Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
2.2. Механизм организации проектной деятельности
К характеристикам механизма организации проектной деятельности в системе проектно-дифференцированного обучения можно отнести следующие:
• формирование проектной компетентности — сквозная задача, достигаемая как в процессе обучения, так и вне учебного процесса;
• решение задачи формирования проектной компетентности в основной школе происходит не только в процессе освоения учебных предметов, но и в рамках факультативов, кружков, т. е. как в процессе урочной, так и во внеурочной образовательной деятельности;
• формирование проектной компетентности осуществляется поэтапно с переходом:
-от реального выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения этого действия;
-от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
Процесс формирования проектных и исследовательских действий обучающихся в проектно-дифференцированном обучении разделён на следующие этапы.
5 класс — этап формирования отдельных проектных действий под руководством учителя в групповой работе. На этом этапе согласно ожидаемым образовательным результатам учебного предмета «Технология», заявленным в ПООП, ученик получает и анализирует опыт разработки (изготовления):
-оригинальных конструкций в заданной ситуации;
-информационного продукта по заданному алгоритму;
-материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;
-новой (и/или оптимизации существующей) технологии и её внедрение на примере организации действий и взаимодействия в быту.
6 класс — этап формирования навыка (как отработанного до автоматизма действия) реализации группового проекта. На этом этапе согласно ожидаемым образовательным результатам учебного предмета «Технология» ученик получает и анализирует опыт:
-исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона (поселения);
-модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);
-планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.
7 класс — этап отработки опыта реализации группового проекта. Одновременно на данном этапе начинается переход обучающегося от участия в групповой проектной деятельности к осуществлению индивидуальной. К окончанию 7 класса учащиеся должны овладеть проектными действиями, осуществляемыми в команде либо на базовом уровне (при помощи учителя), либо на повышенном уровне (самостоятельно, совместно с группой). Ожидаемым результатом учебного предмета «Технология» является приобретённый и проанализированный опыт оптимизации технологии (заданного способа) получения материального продукта в процессе собственной практики использования этого способа.
8 класс — этап формирования навыка реализации индивидуального проекта. В качестве ожидаемого образовательного результата учебного предмета «Технология» на этом этапе ученик получает и анализирует опыт:
-лабораторного исследования продуктов питания;
-разработки организационного проекта и решения логистических задач;
-компьютерного моделирования (проведения виртуального эксперимента) по избранной обучающимся характеристике транспортного средства;
-проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных, требующих регулирования (настройки) рабочих инструментов (технологического оборудования);
-создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку;
-разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.
9 класс — этап демонстрации (оценки) опыта самостоятельной реализации индивидуального проекта, осуществляемой во внеурочной деятельности. Результатом этого этапа должен стать опыт разработки и (или) реализации специализированного проекта.
В ПООП ООО определены также организационные формы получения персонифицированного опыта применения и разработки технологических решений:
• теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности — в рамках урочной деятельности;
• практические работы в средах моделирования и конструирования — в рамках урочной деятельности;
• проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Основные формы организации деятельности школьника в проектно-дифференцированном обучении, составляющие механизм формирования проектной компетентности школьников, не противоречат требованиям ПООП ООО к организационным формам получения персонифицированного опыта применения и разработки технологических решений и включают:
-проектный модуль, представляющий собой систему уроков;
-учебный проект — форму учебной практики школьников, сочетающую урочные и внеурочные формы деятельности, а также самостоятельную работу учащегося;
-социальный проект как форму социальной практики учащегося, получаемой во внеучебное время (табл. 7).
