Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
В 8 и 9 классах каждый ученик должен осуществить индивидуальное проектирование и публично презентовать результаты своего проекта. Для обеспечения реализации этого требования ФГОС ООО и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения ПООП учитель должен среди прочих требований уметь принять и реализовать тьюторскую позицию (позицию не обучающего, но сопровождающего).
Тьютор (от англ, tutor) — учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. Это специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения, участвующий в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. В педагогической литературе под тьюторским сопровождением понимается как движение тьютора вместе с разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу тьюторантом (обучающимся, с которым работает тьютор), включающее осуществление своевременной навигации образовательных путей и оказание поддержки, так и педагогическая деятельность по индивидуализации образования на основе образовательного заказа семьи и созданию индивидуальной образовательной программы с организацией учебной и образовательной рефлексии учащегося. По мнению академика Г. К. Селевко, «задачей тьютора является не ответ на информационные вопросы (когда? кто?), а помощь ребёнку в поиске своего исследовательского вопроса, составление исследовательской программы, осуществление её, организация рефлексии ребёнком проделанного пути».
Тьютор одновременно осуществляет несколько функций:
- мотивационную (определение и поддержка уровня мотивации школьников к реализации индивидуального проекта);
- коммуникативную (осуществление диалога тьютора и школьников, организация взаимодействия школьников между собой);
- консультативно-поддерживающую (предоставление квалифицированных ответов на вопросы учеников, советов, рекомендаций, направленных на преодоление трудностей, возникающих в процессе разработки и реализации индивидуального проекта);
- коррекционную (выработка рекомендаций по внесению изменений в документацию проекта и процесс его реализации при выявлении ошибок, а также исправлению промежуточных результатов проекта при выявлении их несоответствия ранее запланированным);
- оценочную (вынесение оценочных суждений относительно качества промежуточных и итоговых результатов проекта, а также достигнутого уровня сформированности проектных действий);
- рефлексивную (создание условий для анализа и понимания учеником самого себя и собственных действий в проекте).
Таким образом, учитель в качестве тьютора обеспечивает разработку индивидуального проектного маршрута ученика и сопровождает процесс образовательной рефлексии, как научный руководитель — консультационную поддержку в соответствии с предметным содержанием проекта, а как эксперт — качество получаемого проектного продукта и диагностирует индивидуальное продвижение ученика по уровням сформированности проектных действий.
Тьюторское сопровождение включает в себя три этапа.
1. Ориентационный этап: выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта (предоставление ученику возможности выбора направления проектной деятельности через анализ «избыточно» предложенных проблемных ситуаций), определение его ожиданий в отношении индивидуального проекта и помощь в постановке образовательных целей; соотнесение их с имеющимися возможностями самого ученика, школы и социального окружения (каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определённый образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом); разработка плана взаимодействия тьютора и тьюторанта.
2. Активизационный этап: обеспечение условий для осуществления учеником проектной деятельности. При этом деятельность тьютора сводится к выполнению организационных, конкретизирующих, консультационных, оценочных действий. Это соотнесение получаемых промежуточных результатов с ожидаемыми, предварительное оценивание результативности, при необходимости коррекция и уточнение ближайших действий ученика, необходимых для достижения продуктивного результата. Основной формой тьюторского действия на этом этапе являются консультации:
1) групповые тьюторские: предоставление ответов на часто возникающие вопросы и организация совместного решения схожих проблем. В зависимости от возникающих общих проблем консультации бывают:
- стартовые — проводятся в начале года; на них школьники совместно с тьютором намечают ближайшие цели и задачи, формулируют свои ожидания, планируют работу по реализации проекта;
- аналитические — анализируется определённый этап реализации индивидуального проекта; выявляются «плюсы» и «минусы» произошедшего события; трудности и неожиданности, с которыми пришлось столкнуться тьюторантам, высказываются пожелания и предложения на будущее;
- тематические — обсуждаются актуальные проблемы на основе запросов и потребностей школьников;
2) индивидуальные — проводятся в целях предоставления ответов на вопросы отдельных учеников и активизации каждого на дальнейшую самостоятельную работу по реализации своего индивидуального проекта. Их виды:
- рабочая — подводятся промежуточные итоги работы, определяются трудности в реализации проекта, их причины и способы преодоления;
- итоговая — фиксируется продвижение школьника относительно целей и задач, поставленных первоначально; проводится перед защитой проекта.
