Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Тип проекта: инженерный.
Предметное содержание учебного проекта
- Получить представление о современной механизации ручного труда, автоматизации производственных процессов, роботах и их роли в современном производстве;
- проектировать и изготавливать изделие с числовым программным управлением (ЧПУ).
Проблемная ситуация
У нас в школе нет станка для декоративной резьбы по дереву, поэтому многие работы приходится выполнять вручную, что занимает много времени и требует профессиональных навыков работы резцом.
Цель проекта. Изготовить станок с ЧПУ для резьбы по дереву.
Фрагменты учебного проекта
Моделирование
Ось X — поперечная подача, ось Y — вертикальная подача, ось Z — продольная подача.
Образ проектного продукта
Фиксация процесса изготовления проектного продукта
Процесс | Ресурсы | Фотография |
Изготовление основания и продольной каретки | Фанера | |
Изготовление механизма продольной подачи | Пластмасса, 3D-принтер, программа Picasso | |
Установление направляющих для оси Х | ||
Вытачивание втулки для соединения вала электромотора | Токарный станок ТВ-7, стальная заготовка круглого сечения, чертёж | |
Покраска всех деталей станка | Краситель | |
Сборка каретки продольной подачи | ||
Сборка каретки поперечной подачи | ||
Крепление двигателя поперечной подачи | ||
Установка бабки на направляющие каретки | Бабка станка | |
Установка направляющих и резьбы вертикальной каретки | ||
Установка площадки для крепления режущего инструмента | ||
Крепление к рабочему столу с помощью направляющих | Квадратные трубы сечением 20 × 20 мм | |
Настройка станка | Программа GrblControlle | |
Поиск электросхемы станка с ЧПУ и внесение изменений | Интернет | |
Испытание | Станок, древесина |
Экономический расчёт (цены условные)
Стоимость изделия вычисляем по формуле:
СИ = ДЗ + ТЗ,
где СИ — стоимость изделия;
ДЗ — денежные затраты;
ТЗ — трудовые затраты.
Денежные затраты (ДЗ)
№ п/п | Наименование материала | Количество | Общая стоимость, р. |
1 | Фанера | 1000 × 1000 | 200 |
2 | Хромированные трубки диаметром 20 мм | 1,5 м | 120 |
3 | Резьба диаметром 10 × 1 мм, длиной 1,3 м | — | 80 |
4 | Шариковые подшипники | 3 шт. | 150 |
5 | Болты и гайки М6 различной длины | 20 шт. | 50 |
6 | Саморезы с потайной головкой длиной 40 мм | 30 шт. | 40 |
7 | Клей «Момент Столяр ПВА» | 30 | |
8 | Болты М4 длиной 30 мм | 12 шт. | 80 |
9 | Пластик ABS диаметром 1,75 мм для 3D-принтера | 1 кг | 1000 |
10 | Эмаль-аэрозоль Maxi Color в балончиках, универсальная синяя | 1 шт. | 220 |
11 | Эмаль-аэрозоль Maxi Color в балончиках, универсальная жёлтая | 1 шт. | 220 |
12 | Направляющие для рабочего стола — квадратная труба сечением 20 × 20 мм | 2 м | 600 |
13 | Шаговый двигатель модели 17HS1638-P4170 | 3 шт. | 3600 |
14 | Двигатель для фрезы мини-дрель DREMEL | 1 шт. | 3000 |
15 | Фрезы, диаметр хвостовика до 3 мм | 1000 | |
16 | Блок питания на 12 V, 10 А | 1 шт. | 2700 |
17 | Драйвер DRV8835 для 3D-принтера | 3 шт. | 900 |
18 | Модуль CNC SHIELD ѴЗ GRDL | 1 шт. | 350 |
19 | Контроллер Arduino UNO Rev 3 для управления и преобразования процессами | 1 шт. | 790 |
ВСЕГО | 15 130 |
Трудовые затраты (ТЗ)
Работа на сверлильном станке мощностью 400 Вт заняла 2 ч;
работа на фрезерном станке мощностью 600 Вт — 1 ч;
работа на токарном станке мощностью 800 Вт — 6 ч.
На изготовление изделия автор проекта затратил около 100 ч;
один рабочий час оцениваем в 80 р.
Стоимость 1кВт • ч — 5 р., затрачено 10 ч. Стоимость электричества составляет 50 р.
Итого: трудовые затраты 8690 р.
Общая стоимость (СИ)
СИ = ДЗ + ТЗ = 15 130 + 8690 = 23 820 р.