Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

2.2. Механизм организации проектной деятельности


К характеристикам механизма организации проектной деятельности в системе проектно-дифференцированного обучения можно отнести следующие:

• формирование проектной компетентности — сквозная задача, достигаемая как в процессе обучения, так и вне учебного процесса;

• решение задачи формирования проектной компетентности в основной школе происходит не только в процессе освоения учебных предметов, но и в рамках факультативов, кружков, т. е. как в процессе урочной, так и во внеурочной образовательной деятельности;

• формирование проектной компетентности осуществляется поэтапно с переходом:

-от реального выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения этого действия;

-от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

Процесс формирования проектных и исследовательских действий обучающихся в проектно-дифференцированном обучении разделён на следующие этапы.

5 класс — этап формирования отдельных проектных действий под руководством учителя в групповой работе. На этом этапе согласно ожидаемым образовательным результатам учебного предмета «Технология», заявленным в ПООП, ученик получает и анализирует опыт разработки (изготовления):

-оригинальных конструкций в заданной ситуации;

-информационного продукта по заданному алгоритму;

-материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

-новой (и/или оптимизации существующей) технологии и её внедрение на примере организации действий и взаимодействия в быту.

6 класс — этап формирования навыка (как отработанного до автоматизма действия) реализации группового проекта. На этом этапе согласно ожидаемым образовательным результатам учебного предмета «Технология» ученик получает и анализирует опыт:

-исследования способов жизнеобеспечения и состояния жилых зданий микрорайона (поселения);

-модификации механизмов (на основе технической документации) для получения заданных свойств (решение задачи);

-планирования (разработки) получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов.

7 класс — этап отработки опыта реализации группового проекта. Одновременно на данном этапе начинается переход обучающегося от участия в групповой проектной деятельности к осуществлению индивидуальной. К окончанию 7 класса учащиеся должны овладеть проектными действиями, осуществляемыми в команде либо на базовом уровне (при помощи учителя), либо на повышенном уровне (самостоятельно, совместно с группой). Ожидаемым результатом учебного предмета «Технология» является приобретённый и проанализированный опыт оптимизации технологии (заданного способа) получения материального продукта в процессе собственной практики использования этого способа.

8 класс — этап формирования навыка реализации индивидуального проекта. В качестве ожидаемого образовательного результата учебного предмета «Технология» на этом этапе ученик получает и анализирует опыт:

-лабораторного исследования продуктов питания;

-разработки организационного проекта и решения логистических задач;

-компьютерного моделирования (проведения виртуального эксперимента) по избранной обучающимся характеристике транспортного средства;

-проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных, требующих регулирования (настройки) рабочих инструментов (технологического оборудования);

-создания информационного продукта и его встраивания в заданную оболочку;

-разработки (комбинирование, изменение параметров и требований к ресурсам) технологии получения материального и информационного продукта с заданными свойствами.

9 класс — этап демонстрации (оценки) опыта самостоятельной реализации индивидуального проекта, осуществляемой во внеурочной деятельности. Результатом этого этапа должен стать опыт разработки и (или) реализации специализированного проекта.

В ПООП ООО определены также организационные формы получения персонифицированного опыта применения и разработки технологических решений:

• теоретическое обучение и формирование информационной основы проектной деятельности — в рамках урочной деятельности;

• практические работы в средах моделирования и конструирования — в рамках урочной деятельности;

• проектная деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Основные формы организации деятельности школьника в проектно-дифференцированном обучении, составляющие механизм формирования проектной компетентности школьников, не противоречат требованиям ПООП ООО к организационным формам получения персонифицированного опыта применения и разработки технологических решений и включают:

-проектный модуль, представляющий собой систему уроков;

-учебный проект — форму учебной практики школьников, сочетающую урочные и внеурочные формы деятельности, а также самостоятельную работу учащегося;

-социальный проект как форму социальной практики учащегося, получаемой во внеучебное время (табл. 7).

Таблица 7

Механизм формирования проектной компетентности школьников

Способ формирования Инструменты формирования
Проектная деятельность (ПД) Учебное проектирование Социальное проектирование
Формы организации ПД Урочные и внеурочные формы Социальные практики
Фазы ПД Этапы ПД Проектный модуль Учебный проект Социальный проект
Проектирование Актуализация Например: 1-й урок + домашнее задание Например: 1—2-й уроки Например: 1-я неделя
Проблематизация
Целеполагание
Концептуализация 2-й урок + домашнее задание
Планирование
Реализация Реализация 3—6-й уроки + домашнее задание Внеурочная (внеклассная) деятельность 2—5-я недели
Презентация проекта. Оценка 7-й урок 3-й урок или внеурочная деятельность
Рефлексия Рефлексия 8-й урок 6-я неделя


