Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

1. Проектный модуль «Здоровое питание»


Формируемый уровень проектной компетентности: минимальный базовый

Класс: 5.

Количество учебных часов: 8.

Раздел учебной программы: «Кулинария».

Тип проекта: информационный.

Предметное содержание модуля

Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления, правила, позволяющие их избежать. Режим питания. Составление рекомендаций по режиму питания и дневному рациону на основе пищевой пирамиды.

Проблемная ситуация. По данным мировой статистики, число детей с избыточным весом с каждым годом увеличивается на 400 000. При анализе результатов опроса обучающихся «Что я знаю о правильном питании?», проведённого в школе, выяснилось, что две трети опрошенных не осведомлены о правилах и гигиене питания, подавляющее большинство их не соблюдает. Кроме того, большинство ребят не знает о полезных и вредных свойствах некоторых продуктов. Отсутствие этой информации, нерациональный режим и дневной рацион питания могут влиять на увеличение веса.

Проблема проекта. Отсутствие у школьников доступной информации о здоровом питании не позволяет им сформировать рациональный режим и дневной рацион здорового питания.

Цель проекта. Изготовить плакаты о здоровом питании, чтобы проинформировать обучающихся нашей школы.

Проектный продукт. Плакаты о здоровом питании.

Технологическая карта проектного модуля

Этап проектной деятельности Номер урока Цель урока Проектный продукт урока Средства (дидактические, материальные, технические и другие ресурсы) Задание на дом
Актуализация. Проблематизация 1 1. Определить, с чего начинается работа над проектом.
2. Определить, какую ситуацию называют проблемной.
3. Выявить и зафиксировать противоречие.
4. Сформулировать проблему, тему проекта.
5. Составить и зафиксировать алгоритм формулировки проблемы
1. Определено, что работа над любым проектом начинается с анализа ситуации.
2. Определено, что проблемная ситуация это ситуация, в основе которой лежит противоречие.
3. Выявлено и зафиксировано противоречие мы хотим придерживаться рационального режима и дневного рациона здорового питания, но не имеем нужной информации об этом.
4. Сформулирована проблема проекта отсутствие у школьников доступной информации о здоровом питании не позволяет им составить рациональный режим и дневной рацион здорового питания. Сформулирована тема проекта — «Здоровое питание».
5. Выведен и зафиксирован алгоритм формулировки проблемы
Задание «Формулирование проблемы», проектная тетрадь, презентация
Целеполагание. Концептуализация 2 1. Определить, что будет проектным продуктом.
2. Сформулировать цель проекта.
3. Составить и зафиксировать алгоритм формулировки цели и определения проектного продукта
1. Определён продукт проекта — плакаты о здоровом питании.
2. Сформулирована цель проекта — изготовить плакаты о здоровом питании, чтобы проинформировать обучающихся нашей школы.
3. Выведен и зафиксирован алгоритм формулировки цели и определения проектного продукта
Задания: «Формулирование цели и определение проектного продукта», «Критерии оценки проектного продукта»; проектная тетрадь; презентация Перечислить все возможные признаки (критерии) будущего продукта
Моделирование. Планирование 3, 4 1. Сформулировать критерии оценки проектного продукта.
2. Составить и зафиксировать алгоритм формулировки критериев проектного продукта.
3. Составить план деятельности в проекте.
4. Составить и зафиксировать алгоритм составления плана
1. Сформулированы критерии оценки проектного продукта.
2. Выведен и зафиксирован алгоритм формулировки критериев проектного продукта.
3. Составлен план деятельности в проекте.
4. Выведен и зафиксирован алгоритм составления плана
Задания: «Формулировка критериев оценки проектного продукта», «Составление плана»; проектная тетрадь; презентация 1.Заполнить колонку в таблице «Другие ресурсы».
2. Подготовить данные ресурсы
Реализация 5, 6 1. Разделиться на группы для изготовления плакатов.
2. Изготовить проектные продукты — плакаты о здоровом питании: каждая группа по четыре человека должна изготовить плакат формата А2 на тему, связанную со здоровым питанием.
3. Ознакомиться с алгоритмом проведения презентации и подготовиться к представлению проектного продукта, выполненного каждой группой
1. Каждой группой изготовлен один плакат для общей серии плакатов.
2. Обсуждён и зафиксирован алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта
Проектная тетрадь; задания: «Работа с информацией», «Подготовка и проведение презентации проектного продукта»; листы формата А2; кейсы для каждой группы с информацией на одну из тем, связанных со здоровым питанием: «Фрукты — полезные продукты»; «Самые полезные овощи»; «10 продуктов для ума, необходимых школьнику»; «Вкусные, но вредные продукты»; «Правила питания»; ножницы, клей, карандаши 1. Закончить изготовление плаката каждой группой.
2. Подготовиться к проведению презентации
Реализация (социализация). Оценка 7 1. Провести презентации проектных продуктов, выполненных каждой группой.
2. Провести оценку презентаций плакатов, выполненных каждой группой
1. Проведена презентация плакатов, выполненных каждой группой.
2. Проведена оценка презентаций плакатов
Плакаты, выполненные каждой группой; тетрадь проекта; задание «Оценка презентации»
Оценка. Рефлексия 8 1. Оценить проектный продукт каждой группы — плакат.
2. Вывести и зафиксировать алгоритм оценки проектного продукта.
3. Оценить собственную проектную деятельность.
4. Вывести и зафиксировать алгоритм рефлексии
1.Выполнена оценка плакатов.
2. Выведен и зафиксирован алгоритм подготовки и презентации проектного продукта.
Готовый проектный продукт — плакаты о здоровом питании; проектная тетрадь; задания «Оценка проектного продукта», «Рефлексия проектной деятельности»; алгоритм проектной деятельности; презентация


