Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Метапредметные результаты образовательной деятельности сформулированы в виде системы умений, в основе которых лежит способность обучающихся осуществлять деятельность по приобретению знаний и применению этих знаний в различных учебных и жизненных ситуациях (учебная деятельность). В психологии понятие «умение» отождествляется с понятием «действие» и связывается с приобретёнными способностями, сводится к готовности человека к деятельности или к системе действий с учётом цели. Учёные-педагоги в своих работах рассматривают умения как:
а) практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний;
б) компонент деятельности, в котором воплощаются знания и навыки;
в) способность использовать знания в теоретической и практической деятельности.
Согласно теории деятельности психолога А. Н. Леонтьева, человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность — в учебных, деятельность общения — в актах общения, проектная деятельность — в проектных действиях и т. д. При этом действие — процесс, подчинённый сознательной цели и предполагающий получение определённого промежуточного результата. Вместе с тем одно и то же действие может осуществляться в разных видах деятельности, переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая таким образом свою относительную самостоятельность.
Умение выполнять проектные действия при реализации проектной деятельности составляет проектную компетентность школьников. Основы проектной компетентности закладываются уже в начальной школе при овладении универсальными учебными действиями. Именно в этот период формируются умения ставить цель, планировать деятельность, осуществлять коммуникации с другими людьми, в первую очередь со сверстниками. Младший школьник осваивает действия, позволяющие осуществлять учебную деятельность с различным предметным содержанием. При этом осознанное отношение к проектной деятельности у школьника и его проектная компетентность формируются лишь на этапе основной школы.
Формирование проектной компетентности школьника осуществляется от этапа его заинтересованности (мотивированности) выполнить проектное действие в первый раз к этапам освоения способов выполнения этих действий (к освоению алгоритмов этих действий), а развитие навыка их выполнения происходит благодаря системно организованной проектной деятельности, например в условиях проектно-дифференцированного обучения (ПДО). Проектно-дифференцированное обучение представляет собой дидактическую систему, ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника и основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках (при изучении разных предметных областей) с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам. При этом результат учебной деятельности является системообразующим фактором в системе образования. Отметим, что при выполнении комплекса проектных действий, направленных на самостоятельное решение нестандартных задач на уроке под руководством учителя, принято говорить о проектной форме учебной деятельности. А в ситуации, где школьники сами ставят цели своего проектирования, и новые способы деятельности превращаются в средства решения проблем, говорят о собственно проектировании — проектной деятельности.
В основе проектно-дифференцированного обучения лежит идея системно-деятельностного подхода о том, что знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности.
Таблица 1
Уровневая модель проектной компетентности обучающихся
Критерий (проектные действия) | Уровень сформированности | ||
Минимальный базовый (индивидуально/фронтально/ совместно с группой по инструкции учителя) | Базовый (в группе/ индивидуально с использованием алгоритма-памятки) | Повышенный (самостоятельно в группе)/ высокий (самостоятельно индивидуально) при консультировании учителя по запросу | |
Поведенческие индикаторы | |||
1. Умение проектировать деятельность | |||
1.1. Анализ и обработка информации | Осуществляет сбор информации, проводит обработку и анализ информации с опорой на систему наводящих вопросов учителя | Осуществляет сбор, обработку и анализ информации, в том числе с использованием ресурса группы | Организует индивидуальный информационный поиск, определив способы поиска информации и виды источников; предлагает и использует различные способы обработки, анализа и систематизации данных без использования алгоритмов-памяток и инструкций |
1.2. Формулировка проблемы | Формулирует противоречие и на его основании проблему с опорой на систему наводящих вопросов | Формулирует противоречие и на его основании проблему, в том числе с использованием ресурса группы | Самостоятельно формулирует противоречие и на его основании проблему без использования алгоритмов-памяток и инструкций |
1.3. Постановка цели проектной деятельности | Формулирует цель проектной деятельности с опорой на систему наводящих вопросов | Формулирует цель проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы | Самостоятельно формулирует цель проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций |
1.4. Проектирование ожидаемого продукта | Описывает ожидаемый продукт и критерии его оценки с опорой на систему наводящих вопросов | Описывает ожидаемый продукт и критерии его оценки, в том числе с использованием ресурса группы | Самостоятельно описывает ожидаемый продукт и критерии его оценки без использования алгоритмов-памяток и инструкций |
1.5. Планирование проектной деятельности | Составляет план проектной деятельности с опорой на систему наводящих вопросов | Составляет план проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы | Самостоятельно составляет план проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций |
2. Умение организовать и регулировать проектную деятельность | |||
2.1. Реализация проектной деятельности | Реализует деятельность по разработанному плану, участвует в заполнении проектной документации | Реализует деятельность по плану, в том числе выполняя индивидуальные проектные задания в группе, заполняет проектную документацию (проектный дневник, отчёт) | Реализует индивидуальную проектную деятельность по содержанию и по времени, готовит проектную документацию по проделанной работе |