Основной формой организации учебного проектирования в рамках реализации программы учебного предмета «Технология» в 5—7 классах является проектный модуль. Проектный модуль — раздел рабочей программы, представляющий собой систему уроков, построенную в логике развёртывания проектной деятельности обучающихся и направленную на овладение ими определёнными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника. Учебный проект представляет собой систему целенаправленной учебной (урочной и внеурочной) деятельности обучающегося, нацеленную на решение учебных (образовательных) проблем и имеющую определённую, чётко установленную внутреннюю организацию. На уроках происходит запуск проекта, осуществляется промежуточный контроль и презентуются итоговые продукты. На наш взгляд, организация учебных проектов целесообразна в 8— 9 классах, когда проектные действия уже освоены обучающимися. В отличие от учебного проектирования, в социальном проектировании осуществляется выявление социальной проблемы и/или её решение через изменение окружающей действительности (социальной ситуации). В социальных проектах реализуются социально значимые цели в области социальных отношений (отношение к пожилым, инвалидам, молодёжи, детям, семье, Родине); социальных явлений (социальные негативы — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм и др.); социальных институтов (школы и другие организации); социальной среды (природной, городской, сельской; внешний вид и обустройство зданий, исторических объектов, стадионов и др.). Социальные проекты предполагают получение материальных или нематериальных результатов, решающих проблемы, существующие в окружающем мире.

Как в учебном, так и в социальном проектировании в зависимости от решаемых школьниками задач могут быть выделены следующие виды проектов: технологический, прикладной, исследовательский, информационный, инженерный, бизнес-проект, дизайн-проект (табл. 8).

Таблица 8

Сравнительная характеристика видов проектов

Вид проекта Цель проекта Формы деятельности обучающегося Проектный продукт
Прикладной Разработка и создание или модификация материального продукта с конкретными запланированными характеристиками Практическая деятельность в определённой предметной области Материальный продукт, реализуемый в различных областях (предметы интерьера, разнообразные изделия из различных материалов, инструкции, памятки и др.)
Технологический Оптимизация заданного способа (технологии), комбинирование уже известных или разработка новой технологии создания продукта(услуги) Процессирование и регламентация деятельности, разработка технологического описания процесса Технология создания чего-либо (например, оформленная в виде технологической карты инструкция)
Исследовательский Создание интеллектуального продукта Доказательство или опровержение сформулированной в проекте гипотезы, экспериментирование, осуществление логических мыслительных операций, направленных на проверку гипотезы Результаты исследования, оформленные установленным способом (например, научно-исследовательская работа, реферат, аналитический отчёт) и сформулированный на их основе вывод о доказанной или опровергнутой гипотезе
Информационный Создание информационного продукта по заданному алгоритму и без него Сбор из различных источников, проверка, обработка и анализ информации о каком-либо объекте или явлении, общение с людьми как источниками информации Результаты сбора, обработки и анализа информации, оформленные установленным способом (например, информационный обзор, аналитический отчёт, информационная база данных, статистические данные, результаты различных опросов)
Бизнес-проект (может рассматриваться как проект, включающий технологический и прикладной проекты) Разработка бизнес-идеи, бизнес-процессов, бизнес-инструментов Исследование рынка, разработка бизнес-идеи, решение задач (расчёт себестоимости продукта, разработка рекламы), практическая деятельность по созданию продукта Бизнес-идея, оформленная установленным способом (презентация, публичное выступление), описание бизнес-процессов, бизнес-инструментов, презентация продуктов и услуг бизнеса
Дизайн-проект (может рассматриваться как вариант прикладного проекта) Разработка и создание материального продукта в области дизайна Разработка и создание объектов предметной среды на основе совокупности эргономических, экономических, эстетических факторов Материальный продукт в области дизайна имиджа, среды, промышленного или графического дизайна
Инженерный проект Проектирование и/или модификация, конструирование модели и технического устройства Выбор объекта для конструирования, проектирование (разработка эскизов и чертежей изделия), конструирование, исследование технических характеристик, технический контроль, описание области применения (использования) Макет, чертёж, действующая модель, техническое устройство, механизм, простейший робот


Конечным результатом такой организации образовательного процесса является проектная компетентность школьников, сформированная либо на базовом уровне (при помощи учителя), либо на высоком уровне (самостоятельно, легко и уверенно, без задержек и трудностей). При этом важным фактором достижения результативности ПДО является единство подхода учителя к формированию проектной компетентности как в урочной, так и во внеурочной и внеучебной деятельности школьников.



Наверх