Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов


Текущая диагностика проектных действий в 5— 7 классах может осуществляться в процессе реализации проектных модулей в форме наблюдения педагога за деятельностью обучающихся. В качестве объекта наблюдения будут выступать поведенческие проявления проектных действий, хотя целью диагностики остаётся определение уровня сформированности этих действий.

Для сбора и анализа информации о поведенческих проявлениях проектных действий используют карту-матрицу мониторинга проектных действий обучающихся (табл. 19).

Таблица 19

Карта-матрица диагностики сформированности проектных действий обучающегося

Компетентность Критерий Поведенческие индикаторы Уровень сформированности
1. Навык проектирования деятельности 1.1. Анализ и обработка информации Под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов осуществляет сбор информации, проводит обработку и анализ информации Минимальный базовый
Под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов осуществляет не только сбор информации, но и её обработку и анализ
Осуществляет сбор информации по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы Базовый
Осуществляет по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы, не только сбор информации, но и её обработку и анализ
Самостоятельно организует информационный поиск, определив способы поиска информации и виды источников без использования алгоритмов-памяток и инструкций Повышенный / высокий
Самостоятельно предлагает и использует различные способы обработки, анализа и систематизации данных без использования алгоритмов-памяток и инструкций
1.2. Формулирование проблемы Формулирует противоречие под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов Минимальный базовый
Формулирует противоречие и на его основании проблему под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов
Формулирует противоречие по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы Базовый
Формулирует противоречие и на его основании проблему по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы
Самостоятельно формулирует противоречие без использования алгоритмов-памяток и инструкций Повышенный / высокий
Самостоятельно формулирует противоречие и на его основании проблему без использования алгоритмов
1.3. Постановка цели Анализирует проблему для формулировки цели по наводящим вопросам учителя Минимальный базовый
Формулирует цель проектной деятельности под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов
Анализирует проблему для формулировки цели, применяя алгоритм-памятку, в том числе с использованием ресурса группы Базовый
Формулирует цель по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы
Анализирует проблему для формулировки цели без использования алгоритмов-памяток Повышенный / высокий
Самостоятельно формулирует цель проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций
1.4. Проектирование проектного продукта Описывает ожидаемый продукт под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов Минимальный базовый
Описывает не только ожидаемый продукт, но и критерии его оценки под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов
Описывает ожидаемый продукт по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы Базовый
Описывает не только ожидаемый продукт, но и критерии его оценки по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы
Самостоятельно описывает ожидаемый продукт без использования алгоритмов-памяток и инструкций Повышенный / высокий
Самостоятельно описывает не только ожидаемый продукт, но и критерии его оценки без использования алгоритмов-памяток и инструкций
1.5. Планирование проектной деятельности По наводящим вопросам учителя определяет задачи, необходимые для реализации цели Минимальный базовый
При прямом руководстве учителя с опорой на систему наводящих вопросов разрабатывает план действий и определяет возможные ресурсы
Формулирует задачи, соответствующие цели проекта, в том числе с использованием ресурса группы Базовый
Разрабатывает план действий и определяет возможные ресурсы по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы
Самостоятельно планирует задачи для реализации цели Повышенный / высокий
Самостоятельно разрабатывает план действий и определяет возможные ресурсы без использования алгоритмов-памяток и инструкций
2. Навык организации и регулирования проектной деятельности 2.1. Использование ресурсных возможностей Реализует деятельность по плану при прямом руководстве учителя Минимальный базовый
Участвует в заполнении проектной документации под контролем учителя
Реализует деятельность по плану, по уже известному алгоритму-памятке Базовый
Реализует деятельность по плану, разработанному в группе, в том числе выполняя индивидуальные проектные задания, и заполняет проектную документацию (проектный дневник, отчёт)
Реализует индивидуальную проектную деятельность по содержанию и по времени Повышенный / высокий
Реализует индивидуальную проектную деятельность по содержанию и по времени и готовит проектную документацию по проделанной работе
2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности Осуществляет контроль и корректировку плана проектной деятельности под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов Минимальный базовый
Называет свои ошибки в деятельности, отвечая на вопросы учителя, осуществляет корректировку плана проектной деятельности под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов
Осуществляет контроль плана проектной деятельности по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы Базовый
Осуществляет не только контроль, но и корректировку плана проектной деятельности по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы
Самостоятельно осуществляет контроль проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций Повышенный / высокий
Самостоятельно может проанализировать и скорректировать проектную деятельность без использования алгоритмов-памяток и инструкций
2.3. Оценка проектной деятельности Осуществляет оценку проектного продукта под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов Минимальный базовый
Осуществляет не только оценку проектного продукта, но и рефлексию проектной деятельности под руководством учителя с опорой на систему наводящих вопросов
Осуществляет оценку проектного продукта по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы Базовый
Осуществляет не только оценку проектного продукта, но и рефлексию проектной деятельности по уже известному алгоритму-памятке, в том числе с использованием ресурса группы
Осуществляет оценку проектного продукта без использования алгоритмов-памяток и инструкций Повышенный / высокий
Самостоятельно осуществляет не только оценку проектного продукта, но и рефлексию проектной деятельности без использования алгоритмов-памяток и инструкций
3. Навык применения предметных знаний и способов деятельности в проекте 3.1. Предметное содержание проекта Слабо владеет предметным содержанием проекта, допускает грубые ошибки Минимальный базовый
Средне владеет предметным содержанием проекта, допускает определённые ошибки
Свободно владеет предметным содержанием проекта, но допускает незначительные ошибки Базовый
Свободно без ошибок владеет предметным содержанием проекта, но не выходит за рамки предметной области
Интегрирует знания из разных предметных областей, не ограничивается предметной областью Повышенный / высокий
Способен в ходе проектной деятельности создать новый интеллектуальный продукт (новые знания)
3.2. Использование имеющихся способов действий Определяет необходимые предметные способы действия при прямом руководстве учителя Минимальный базовый
Осуществляет предметные способы действия при прямом руководстве учителя
Самостоятельно определяет необходимые предметные способы действия из тех, которыми владеет Базовый
Самостоятельно может оценить и изменить предметные способы действия из тех, которыми владеет
Может определить необходимые способы действий, выходя за пределы предметной области Повышенный / высокий
На основе анализа выбирает альтернативные способы действия
4. Навык осуществления коммуникативных действий в проекте 4.1. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Выполняет роль в группе и обязанности, если ему их поручат (пассивный исполнитель) Минимальный базовый
Оказывает помощь и поддержку другим, слушает, не перебивая
Проявляет постоянную и устойчивую активность в сотрудничестве (активный исполнитель) Базовый
Согласовывает свои действия, договаривается и приходит к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, спорит без агрессии
Определяет общую цель, пути её совместного достижения, распределяет функции и роли в совместной деятельности (лидер) Повышенный / высокий
Конструктивно управляет разрешением конфликтов в групповой деятельности, мирит других
4.2. Защита проектного результата Проводит защиту в соответствии с критериями, разработанными под руководством учителя, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя Минимальный базовый
Повторяет нужный фрагмент своего выступления в ответ на вопросы
Проводит защиту в соответствии с критериями, разработанными по уже известному алгоритму-памятке, обращаясь к тексту, составленному с помощью группы Базовый
В ответ на заданные вопросы даёт объяснения или дополнительную информацию
Проводит защиту в соответствии с критериями, разработанными без использования алгоритмов-памяток и инструкций, обращаясь к самостоятельно составленном тексту Повышенный / высокий
Приводит развёрнутую сильную аргументацию при ответах на вопросы, может защитить свою позицию