Задания к проектному модулю, формирующие при помощи учителя проектные действия на минимальном базовом уровне (с опорой на систему наводящих вопросов, инструкций)

Этап образовательной деятельности: 5 класс (первый модуль) — разработка алгоритмов выполнения проектных действий и цикла проектной деятельности в целом.

Задание «Формулирование проблемы»

Этап проектной деятельности: проблематизация. Проектное действие: формулирование проблемы.

Цель: составить и зафиксировать алгоритм формулирования проблемы, сформулировать проблему в данном проекте.

Учебная дисциплина: технология.

Форма выполнения задания: весь класс.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта.

Описание задания

1. Рассмотрите иллюстрацию, ознакомьтесь с данными статистики и опроса.



По данным статистики, число детей, заболевших ожирением, с каждым годом увеличивается на 400 000.

Результаты опроса «Что я знаю о правильном питании?».



Опишите в тетради проекта существующее в данный момент (фактическое) состояние ситуации. (Например. Дети обычно любят есть вкусные, но неполезные продукты, питаются часто (или редко), съедают много и от этого полнеют, т. е. не знают правил здорового питания и не соблюдают их.

Определите, что хотелось бы предпринять в данной ситуации? (Например. Хотелось бы, чтобы у детей была информация о здоровом питании (продуктах, режиме питания) и чтобы они были здоровы.)

Сравните желаемое и фактическое состояния, выявите, в чём они не совпадают, т. е. определите противоречие.

Ознакомьтесь с определением (вывести слайд мультимедийной презентации) понятия «противоречие».

Противоречие — такое положение, при котором либо один факт окружающей действительности исключает другой, либо наблюдается несоответствие фактического состояния окружающей действительности желаемому (необходимому). (Противоречие. Мы хотим соблюдать рациональный режим и дневной рацион здорового питания, но у нас нет информации (напоминания) о здоровом питании, которая всегда могла бы быть перед глазами.)

Скажите, отсутствие какого фактора определяет наличие противоречия в данной ситуации. (Фактор — наличие в здании школы доступной всем школьникам информации о здоровом питании.)

Ознакомьтесь с определением понятия «проблема» (вывести слайд мультимедийной презентации).

Проблема — зафиксированное отсутствие (недостаток) чего-либо (какого-либо фактора), расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации.

Сформулируйте проблему как отсутствие (недостаток) выявленного фактора, приводящее к наличию противоречия. Используйте слова-подсказки «у нас отсутствует... поэтому...» или «ребята недостаточно... поэтому...». (Проблема. Отсутствие у школьников доступной информации о здоровом питании не позволяет им составить рациональный режим и дневной рацион пи тания. )

Запишите сформулированную проблему в тетрадь проекта.

