Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Метапредметные результаты образовательной деятельности сформулированы в виде системы умений, в основе которых лежит способность обучающихся осуществлять деятельность по приобретению знаний и применению этих знаний в различных учебных и жизненных ситуациях (учебная деятельность). В психологии понятие «умение» отождествляется с понятием «действие» и связывается с приобретёнными способностями, сводится к готовности человека к деятельности или к системе действий с учётом цели. Учёные-педагоги в своих работах рассматривают умения как:

а) практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний;

б) компонент деятельности, в котором воплощаются знания и навыки;

в) способность использовать знания в теоретической и практической деятельности.

Согласно теории деятельности психолога А. Н. Леонтьева, человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в учебных, деятельность общения — в актах общения, проектная деятельность — в проектных действиях и т. д. При этом действие — процесс, подчинённый сознательной цели и предполагающий получение определённого промежуточного результата. Вместе с тем одно и то же действие может осуществляться в разных видах деятельности, переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную самостоятельность.

Умение выполнять проектные действия при реализации проектной деятельности составляет проектную компетентность школьников. Основы проектной компетентности закладываются уже в начальной школе при овладении универсальными учебными действиями. Именно в этот период формируются умения ставить цель, планировать деятельность, осуществлять коммуникации с другими людьми, в первую очередь со сверстниками. Младший школьник осваивает действия, позволяющие осуществлять учебную деятельность с различным предметным содержанием. При этом осознанное отношение к проектной деятельности у школьника и его проектная компетентность формируются лишь на этапе основной школы.

Формирование проектной компетентности школьника осуществляется от этапа его заинтересованности (мотивированности) выполнить проектное действие в первый раз к этапам освоения способов выполнения этих действий (к освоению алгоритмов этих действий), а развитие навыка их выполнения происходит благодаря системно организованной проектной деятельности, например в условиях проектно-дифференцированного обучения (ПДО). Проектно-дифференцированное обучение представляет собой дидактическую систему, ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника и основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках (при изучении разных предметных областей) с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам. При этом результат учебной деятельности является системообразующим фактором в системе образования. Отметим, что при выполнении комплекса проектных действий, направленных на самостоятельное решение нестандартных задач на уроке под руководством учителя, принято говорить о проектной форме учебной деятельности. А в ситуации, где школьники сами ставят цели своего проектирования, и новые способы деятельности превращаются в средства решения проблем, говорят о собственно проектировании — проектной деятельности.

В основе проектно-дифференцированного обучения лежит идея системно-деятельностного подхода о том, что знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.

Таблица 1

Уровневая модель проектной компетентности обучающихся

Критерий (проектные действия) Уровень сформированности
Минимальный базовый (индивидуально/фронтально/ совместно с группой по инструкции учителя) Базовый (в группе/ индивидуально с использованием алгоритма-памятки) Повышенный (самостоятельно в группе)/ высокий (самостоятельно индивидуально) при консультировании учителя по запросу
Поведенческие индикаторы
1. Умение проектировать деятельность
1.1. Анализ и обработка информации Осуществляет сбор информации, проводит обработку и анализ информации с опорой на систему наводящих вопросов учителя Осуществляет сбор, обработку и анализ информации, в том числе с использованием ресурса группы Организует индивидуальный информационный поиск, определив способы поиска информации и виды источников; предлагает и использует различные способы обработки, анализа и систематизации данных без использования алгоритмов-памяток и инструкций
1.2. Формулировка проблемы Формулирует противоречие и на его основании проблему с опорой на систему наводящих вопросов Формулирует противоречие и на его основании проблему, в том числе с использованием ресурса группы Самостоятельно формулирует противоречие и на его основании проблему без использования алгоритмов-памяток и инструкций
1.3. Постановка цели проектной деятельности Формулирует цель проектной деятельности с опорой на систему наводящих вопросов Формулирует цель проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы Самостоятельно формулирует цель проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций
1.4. Проектирование ожидаемого продукта Описывает ожидаемый продукт и критерии его оценки с опорой на систему наводящих вопросов Описывает ожидаемый продукт и критерии его оценки, в том числе с использованием ресурса группы Самостоятельно описывает ожидаемый продукт и критерии его оценки без использования алгоритмов-памяток и инструкций
1.5. Планирование проектной деятельности Составляет план проектной деятельности с опорой на систему наводящих вопросов Составляет план проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы Самостоятельно составляет план проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций
2. Умение организовать и регулировать проектную деятельность
2.1. Реализация проектной деятельности Реализует деятельность по разработанному плану, участвует в заполнении проектной документации Реализует деятельность по плану, в том числе выполняя индивидуальные проектные задания в группе, заполняет проектную документацию (проектный дневник, отчёт) Реализует индивидуальную проектную деятельность по содержанию и по времени, готовит проектную документацию по проделанной работе
2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности Осуществляет контроль и корректировку плана проектной деятельности с опорой на систему наводящих вопросов Осуществляет контроль и корректировку плана проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы Самостоятельно осуществляет контроль и корректировку плана проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций
2.3. Оценка проектного продукта и рефлексия проектной деятельности Осуществляет оценку проектного продукта и рефлексию проектной деятельности под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов Осуществляет оценку проектного продукта и рефлексию проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы Самостоятельно осуществляет оценку проектного продукта и рефлексию проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций
3. Умение применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности
3.1. Владение предметным содержанием проекта Слабо или средне владеет предметным содержанием проекта, допускает ошибки Свободно владеет предметным содержанием проекта, допускает незначительные ошибки или работает без ошибок, но не выходит за рамки предметной области Создаёт в ходе проектной деятельности новый интеллектуальный продукт путём интегрирования знаний из разных предметных областей
3.2. Использование предметных способов действий Принимает предметные способы действия, предложенные учителем, или определяет их при помощи учителя Может определить, оценить и изменить необходимые предметные способы действия из тех, которыми владеет, в том числе с использованием ресурса группы Самостоятельно на основе анализа выбирает альтернативные способы действия, в том числе выходя за пределы предметной области
4. Умение осуществлять коммуникативные действия в проектной деятельности
4.1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Выполняет порученную групповую роль и обязанности, оказывает помощь и поддержку, слушает не перебивая (пассивный исполнитель) Проявляет постоянную и устойчивую активность в сотрудничестве, согласовывает свои действия, договаривается и приходит к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, спорит без агрессии (активный исполнитель) Находит партнёров для осуществления проекта, определяет общую цель, пути её совместного достижения, распределяет функции и роли в совместной деятельности, в групповой деятельности конструктивно управляет разрешением конфликтов, мирит других (лидер)
4.2. Защита проектного результата Проводит защиту в соответствии с разработанными критериями, обращаясь к составленному тексту, при ответах на вопросы повторяет нужный фрагмент своего выступления Проводит защиту в соответствии с разработанными критериями, обращаясь к тексту, составленному с помощью группы, в ответ на заданные вопросы даёт объяснения или дополнительную информацию Проводит защиту в соответствии с критериями, разработанными без использования алгоритмов-памяток и инструкций, обращаясь к самостоятельно составленному тексту, при ответах на вопросы приводит развёрнутую сильную аргументацию, умеет защищать свою позицию