Эта матрица сформирована в соответствии с уровневой моделью проектной компетентности обучающихся:

- по структуре разделена на четыре раздела с соответствующими критериями (показателями компетентностей);

- по каждому критерию (показателю) определены поведенческие индикаторы: сформулировано по два описания поведенческого проявления проектных действий для каждого уровня сформированности проектных компетентностей (минимального базового, базового, повышенного, высокого);

- отражает уровневый подход в формировании проектных компетентностей учеников в части формулировок поведенческих индикаторов: выполнение действий при помощи учителя (минимальный базовый уровень); с использованием алгоритмов-памяток (базовый уровень); самостоятельно, но в группе (повышенный уровень); самостоятельно индивидуально (высокий уровень).

Процедура использования карты-матрицы диагностики сформированности проектных действий обучающихся предполагает структурированное наблюдение учителя за процессом реализации проектного модуля.

Всю матрицу рекомендуем использовать для диагностики отдельных обучающихся, но применять карту-матрицу для наблюдения за всеми обучающимися на всех уроках в составе проектного модуля или в проектной деятельности во внеурочное время не целесообразно, поскольку это трудоёмкий процесс. При этом можно пользоваться её отдельными разделами для фиксации результатов наблюдения за отдельными проектными действиями всех обучающихся (например, формулирование проблемы, анализ и обработка информации, контроль и регулирование проектной деятельности). Раздел «Способность коммуникативных действий в проектной деятельности» может быть отдельно использован для диагностики проектных действий на любых занятиях при групповой форме работы учащихся.

Оценивание результатов наблюдения предполагает отнесение поведенческих проявлений проектных действий к одной из трёх категорий:

- минимальный базовый уровень;

- базовый уровень;

- повышенный (высокий) уровень.

После заполнения матрицы педагог должен провести анализ результатов диагностики и сделать вывод: какие показатели каких компетентностей на каком уровне формируются.

Таким образом, результаты диагностики, зафиксированные в карте-матрице, позволяют делать более аргументированные выводы об уровне сформированности проектной компетентности обучающихся и принимать более обоснованные решения об использовании дифференцированных заданий.



Наверх