2. Ознакомьтесь с алгоритмом.



Алгоритм анализа ситуации и формулирования проблемы

1. Ознакомиться с ситуацией (прочитать текст, рассмотреть иллюстрацию или фрагмент окружающей действительности).

2. Вычленить, зафиксировать письменно или устно наиболее существенные элементы ситуации.

3. Определить фактическое (существующее на данный момент), не устраивающее нас по каким-либо признакам, особенностям, характеристикам состояние элементов ситуации.

4. Определить желаемое или требуемое состояние элементов ситуации (то, как хотелось бы, чтобы было в данной ситуации). 

5. Сравнить желаемое и фактическое состояния элементов ситуации — выявить и сформулировать противоречие как различие (несоответствие) между реальным и желаемым состояниями конкретного элемента данной ситуации.

6. Определить, отсутствие какого фактора определяет наличие противоречия в данной ситуации.

7. Сформулировать (зафиксировать) проблему как отсутствие (недостаток) выявленного фактора, приводящее к наличию противоречия.



Вспомните, совершали ли мы эти шаги при разборе ситуации, предложенной на картинках.

Что мы получили в результате выполнения этих шагов? (Сформулировали проблему.)

Задание «Формулирование цели и определение проектного продукта»

Этап проектной деятельности: целеполагание.

Проектное действие: формулирование цели и определение проектного продукта.

Цель: составить и зафиксировать алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта, сформулировать цель работы и определить проектный продукт в данном проекте.

Форма выполнения задания: весь класс.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания

1. Пользуясь тетрадью проекта, назовите сформулированную проблему. (Отсутствие у школьников доступной информации о здоровом питании не позволяет им составить рациональный режим и дневной рацион здорового питания.)

Что поможет нам решить проблему? Какой предмет, объект способны донести информацию о здоровом питании? (Брошюры, памятки, плакаты.) 

Какой из указанных объектов будет наиболее доступен всем учащимся в здании школы в качестве источника информации? (Плакат о здоровом питании.)

Ознакомьтесь с определением понятия «плакат» (показать на слайде или доске).

Плакат — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровождающееся кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

Зафиксируйте в проектной тетради формулировку проектного продукта.

Какие действия по получению продукта мы можем предпринять? Что мы можем сделать, чтобы у нас появились плакаты? (Купить, изготовить самостоятельно.)

Какие из указанных выше действий мы можем осуществить без привлечения дополнительных ресурсов? (Изготовить самостоятельно.)

Сформулируем цель проекта.

Ознакомить с определением понятия «цель» (показать на слайде или доске).

Цель — сформулированный способ решения проблемы, ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»

При формулировке этого понятия можно использовать слова-подсказки: «разработать», «создать», «изготовить», «сделать».

(Цель. Изготовить плакаты о здоровом питании, чтобы проинформировать обучающихся нашей школы.)

Зафиксируйте сформулированную цель в тетради проекта.

2. Внимательно прочитайте алгоритм и вспомните, совершали ли мы эти шаги при обсуждении проблемы.



Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта

1. Воспроизвести сформулированную проблему как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации.

2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), решающие проблему.

3. Выбрать из вариантов и сформулировать конечный результат (продукт).

4. Выявить возможные действия по достижению результата (получению продукта).

5. Выбрать конкретное действие, которое приведёт к конечному результату.

6. Зафиксировать формулировку цели как способа решения проблемы, ответив на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»



Задание «Критерии оценки проектного продукта»

Этап проектной деятельности: моделирование.

Проектное действие: формирование умения формулировать критерии оценки проектного продукта.

Цель: составить и зафиксировать алгоритм формулирования критериев оценки проектного продукта, сформулировать критерии оценки ожидаемого проектного продукта.

Форма выполнения задания: весь класс.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания

1. Что нам предстоит сделать, когда работа будут завершена? (Оценить результат нашей работы, продукт проекта.)

Как мы сможем по окончании проекта оценить, что получили именно тот проектный продукт, который запланировали? (Сравнитъ результат по каким-то показателям, признакам, которые мы заранее определили.)

Ознакомить с определением понятия «признак» (показать на слайде или доске).

Признак — та сторона в предмете или явлении, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, знаком.