Кроме того, формой организации тьюторского сопровождения может стать тъюториал — активное групповое обучение с применением методов интерактивного взаимодействия, имеющее своей целью активизировать проектный опыт школьников, стимулировать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний в практической проектной деятельности. В роли ведущих тьюториала выступают учителя, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. При необходимости ведущими могут быть старшие школьники, имеющие опыт проектной деятельности.
Ещё одной формой тьюторского сопровождения может стать образовательное событие, направленное на поддержку образова тельной мотивации, планирование и реализацию индивидуальных проектов и исследований. Это могут быть экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др. Кроме учеников, в них принимают участие консультанты: различные специалисты, интересные, успешные люди (лидеры, авторы, эксперты и т. п.). Образовательные события позволяют преодолеть опасность зацикливания тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию учителя.
3. Аналитический этап. На данном этапе тьютор совместно с учеником оценивают степень реализации поставленной цели, уровень удовлетворённости школьников процессом и результатами индивидуального проекта; осуществляют диагностику и самодиагностику динамики отдельных проектных действий и проектной компетентности в целом, определяют содержание дальнейшей проектной деятельности, тем самым проектируют следующий шаг в образовании.
Таким образом, учитель, организующий индивидуальное самостоятельное проектирование обучающихся в 8—9 классах, должен обладать не только предметной и методической, но и тьютор- ской, а также личной проектной компетентностью — необходимым профессиональным качеством педагога, включённым в Профессиональный стандарт педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н). Для того чтобы формировать у детей проектные компетенции, учителю нужно на практике знать, во-первых, как они «работают», как решить проблему и получить запланированный результат (иметь личную компетентность в проектной деятельности); во-вторых, как их развивать, отслеживать и оценивать (быть компетентным тьютором обучающегося в его проектной деятельности). При этом необходимо отметить, что изменение этой позиции может представлять определённую трудность для учителя, который в течение трех лет (в 5—7 классах) в процессе реализации проектных модулей работал с обучающимися в жёстких рамках урока. На уроке он мог организовать деятельность своих учеников в необходимом направлении, проконтролировать и при необходимости скорректировать их. В условиях индивидуальной самостоятельной проектной деятельности обучающихся учитель должен быть готов отпустить своих учеников в «свободное плавание» и предоставить им полную свободу выбора и действий — именно в этом состоит суть тьюторской позиции. Профессиональная и психологическая готовность педагога к работе в изменившихся условиях во многом определяет успех в формировании проектной компетентности школьника.
Механизм организации индивидуальной проектной деятельности восьми- и девятиклассников включают следующие действия учителя.
1. Проанализировать предметное содержание и определить темы , содержание которых:
- имеет противоречивые факты, явления, позволяющие сформулировать проблему проекта;
- легко проблематизируется, т. е. позволяет внести элементы проблемных ситуаций;
- находится в зоне ближайшего развития обучающихся.
2. Зафиксировать перечень тем предметного содержания и обоснование (краткую аннотацию) их выбора для индивидуального проектирования в виде листа-рекомендации (в электронном формате, на печатных раздаточных листах, флипчарте и т. п.). В соответствии с содержанием предмета «Технология», обозначенным в ПООП, мы предлагаем следующий примерный перечень проектов, которые могут реализовать обучающиеся 8 классов (табл. 10 и 11 соответственно).
