать цель и определить проектный продукт, решающий выявленную проблему.

Часть 1


Вводное слово учителя

— Вы уже знаете, что проблема — это сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования. Вы уже умеете формулировать проблему. Сейчас мы будем учиться формулировать цель. Оттого, насколько чётко поставлена цель и представлен образ ожидаемого результата, будет зависеть и сам результат. Правильно поставленная цель — половина успеха!

Представление учителем определения цели (на слайде или доске)

Цель — сформулированный способ решения проблемы, ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»

• Представление учителем примеров формулировки проблемы и соответствующей цели (на карточках или слайде) Проблемная ситуация: инструменты и принадлежности для выполнения ручных швейных работ (ножницы, иглы, булавки и др.) на уроке технологии я ношу в кармане портфеля, а это опасно.

Проблема: отсутствие какой-либо ёмкости (ящика или коробочки) для безопасного хранения и переноски принадлежностей для ручных швейных работ.

Организация обсуждения

— Что можно использовать для переноски ножниц, игл, булавок? (Во что можно положить принадлежности для шитья?) 

Назовите возможные варианты такого предмета. (Пакет, косметичка, коробка, пенал.)

— Какими качествами должен обладать этот предмет? (Должен быть мягким, помещаться в карман портфеля.)

— Какой предмет в наибольшей степени обладает этими качествами? (Пенал из текстиля.)

— Что можно предпринять, чтобы такой пенал у нас появился? (Купить, получить в качестве подарка, сделать самому)

— Какое действие доступнее для нас в учебное время? (Сделать самому.)

— Попробуем сформулировать нашу цель, которая должна определить конкретное действие (сделать, изготовить). Это действие должно привести к получению измеримого результата (пенала из текстиля) для решения проблемы (отсутствие какого-то объекта, предмета для безопасного хранения и переноски принадлежностей для ручных швейных работ).

Цель: самостоятельно изготовить пенал из текстиля для хранения и переноски принадлежностей для ручных швейных работ.

— Какие ещё глаголы можно использовать для формулирования разных целей? (Разработать, создать, описать, сделать, рассказать...)

Часть 2


Обеспечить обучающихся раздаточными листами с алгоритмом формулирования цели и проектного продукта.

Инструкция для учеников

Внимательно прочитайте алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта. Вспомните, совершали ли мы эти шаги при обсуждении.




Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта

1. Воспроизвести сформулированную проблему (отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящее к возникновению проблемной ситуации).

2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), решающие проблему.

3. Выбрать из вариантов и сформулировать конечный результат (продукт).

4. Выявить возможные действия по достижению результата (получению продукта).

5. Выбрать конкретное действие, которое приведёт к конечному результату.

6. Зафиксировать формулировку цели как способа решения проблемы, ответив на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»



Очевидно, что в 5 классе для первого проектного модуля в рабочей программе следует выделить большее количество уроков, чтобы выполнить подобные задания и отработать все проектные действия. В последующих модулях обучающиеся осваивают алгоритмы всех проектных действий с опорой на алгоритм-памятку (задания на формирование базового уровня проектной компетентности), поэтому количество учебных часов может быть меньше, чем в первом модуле.

2. Задание базового уровня - это задание для учеников, которым подробная инструкция в виде наводящих вопросов уже не требуется, так как они уже знают логику осуществления проектных действий. Задание построено таким образом, чтобы проявлялась способность учащегося применять проектное действие самостоятельно по известному алгоритму, обращаясь при этом к письменной памятке по выполнению действий. Такого рода модули реализуются в 5 и 6 классах после того, как были введены, сформулированы и оформлены в виде памятки все алгоритмы проектных действий. Пользуясь таким алгоритмом, учащиеся последовательно и самостоятельно приходят к требуемому результату.

Приведём пример задания, направленного на формирование проектного действия целеполагания на базовом уровне.



Задание, формирующее умение формулировать цель и проектный продукт на базовом уровне

Дидактическая цель: формирование навыка формулировки цели и проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый.

Форма организации выполнения задания: в группах (5— 6 классы) или индивидуально (7 класс).

Средства: страницы с заданиями, раздаточные листы с алгоритмом формулирования цели.

Описание задания: ______________

Цель: пользуясь алгоритмом, определить соответствующие проблеме цель и проектный продукт.

Инструкция для учеников

• Сформулируйте цель и проектный продукт, соответствующие проблеме, с помощью алгоритма формулирования цели и определения проектного продукта.

• Запишите цель в таблицу.

Проблема Цель
Из-за отсутствия информации о способах подбора одежды, учитывающей особенности фигуры, не всегда удаётся красиво выглядеть даже в модной и стильной одежде Возможный вариант цели: разработать информационный стенд «Способ подбора одежды с учётом особенностей фигуры»



Таким образом, основная цель таких заданий — отработать навык использования учащимися алгоритмов проектных действий в процессе реализации проектного модуля, направленного на формирование базового уровня проектной компетентности. То есть в процессе выполнения этих заданий осуществляется перевод действий, совершаемых при помощи учителя, в действия по алгоритму, оформленному в виде памятки, а также закрепляется навык его использования.

3. Задания высокого уровня направлены на совершение обучающимися действий на основе освоенного алгоритма без применения письменных памяток. Это происходит на этапе отработки опыта самостоятельной реализации группового проекта (6—7 классы). Если такого рода задание нацелено на выполнение в группе, то формируется повышенный уровень проектной компетентности отдельного ученика. При индивидуальном выполнении таких заданий ученик переходит на высокий уровень проектной компетентности, поэтому способны их выполнять наиболее мотивированные семиклассники. Таким образом в 7 классе начинается переход к индивидуальной проектной деятельности.

В инструкции такого задания предлагается его выполнять самостоятельно на основе уже освоенных операций и действий.

Наличие в формулировке задания инструкции фразы «Можете воспользоваться алгоритмом, если у вас есть затруднения», позволяет выявить у обучающихся недостаток умения работать индивидуально и диагностировать наличие только базового уровня сформированности проектной компетентности. Дальнейшие действия учителя должны быть направлены на формирование умения осуществлять проектные действия самостоятельно, хотя и с использованием ресурса группы.

Таким образом, проектные модули, реализуемые в 5 классе, отличаются от модулей 6 и 7 классов как уровнем ожидаемого результата (уровнем сформированности проектной компетентности), так и уровнем применяемых на уроках заданий, направленных на достижение этого результата.



Задание, формирующее умение формулировать цель на повышенном (высоком) уровне

Дидактическая цель: отработка навыка формулировать цель.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный (для участников группы) или высокий для учеников, выполняющих задание самостоятельно.

Форма организации выполнения задания: в группе или индивидуально (7 класс).

Средства: листы с заданиями.

Описание задания: ______________

Цель: сформулировать цель, адекватную проблеме.

Инструкция для учеников

• К обозначенной на рабочем листе проблеме сформулируйте цель и запишите её в таблицу.

Проблема Цель
Отсутствие технологии изготовления из деревянного бруска изделия цилиндрической формы ручным столярным инструментом для русской игры «городки» Возможный вариант цели: разработать и реализовать технологию изготовления ручным столярным инструментом фигуры цилиндрической формы для игры «городки»

• Если формулировка цели вызывает у вас затруднения, можете воспользоваться алгоритмом формулирования цели и конечного продукта.






Наверх