Найдите в тетради проекта описание проектного продукта. Перечислите все возможные признаки плаката о здоровом питании. (Например. Содержательность (наличие информации по теме проекта), краткость, конкретность, достоверность, понятность текста, возможность практического использования советов, рекомендаций, изображений (фотографии, картинки'), цветной, красивый, большой.)

Подумайте, все ли признаки нам могут пригодиться для оценки проектного продукта. (Нет, не все, например такой признак, как «красивый», измерить трудно, так как понятие о красоте у всех разное. И т. п.)

Признаки, по которым мы можем дать оценку чему-либо, называют критериями.

Выберите из перечня признаков те, с помощью которых мы в конце проекта сможем оценить проектный продукт «плакат», и которые будут являться критериями оценки. (Содержательность (наличие информации по теме проекта), конкретность, достоверность, понятность текста, возможность практического использования, применения советов, рекомендаций, содержит изображения (фотографии, рисунки), выполнены в цвете.)

Зафиксируйте полученный список в тетради проекта.

Каждый критерий может быть представлен полностью (например, вся информация сообщает нам о здоровом питании), представлен частично (только часть информации о здоровом питании) или не представлен совсем (информация на плакате не относится к теме здорового питания).

Наличие в продукте того или иного критерия называется степенью проявления критерия (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует). Кроме того, каждой степени проявления критерия можно начислить определённое количество баллов: соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует (например, соответствует полностью — 2 балла, соответствует частично — 1 балл, не соответствует - 0 баллов).

Для удобства использования в проекте все критерии и степень их проявления в баллах можно занести в таблицу. Зафиксируйте её в своих тетрадях проекта.

Критерии и степень их проявления

Критерий Степень проявления, баллы
полная — 2 частичная — 1 отсутствие — 0
Содержательность (наличие информации по теме проекта)
Конкретность
Достоверность
Понятность текста
Возможность практического применения
Содержит изображения (фотографии, рисунки и т. п.)
Выполнен в цвете


2. Внимательно прочитайте алгоритм разработки критериев проектного продукта. Вспомните, какие шаги вы совершали.



Алгоритм разработки критериев проектного продукта

1. Определить проектный продукт, для оценки которого будут составлены критерии.

2. Перечислить все возможные признаки проектного продукта.

3. Отобрать из этого списка те признаки, которые будут являться критериями для оценки данного проектного продукта.

4. Зафиксировать полученный список.

5. Определить степень проявления критерия (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.



Задание «Составление плана»

Этап проектной деятельности: планирование.

Проектное действие: формирование умения составлять план предстоящей деятельности.

Цель: определить и зафиксировать алгоритм составления плана, разработать план деятельности в проекте.

Форма выполнения задания: весь класс.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания

1. Представить слайд с фрагментами текста.

1) Найти информацию о...

2) Проанализировать информацию...

3) Выбрать...

4) Распределить роли...

5) Создать...

6) Оценить...

Как можно назвать такой текст? (Это действия, выстроенные в определённом порядке, чтобы что-то сделать, чтобы что- то получилось.)

Как в целом можно назвать такие действия? (Порядок, план.)

Ознакомить с определением понятия «план» (показать на слайде или доске).

План — порядок действий, составленный заранее для достижения какой-либо цели.

Любая деятельность (написание сочинения, приготовление кулинарного блюда, экскурсия, решение математического уравнения, доказательство теоремы, выращивание растения) приведёт к более качественному результату, если будет составлен чёткий и понятный план.

Что следует сделать в начале составления плана? (Определить действия, шаги, которые нужно совершить, чтобы достичь цели, записать их по порядку.)

Почему, по-вашему, следует записать все действия? (Чтобы не забыть и при необходимости обратиться к перечню действий, дать возможность пользоваться им другим людям, контролировать свою деятельность.)

Какие ресурсы нам могут потребоваться для выполнения конкретного действия? (Люди, материалы, информация.) 

(Средства, которые мы собираемся использовать для выполнения действий, называются ресурсами.)

Показать и прокомментировать слайд с видами ресурсов:

- людские (ответственные за выполнение действия);

- временные (сроки исполнения действия);

- информационные (информация, содержание разработки);

- материальные (материалы, инструменты, оборудование, вещи).