Таблица 10
Примерный перечень проектов для реализации обучающимися 8 класса
Вид проекта | Тема проекта | Возможное содержание проекта |
Бизнес-проект (междисциплинарный с предметом «Обществознание») | Бизнес-компания друзей | Выбор товаров и услуг для производства, определение шагов по открытию бизнеса, примерная оценка доходности предприятия в рамках индивидуальной трудовой деятельности |
Технологический проект (междисциплинарный с предметом «Информатика») | Информационные технологии в управлении «умным» домом | Разработка процесса (технологии) обеспечения потребителя необходимым и достаточным набором информационных устройств для управления «умным домом» |
Инженерный проект (междисциплинарный с предметом «Физика») и (или) дизайн-проект | Электроосвещённость «умного дома»: инженерный и (или) дизайнерский аспекты | Разработка энергоёмкой, эффективной, безопасной, эстетичной системы электроосвещённости «умного дома», создающей уют и комфорт для проживания |
Исследовательско-технологический проект (междисциплинарный с предметом «Естествознание») | Экологический дом | Разработка инновационной технологии экологичной утилизации сточных вод системы водоснабжения и канализации загородного жилого дома |
Информационный проект | Топ-5 востребованных профессий текущего пятилетия | Исследование пяти наиболее востребованных и эксклюзивных профессий на современном рынке труда — удачный диапазон выбора профессиональной карьеры. Разработка профессиограммы, определение области знания, области деятельности и т. п.) |
Информационный проект | Потребительская корзина подростка | Определение возможного содержания потребительской корзины подростка, не обременительной в финансовом пане для семьи и безопасной для здоровья. Разработка оптимального с точки зрения имеющихся финансов и необходимости сохранения здоровья варианта потребительской корзины для современного подростка с определением товаров различных категорий |
Прикладной проект (дизайн-проект) | Выпускной вечер в стиле поколения Z | Разработка дизайна мероприятия. Дизайн-проект выпускного вечера (оформление зала, костюмов, декораций, аксессуаров и т. п.) |
Социальный (информационный) проект | «Я б в рабочие пошёл...» Что об этом думают современные подростки | Изучение общественного мнения современных школьников о социальной проблеме дефицита рабочих и инженерных кадров |
Таблица 11
Примерный перечень проектов для реализации обучающимися 9 класса
Вид проекта | Тема проекта | Возможное содержание проекта |
Бизнес-проект | Стартап «Биржа услуг “Мастер”» | Разработка бизнес-идеи по созданию сервиса, который позволяет быстро и безопасно находить надёжных исполнителей для решения бытовых задач (от ремонта бытовой техники, одежды до ремонта квартир), с которыми сам потребитель не может справиться |
Инженерный проект | Трёхмерное прототипирование в разработке проекта «дома будущего» | Создание графической трёхмерной модели (прототипа) «дома будущего» на плоскости экрана ПК или на бумажном листе |
Исследовательско-технологический проект | Персонифицированное рациональное питание для тебя и меня | Разработка технологии подбора и организации персонифицированного рационального питания, основанного на медицинских показаниях и личных предпочтениях подростка |
Информационный проект | Дефицит ИТ-специалистов: школа подскажет | Разработка информационной (описательной, графической и т. п.) модели профориентационной инфраструктуры, а также отлаженной массовой системы дополнительного образования в информационных технологиях на уровне школы с учётом острого дефицита в РФ кадров в сфере информационных технологий |
Прикладной проект (дизайн-проект) | Дизайн интерьера «умного дома» | Разработка проекта дизайна интерьера «умного дома», соответствующего требованиям не только функциональности, но и уюта и эстетики |
Социальный проект (бизнес-проект) | Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас | Разработка технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья изготовлению творческих работ с помощью ИКТ-технологий и интернет-ресурсов, помощь в дальнейшей коммерческой реализации их работ |
Примерная тематика проектов и рекомендации по организации проектирования могут быть предложены обучающимся на уроке при выборе предметного содержания индивидуального проекта.
3. На одном из первых в учебном году уроков (на вводном уроке) ознакомить обучающихся с содержанием предметных тем для принятия решения по выбору темы индивидуального учебного проекта. Мотивировать их к участию в проектной деятельности (например, представить видеофрагменты процесса реализации уже завершённых проектов учеников школы, продемонстрировать проектные продукты уже реализованных индивидуальных проектов, фрагменты стендовых докладов, проектной документации и др.); разместить перечень тем предметного содержания на сайте учителя или на сайте школы, информационном стенде в классе и т. д.