2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности | Осуществляет контроль и корректировку плана проектной деятельности с опорой на систему наводящих вопросов | Осуществляет контроль и корректировку плана проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы | Самостоятельно осуществляет контроль и корректировку плана проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций |
2.3. Оценка проектного продукта и рефлексия проектной деятельности | Осуществляет оценку проектного продукта и рефлексию проектной деятельности под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов | Осуществляет оценку проектного продукта и рефлексию проектной деятельности, в том числе с использованием ресурса группы | Самостоятельно осуществляет оценку проектного продукта и рефлексию проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций |
3. Умение применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности | |||
3.1. Владение предметным содержанием проекта | Слабо или средне владеет предметным содержанием проекта, допускает ошибки | Свободно владеет предметным содержанием проекта, допускает незначительные ошибки или работает без ошибок, но не выходит за рамки предметной области | Создаёт в ходе проектной деятельности новый интеллектуальный продукт путём интегрирования знаний из разных предметных областей |
3.2. Использование предметных способов действий | Принимает предметные способы действия, предложенные учителем, или определяет их при помощи учителя | Может определить, оценить и изменить необходимые предметные способы действия из тех, которыми владеет, в том числе с использованием ресурса группы | Самостоятельно на основе анализа выбирает альтернативные способы действия, в том числе выходя за пределы предметной области |
4. Умение осуществлять коммуникативные действия в проектной деятельности | |||
4.1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Выполняет порученную групповую роль и обязанности, оказывает помощь и поддержку, слушает не перебивая (пассивный исполнитель) | Проявляет постоянную и устойчивую активность в сотрудничестве, согласовывает свои действия, договаривается и приходит к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, спорит без агрессии (активный исполнитель) | Находит партнёров для осуществления проекта, определяет общую цель, пути её совместного достижения, распределяет функции и роли в совместной деятельности, в групповой деятельности конструктивно управляет разрешением конфликтов, мирит других (лидер) |
4.2. Защита проектного результата | Проводит защиту в соответствии с разработанными критериями, обращаясь к составленному тексту, при ответах на вопросы повторяет нужный фрагмент своего выступления | Проводит защиту в соответствии с разработанными критериями, обращаясь к тексту, составленному с помощью группы, в ответ на заданные вопросы даёт объяснения или дополнительную информацию | Проводит защиту в соответствии с критериями, разработанными без использования алгоритмов-памяток и инструкций, обращаясь к самостоятельно составленному тексту, при ответах на вопросы приводит развёрнутую сильную аргументацию, умеет защищать свою позицию |
Для более ясного (хотя и достаточно упрощенного) понимания того, что входит в понятие проектной компетентности, в проектно-дифференцированном обучении используется уровневая модель (с. 12—15, табл. 1), сформированная на основании следующих критериев:
1) соответствие психолого-возрастным особенностям выпускника основной школы;
2) уровневость освоения текущих учебных результатов;
3) системность: модель включает в себя область компетентности, уровни Сформированности проектных действий, показатели — поведенческие индикаторы;
4) измеримость (возможность измерить компетентность ученика и определить уровень ее сформированности);
5) доступность (понятность) для воспроизведения информации, заложенной в модели, и исследования Сформированности проектных компетенций конкретного ученика.
Анализ модели проектной компетентности выпускника основной школы показывает, что овладение чётко определённой последовательностью шагов в том или ином проектном действии обеспечивает успех в реализации проектной деятельности. Шаги каждого проектного действия (алгоритмы) чётко определены, следуют один за другим в строгом порядке и имеют свою конечную точку, что позволяет получить необходимый результат. При этом их алгоритм можно использовать при реализации проектной деятельности в рамках других учебных предметов. При этом степень самостоятельности выполнения проектных действий и способ организации проектной деятельности (совместно с группой или индивидуально) определяют уровень проектной компетентности.
Минимальный базовый уровень проектной компетентности демонстрируют учащиеся, выполняющие проектные действия при помощи учителя (с опорой на систему наводящих вопросов). Учащиеся с базовым уровнем должны уметь выполнять определённые инструкции, работать по алгоритму (памятке), к которому они могут обратиться в любой момент. Учащиеся с повышенным уровнем способны, объединившись в группу и распределив обязанности, самостоятельно разработать и реализовать проект. Самостоятельная разработка проекта характеризуется пониманием учащимися последовательности шагов — этапов проектной деятельности и взаимосвязи совершаемых действий. Например, цель является обратной стороной проблемы и формулируется после её определения с использованием тех же слов и словосочетаний. Таким образом, с 5 по 7 класс учащиеся постепенно переходят от осуществления действий при помощи учителя к совместной проектной деятельности в группе, которая является для них дополнительным ресурсом при реализации проекта (рисунок).
В 8—9 классах обучающиеся должны уметь индивидуально разрабатывать и реализовывать проект, несмотря на то что их проектная компетентность может находиться как на базовом, так и на высоком уровне сформированности. Свободное самостоятельное выполнение проектной деятельности определяет высокий уровень сформированности проектной компетентности отдельного ученика. Во многом этот результат зависит от того, как была организована их проектная деятельность в 5—7 классах.
Таким образом, выделение уровней сформированности проектной компетентности учащегося позволяет организовать его обучение на индивидуальном посильном уровне и обеспечить при этом постоянное его пребывание в зоне ближайшего развития.