Каким образом можно зафиксировать наши действия и ресурсы, чтобы было удобно ими пользоваться при реализации деятельности? (Представить в виде схемы, таблицы и т. п.)

Зафиксируйте в тетрадях проекта формат плана деятельности.

Действие Ресурсы Результат
Срок Ответственные за действие Другие ресурсы


Как вы думаете, почему важно указать срок? (Чтобы контролировать свою деятельность по времени и закончить работу в срок.)

Почему важно указать ответственных за каждое действие? (Чтобы знать, кто что будет делать и за что отвечать.)

Важно ли нам определить, каким результатом заканчивается каждое действие? Почему это важно? (Мы будем знать, с чего начинать следующее действие. Возможно, его нужно будет изменить, если предыдущий результат нас не устроит.)

2. Разделитесь на три группы и получите задание.

Задание для групп

Заполнить план по образцу в виде таблицы. По окончании заполнения плана в группах будет проводиться обсуждение и формирование единого плана проекта.

Вариант заполнения плана
Действие Ресурсы Результат
Срок Ответственные за действие Другие ресурсы
1. Разработать макеты плаката 5-й урок (1-я половина) Группы 1, 2, 3 (в группах — распределение участников) Макеты плакатов
2. Собрать, обработать и проанализировать информацию по теме проекта 5-й урок (1-я половина) Группы 1, 2, 3 (в группах — распределение участников) Текст плаката
3. Подобрать иллюстрации к теме плаката 5-й урок (1-я половина) Группы 1, 2, 3 (в группах — распределение участников) Иллюстрации (фотографии, рисунки)
4. Отобрать необходимое количество материалов в соответствии с макетом плаката 5-й урок (2-я половина) Группы 1, 2, 3 (в группах — распределение участников) Объём необходимого материала
5. Подготовить выбранные материалы (вырезать, раскрасить и т. д.) 5-й урок (2-я половина) Группы 1, 2, 3 (в группах — распределение участников) Готовые для сборки материалы
6. Собрать все подготовленные материалы на плакате 6-й урок (1-я половина) Группы 1, 2, 3 (в группах — распределение участников) Подготовленный плакат
7. Подготовиться к презентации плакатов 6-й урок (2-я половина) Группы 1, 2, 3 (в группах — распределение участников) Публичное выступление при защите плаката
8. Презентовать плакаты 7-й урок (1-я половина) Группы 1, 2,3 (в группах — распределение участников) Презентация плаката. Оценка публичного выступления
9. Оценить плакаты 7-й урок (2-я половина) Группы 1, 2,3 Оценка плаката


3. Внимательно прочитайте алгоритм составления плана. Вспомните, какие шаги вы совершали.



Алгоритм составления плана

1. Определить действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели.

2. Последовательно записать эти действия в таблицу.

3. Указать срок, который необходим, чтобы каждое действие было завершено.

4. Назначить ответственных за каждое действие и записать их имена или номер (название) группы в таблицу (если деятельность коллективная).

5. Определить перечень остальных ресурсов (материальных, информационных и т. д.), необходимых для осуществления данного действия.

6. Определить результат каждого действия.



Задание «Работа с информацией»

Этап проектной деятельности: реализация.

Проектное действие: формирование умения собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию.

Цель: составить и зафиксировать алгоритм работы с информацией.

Форма выполнения задания: весь класс, в группах.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания

1. Для выполнения нашего проекта необходимо собрать информацию. Для чего мы это делаем? (Для формирования содержания плакатов о здоровом питании.)

Где, в каких источниках мы будем искать информацию? (Учебник, Интернет, материалы учителя.)

Задание для каждой группы

1) Собирать информацию из кейсов на одну из тем, связанных со здоровым питанием. Источники: Интернет, учебник.

1- я группа — «Вкусные, но вредные продукты», «10 продуктов для ума, необходимых школьнику».

2- я группа — «Самые полезные овощи», «Фрукты — полезные продукты».

3- я группа - «Правила питания», «Гигиена питания».

2) Проанализировать собранную информацию: определить главное и существенное, выделить смысловые части, выявить причинно-следственные связи.

3) Сформулировать выводы на основе проведённого анализа информации.

4) Зафиксировать собранную информацию (тексты, изображения и т. и.).

