Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Тип проекта: инженерный.

Предметное содержание учебного проекта

- Получить представление о современной механизации ручного труда, автоматизации производственных процессов, роботах и их роли в современном производстве;

- проектировать и изготавливать изделие с числовым программным управлением (ЧПУ).

Проблемная ситуация

У нас в школе нет станка для декоративной резьбы по дереву, поэтому многие работы приходится выполнять вручную, что занимает много времени и требует профессиональных навыков работы резцом.

Цель проекта. Изготовить станок с ЧПУ для резьбы по дереву.

Фрагменты учебного проекта

Моделирование

Ось X — поперечная подача, ось Y — вертикальная подача, ось Z — продольная подача.

Образ проектного продукта



Фиксация процесса изготовления проектного продукта

Процесс Ресурсы Фотография
Изготовление основания и продольной каретки Фанера
Изготовление механизма продольной подачи Пластмасса, 3D-принтер, программа Picasso
Установление направляющих для оси Х
Вытачивание втулки для соединения вала электромотора Токарный станок ТВ-7, стальная заготовка круглого сечения, чертёж
Покраска всех деталей станка Краситель
Сборка каретки продольной подачи
Сборка каретки поперечной подачи
Крепление двигателя поперечной подачи
Установка бабки на направляющие каретки Бабка станка
Установка направляющих и резьбы вертикальной каретки
Установка площадки для крепления режущего инструмента
Крепление к рабочему столу с помощью направляющих Квадратные трубы сечением 20 × 20 мм
Настройка станка Программа GrblControlle
Поиск электросхемы станка с ЧПУ и внесение изменений Интернет
Испытание Станок, древесина


Экономический расчёт (цены условные)

Стоимость изделия вычисляем по формуле:

СИ = ДЗ + ТЗ,

где СИ — стоимость изделия;

ДЗ — денежные затраты;

ТЗ — трудовые затраты.

Денежные затраты (ДЗ)


№ п/п Наименование материала Количество Общая стоимость, р.
1 Фанера 1000 × 1000 200
2 Хромированные трубки диаметром 20 мм 1,5 м 120
3 Резьба диаметром 10 × 1 мм, длиной 1,3 м 80
4 Шариковые подшипники 3 шт. 150
5 Болты и гайки М6 различной длины 20 шт. 50
6 Саморезы с потайной головкой длиной 40 мм 30 шт. 40
7 Клей «Момент Столяр ПВА» 30
8 Болты М4 длиной 30 мм 12 шт. 80
9 Пластик ABS диаметром 1,75 мм для 3D-принтера 1 кг 1000
10 Эмаль-аэрозоль Maxi Color в балончиках, универсальная синяя 1 шт. 220
11 Эмаль-аэрозоль Maxi Color в балончиках, универсальная жёлтая 1 шт. 220
12 Направляющие для рабочего стола — квадратная труба сечением 20 × 20 мм 2 м 600
13 Шаговый двигатель модели 17HS1638-P4170 3 шт. 3600
14 Двигатель для фрезы мини-дрель DREMEL 1 шт. 3000
15 Фрезы, диаметр хвостовика до 3 мм 1000
16 Блок питания на 12 V, 10 А 1 шт. 2700
17 Драйвер DRV8835 для 3D-принтера 3 шт. 900
18 Модуль CNC SHIELD ѴЗ GRDL 1 шт. 350
19 Контроллер Arduino UNO Rev 3 для управления и преобразования процессами 1 шт. 790
ВСЕГО 15 130


Трудовые затраты (ТЗ)

Работа на сверлильном станке мощностью 400 Вт заняла 2 ч;

работа на фрезерном станке мощностью 600 Вт — 1 ч;

работа на токарном станке мощностью 800 Вт — 6 ч.

На изготовление изделия автор проекта затратил около 100 ч;

один рабочий час оцениваем в 80 р.

Стоимость 1кВт • ч — 5 р., затрачено 10 ч. Стоимость электричества составляет 50 р.

Итого: трудовые затраты 8690 р.

Общая стоимость (СИ)

СИ = ДЗ + ТЗ = 15 130 + 8690 = 23 820 р.



Наверх