4. Провести индивидуальные или групповые консультации в случае появления вопросов, связанных с выбором тем.
5. Зафиксировать выбор тем по своему предмету в виде списка и представить его для согласования и утверждения администратору школы, который курирует вопросы организации индивидуального проектирования.
6. Разработать для каждого обучающегося план организации и сопровождения индивидуального учебного проекта (табл. 12) с указанием сроков проведения отдельных мероприятий, форм организации деятельности (кружок, факультатив, индивидуаль- ные/групповые консультации).
Таблица 12
Примерный план организации и сопровождения индивидуального проекта конкретного обучающегося
ФИО учителя _______
ФИ ученика _______
Класс _______
Предмет _______
Тема проекта _______
Сроки реализации проекта: с «___»___ 20 г. по «___»___ 20 г.
Этап разработки проекта | Форма организации деятельности ученика | Сроки | Результат |
Формулировка проблемы | |||
Формулировка темы проекта | |||
Формулировка гипотезы (для исследовательского проекта) | |||
Постановка цели | |||
Определение образа проектного продукта и критериев его оценки | |||
Разработка плана действий по созданию проектного продукта | |||
Реализация плана по созданию проектного продукта | |||
Контроль и корректировка осуществляемых действий | |||
Подготовка к презентации продуктов (результатов) | |||
Защита проекта | |||
Оценка результатов проекта | |||
Рефлексия проектной деятельности | |||
Представление (социализация) лучших результатов проектной деятельности |
7. Организовать групповые и (или) индивидуальные консультации, в рамках которых можно проанализировать проблемные ситуации, определить проблемы, над которыми обучающиеся будут работать в проектах (согласно плану сопровождения), определить рабочие (предварительные) темы индивидуальных учебных проектов.
8. Зафиксировать в виде списка формулировку рабочих (предварительных) тем индивидуальных проектов обучающихся данной параллели (класса) по данному предмету в индивидуальной проектной папке.
9. Провести тьюториал (установочный семинар) для всех обучающихся, которые будут выполнять индивидуальные проекты по данному предмету.
Задачи семинара:
• актуализация проектного опыта обучающихся (что такое проект, какие этапы он включает);
• представление плана организации и сопровождения индивидуального проекта;
• обсуждение проблемных или оставшихся без ответов вопросов.
10. Организовать деятельность ученика по разработке и реализации индивидуального проекта на основе составленного плана сопровождения. Возможные формы организации деятельности: индивидуальные или групповые консультации с участниками предметной группы обучающихся, занятия предметного кружка, факультативные занятия, образовательное событие, творческие лаборатории, летний лагерь и др.
11. Провести заключительную групповую консультацию по подготовке к презентации результатов индивидуальных учебных проектов.
12. Организовать презентацию реализованных проектов во внеурочное время либо на уроке, чтобы определить уровень готовности обучающихся к публичной защите проектов на общешкольной конференции.
Во время презентации проекта возможно проведение оценки и самооценки проектного продукта в двух вариантах:
1) самооценка автором своего проекта по его изначально определённым критериям, его ответы на вопросы аудитории;
2) самооценка автора проекта по его собственным изначально определённым критериям, оценка проекта аудиторией по этим же критериям.
13. Организовать рефлексию (самоанализ) осуществлённой проектной деятельности каждым учеником, используя заполненный рефлексивный лист из проектной папки, и корректировку подготовленного для защиты проекта выступления.
14. Принять участие в организации защиты и экспертизы проектов на конференции обучающихся 8—9 классов.
15. Сделать вывод об уровне сформированности проектной компетентности каждого ученика.
Таким образом, механизм организации проектной деятельности обучающихся 8—9 классов значительно отличается от организации такого рода деятельности в 5—7 классах. Если пяти-, шести- и семиклассники ещё осваивают проектные действия и поэтому осуществляют проектирование на уроках под руководством или наблюдением учителя, то восьми- и девятиклассники уже демонстрируют ранее сформированные проектные умения во внеурочной деятельности и самостоятельно реализуют собственные проекты, решая значимые для себя проблемы.