2. Внимательно прочитайте алгоритм работы с информацией. Вспомните, какие шаги вы совершали.



Алгоритм составления плана

1. Сформулировать цель работы с информацией (для чего?).

2. Определить источники информации (где?).

3. Определить методы сбора информации (как?).

4. Осуществить поиск и сбор информации.

5. Проанализировать информацию — определить главное и существенное, выделить смысловые части, выявить причинно-следственные связи.

6. Интерпретировать информацию — сформулировать выводы на основе проведённого анализа.



Задание «Подготовка и проведение презентации проектного продукта»

Этап проектной деятельности: реализация (социализация).

Проектное действие: формирование умения выполнять подготовку и защиту (презентацию) проектного продукта.

Цель: составить и зафиксировать алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта.

Форма выполнения задания: весь класс, в группах.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания

1. Какие материалы для описания проектного продукта вы собирали? (Каждая группа подбирала материал согласно своей цели работы:

• 1-я группа — список наиболее часто употребляемых вкусных сладких продуктов, информация о том, чем и в каких количествах они опасны;

• 2-я группа — перечень самых полезных фруктов, информация о том, чем они полезны, как их правильно употреблять в пищу;

• 3-я группа — определение понятия «гигиена питания», её составляющие, правила питания школьников в зависимости от их возраста.)

Какую форму представления (презентации) информации по своей теме вы выберете? (Устное выступление и демонстрация плакатов.)

Какой вид будут иметь демонстрационные материалы для представления проектных продуктов? (Готовые оформленные плакаты в бумажном виде.)

Как вы думаете, имеет ли значение качество выступления? (Имеет.)

Что необходимо сделать, чтобы выступление было убедительным и мы могли его оценить? (Разработать критерии оценки публичного выступления.)

Задание каждой группе: предложите варианты критериев оценки.

Проведение общего обсуждения, формирование общего перечня критериев. (Например, полнота и ясность представления материала, умение отвечать на вопросы по излагаемому материалу, выразительность речи, соблюдение регламента выступления.)

Задание для групп

1) Подготовить устное выступление для защиты проектного продукта, используя памятку «Готовимся к защите»:

1. Тема нашего проекта.

2. Цель нашего проекта.

3. Продукт нашего проекта.

4. Мы представляем продукт нашего проекта.

5. Наш продукт можно использовать... (продвижение проекта).

2) Провести презентацию проектного продукта, ответить на вопросы.

3) Оценить проведённую презентацию (самооценка, взаимооценка) в соответствии с критериями (вывести на слайд критерии оценки презентации).

Оценка публичного выступления

Критерий Степень проявления, баллы
0 1 2
Полнота представления материала
Ясность представленного материала
Умение отвечать на вопросы
Выразительность речи
ВСЕГО


2. Внимательно прочитайте алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта. Вспомните, какие шаги мы совершали при выполнении упражнения.



Алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта

1. Сформировать содержание для представления проектного продукта.

2. Выбрать формы презентации в соответствии с предметным содержанием и видом проектного продукта.

3. Подготовить демонстрационные материалы.

4. Разработать критерии публичного выступления.

5. Подготовить устное выступление для защиты проектного продукта: комментарии, аргументация позиции.

6. Провести презентацию: представить проектный продукт, ответить на вопросы.



Задание «Оценка проектного продукта»

Этап проектной деятельности: оценка.

Проектное действие: формирование умения оценивать проектный продукт.

Цель: составить и зафиксировать алгоритм оценки проектного продукта, оценить проектные продукты.

Форма выполнения задания: весь класс, по группам.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания

1. Как определить, тот ли проектный продукт, который был запланирован, мы создали? (Посмотреть, оценить, соответствует ли он разработанным критериям.)

Как определить, обладает ли проектный продукт запланированными качествами? (Оценить его по критериям, которые мы разработали, когда создавали образ продукта, и сделать вывод о наличии этих качеств.)

Мы сейчас говорим о действиях по оцениванию нашего проектного продукта. (Вывести слайд с определением понятия «оценка».) 

Оценка — мнение, суждение кого-либо, высказанное о качествах чего-либо.

Произвести оценку — установить соответствие чего-либо определённым требованиям, критериям.

Задание для групп

1) Провести сравнение представленного проектного продукта с запланированным проектным продуктом, используя разработанные критерии.