Таблица 7
Механизм формирования проектной компетентности школьников
Способ формирования | Инструменты формирования | |||
Проектная деятельность (ПД) | Учебное проектирование | Социальное проектирование | ||
Формы организации ПД | Урочные и внеурочные формы | Социальные практики | ||
Фазы ПД | Этапы ПД | Проектный модуль | Учебный проект | Социальный проект |
Проектирование | Актуализация | Например: 1-й урок + домашнее задание | Например: 1—2-й уроки | Например: 1-я неделя |
Проблематизация | ||||
Целеполагание | ||||
Концептуализация | 2-й урок + домашнее задание | |||
Планирование | ||||
Реализация | Реализация | 3—6-й уроки + домашнее задание | Внеурочная (внеклассная) деятельность | 2—5-я недели |
Презентация проекта. Оценка | 7-й урок | 3-й урок или внеурочная деятельность | ||
Рефлексия | Рефлексия | 8-й урок | 6-я неделя |
Основной формой организации учебного проектирования в рамках реализации программы учебного предмета «Технология» в 5—7 классах является проектный модуль. Проектный модуль — раздел рабочей программы, представляющий собой систему уроков, построенную в логике развёртывания проектной деятельности обучающихся и направленную на овладение ими определёнными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника. Учебный проект представляет собой систему целенаправленной учебной (урочной и внеурочной) деятельности обучающегося, нацеленную на решение учебных (образовательных) проблем и имеющую определённую, чётко установленную внутреннюю организацию. На уроках происходит запуск проекта, осуществляется промежуточный контроль и презентуются итоговые продукты. На наш взгляд, организация учебных проектов целесообразна в 8— 9 классах, когда проектные действия уже освоены обучающимися. В отличие от учебного проектирования, в социальном проектировании осуществляется выявление социальной проблемы и/или её решение через изменение окружающей действительности (социальной ситуации). В социальных проектах реализуются социально значимые цели в области социальных отношений (отношение к пожилым, инвалидам, молодёжи, детям, семье, Родине); социальных явлений (социальные негативы — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм и др.); социальных институтов (школы и другие организации); социальной среды (природной, городской, сельской; внешний вид и обустройство зданий, исторических объектов, стадионов и др.). Социальные проекты предполагают получение материальных или нематериальных результатов, решающих проблемы, существующие в окружающем мире.
Как в учебном, так и в социальном проектировании в зависимости от решаемых школьниками задач могут быть выделены следующие виды проектов: технологический, прикладной, исследовательский, информационный, инженерный, бизнес-проект, дизайн-проект (табл. 8).
Таблица 8
Сравнительная характеристика видов проектов
Вид проекта | Цель проекта | Формы деятельности обучающегося | Проектный продукт |
Прикладной | Разработка и создание или модификация материального продукта с конкретными запланированными характеристиками | Практическая деятельность в определённой предметной области | Материальный продукт, реализуемый в различных областях (предметы интерьера, разнообразные изделия из различных материалов, инструкции, памятки и др.) |
Технологический | Оптимизация заданного способа (технологии), комбинирование уже известных или разработка новой технологии создания продукта(услуги) | Процессирование и регламентация деятельности, разработка технологического описания процесса | Технология создания чего-либо (например, оформленная в виде технологической карты инструкция) |
Исследовательский | Создание интеллектуального продукта | Доказательство или опровержение сформулированной в проекте гипотезы, экспериментирование, осуществление логических мыслительных операций, направленных на проверку гипотезы | Результаты исследования, оформленные установленным способом (например, научно-исследовательская работа, реферат, аналитический отчёт) и сформулированный на их основе вывод о доказанной или опровергнутой гипотезе |
Информационный | Создание информационного продукта по заданному алгоритму и без него | Сбор из различных источников, проверка, обработка и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, общение с людьми как источниками информации | Результаты сбора, обработки и анализа информации, оформленные установленным способом (например, информационный обзор, аналитический отчёт, информационная база данных, статистические данные, результаты различных опросов) |
Бизнес-проект (может рассматриваться как проект, включающий технологический и прикладной проекты) | Разработка бизнес-идеи, бизнес-процессов, бизнес-инструментов | Исследование рынка, разработка бизнес-идеи, решение задач (расчёт себестоимости продукта, разработка рекламы), практическая деятельность по созданию продукта | Бизнес-идея, оформленная установленным способом (презентация, публичное выступление), описание бизнес-процессов, бизнес-инструментов, презентация продуктов и услуг бизнеса |
Дизайн-проект (может рассматриваться как вариант прикладного проекта) | Разработка и создание материального продукта в области дизайна | Разработка и создание объектов предметной среды на основе совокупности эргономических, экономических, эстетических факторов | Материальный продукт в области дизайна имиджа, среды, промышленного или графического дизайна |
Инженерный проект | Проектирование и/или модификация, конструирование модели и технического устройства | Выбор объекта для конструирования, проектирование (разработка эскизов и чертежей изделия), конструирование, исследование технических характеристик, технический контроль, описание области применения (использования) | Макет, чертёж, действующая модель, техническое устройство, механизм, простейший робот |
Конечным результатом такой организации образовательного процесса является проектная компетентность школьников, сформированная либо на базовом уровне (при помощи учителя), либо на высоком уровне (самостоятельно, легко и уверенно, без задержек и трудностей). При этом важным фактором достижения результативности ПДО является единство подхода учителя к формированию проектной компетентности как в урочной, так и во внеурочной и внеучебной деятельности школьников.