Для более ясного (хотя и достаточно упрощенного) понимания того, что входит в понятие проектной компетентности, в проектно-дифференцированном обучении используется уровневая модель (с. 12—15, табл. 1), сформированная на основании следующих критериев:

1) соответствие психолого-возрастным особенностям выпускника основной школы;

2) уровневость освоения текущих учебных результатов;

3) системность: модель включает в себя область компетентности, уровни Сформированности проектных действий, показатели — поведенческие индикаторы;

4) измеримость (возможность измерить компетентность ученика и определить уровень ее сформированности);

5) доступность (понятность) для воспроизведения информации, заложенной в модели, и исследования Сформированности проектных компетенций конкретного ученика.

Анализ модели проектной компетентности выпускника основной школы показывает, что овладение чётко определённой последовательностью шагов в том или ином проектном действии обеспечивает успех в реализации проектной деятельности. Шаги каждого проектного действия (алгоритмы) чётко определены, следуют один за другим в строгом порядке и имеют свою конечную точку, что позволяет получить необходимый результат. При этом их алгоритм можно использовать при реализации проектной деятельности в рамках других учебных предметов. При этом степень самостоятельности выполнения проектных действий и способ организации проектной деятельности (совместно с группой или индивидуально) определяют уровень проектной компетентности.

Минимальный базовый уровень проектной компетентности демонстрируют учащиеся, выполняющие проектные действия при помощи учителя (с опорой на систему наводящих вопросов). Учащиеся с базовым уровнем должны уметь выполнять определённые инструкции, работать по алгоритму (памятке), к которому они могут обратиться в любой момент. Учащиеся с повышенным уровнем способны, объединившись в группу и распределив обязанности, самостоятельно разработать и реализовать проект. Самостоятельная разработка проекта характеризуется пониманием учащимися последовательности шагов — этапов проектной деятельности и взаимосвязи совершаемых действий. Например, цель является обратной стороной проблемы и формулируется после её определения с использованием тех же слов и словосочетаний. Таким образом, с 5 по 7 класс учащиеся постепенно переходят от осуществления действий при помощи учителя к совместной проектной деятельности в группе, которая является для них дополнительным ресурсом при реализации проекта (рисунок).


Уровневая дифференциация сформированности проектных и исследовательских действий

В 8—9 классах обучающиеся должны уметь индивидуально разрабатывать и реализовывать проект, несмотря на то что их проектная компетентность может находиться как на базовом, так и на высоком уровне сформированности. Свободное самостоятельное выполнение проектной деятельности определяет высокий уровень сформированности проектной компетентности отдельного ученика. Во многом этот результат зависит от того, как была организована их проектная деятельность в 5—7 классах.

Таким образом, выделение уровней сформированности проектной компетентности учащегося позволяет организовать его обучение на индивидуальном посильном уровне и обеспечить при этом постоянное его пребывание в зоне ближайшего развития.



Наверх