2) Зафиксировать полученные результаты в проектной документации: заполнить таблицу оценки, подсчитать баллы.

3) Сформулировать и представить мнение группы по результатам оценки. (Например, продукт 2-й группы — плакат ... - полностью соответствует запланированным критериям. Продукты 1-й и 3-й групп соответствуют частично, так как...)

2. Ознакомьтесь с предложенным алгоритмом, вспомните, совершали ли мы эти шаги в нашей работе.



Алгоритм оценки проектного продукта

1. Ознакомиться с представленным (созданным) проектным продуктом.

2. Провести сравнение характеристик созданного проектного продукта с характеристиками запланированного проектного продукта по заранее сформулированным критериям.

3. Зафиксировать полученные результаты сравнения (в количественном виде).

4. Сформулировать вывод о соответствии (несоответствии) созданного проектного продукта запланированному проектному продукту.



Задание «Рефлексия проектной деятельности»

Этап проектной деятельности: рефлексия.

Проектное действие: формирование умения проводить рефлексию проектной деятельности (анализировать проектную деятельность). 

Цель: составить и зафиксировать алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности, провести рефлексию деятельности в данном проекте.

Форма выполнения задания: весь класс, в группах.

Средства: слайды мультимедийной презентации, тетрадь проекта, раздаточные листы с алгоритмом.

Описание задания

1. Мы закончили проект. Оценили результат проекта — проектные продукты. Что ещё может быть результатом проекта? Научились ли вы чему-то новому, работая над проектом? (Научились выявлять проблему, формулировать цель, разрабатывать ожидаемый проектный продукт и критерии его измерения, план деятельности в проекте, создавать проектный продукт, взаимодействовать между собой, оценивать результаты проекта.)

Всё то, чему мы научились, тоже является результатом проекта. Можем ли мы измерить наши умения и навыки проектной деятельности? Что нам для этого необходимо? (Можем, если сформулируем критерии, по которым можно будет определить, есть у нас эти умения и навыки.)

То, что мы сейчас делаем и будем продолжать делать, называется рефлексией (Вывести слайд с определением понятия «рефлексия»).

Рефлексия — это самоанализ деятельности и её результатов.

Учащиеся работают в группах. Каждый ученик получает таблицу для осуществления рефлексии деятельности в проекте (первая графа с проектными действиями не заполнена) и набор отдельных листков (стикеров), на каждом из которых записаны по-одному все проектные действия.

Задания для групп

1) Вспомнить последовательность проектных действий, которые мы осуществляли в проекте «Здоровое питание».

2) Обсудить и разложить в нужной последовательности листки с названиями проектных действий, указанных в первой графе своих таблиц.

3) Представить результаты классу, обсудить их.

4) Прикрепить листки с названиями проектных действий в свои таблицы (или записать их).

5) Осуществить рефлекцию своей деятельности — поставить в таблице напротив каждого проектного действия соответствующее количество баллов. 

Вместо листков текст с перечислением проектных действий можно представить в виде слайда презентации или на смарт-доске (в виде таблицы).

Рефлексия проектной деятельности

Действие Выполнение действия
Я знаю, как выполнять действие, но выполнить его могу только с чьей-либо помощью — 1 балл Я знаю, как выполнять действие, и выполняю его на практике, хотя мне нелегко — 2 балла Я знаю,как выполнять действие, и выполняю его на практике легко, без затруднений — 3 балла
Выявление и формулирование проблемы
Формулирование цели
Определение ожидаемого проектного продукта
Определение критериев оценки проектного продукта
Планирование действий по разработке проектного продукта
Реализация плана деятельности
Корректировка плана
Подготовка к презентации проектного продукта
Оценивание проектного продукта


2. Внимательно прочитайте алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности. Вспомните, какие шаги мы совершали при выполнении последнего задания.



Алгоритмосуществления рефлексии проектной деятельности

1. Вспомнить все этапы проектной деятельности.

2. Оценить по определённым критериям проектную деятельность.

3. Зафиксировать полученные результаты оценки в проектной документации: заполнить таблицу оценки, подсчитать баллы.

4. Сформулировать вывод об успешности проектной деятельности.



Пример проектного продукта «Плакат о здоровом питании»





Наверх