Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

Рекомендуемая литература


1. Бармина В. Я., Бурцева Е. П. Совершенствование содержания предметной области «Технология» в современных условиях // Школа и производство. —2018. — № 8.

2. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. - M., 2004.

3. Ковалёва Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалёва, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик) и др. — M.; Тверь: СФК- офис, 2012.

4. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. — M.: Педагогика, 1988.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — M.: Книга по требованию, 2012.

6. Новиков А. М. Методология образования. — M.: Эгвес, 2010.

7. Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - M.: Эгвес, 2004.

8. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия // Человек. Сообщество. Управление. — 2013. — № 4.

9. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учебное пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.

10. Плетенева О. В. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа и учебное занятие: методическое пособие / О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, В. В. Целикова и др. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. — (Проектнодифференцированное обучение).

11. Плетенева О. В. Дидактическое обеспечение проектнодифференцированного обучения: сборник дидактических материалов для организации проектной деятельности обучающихся 5—7 классов общеобразовательных организаций / авт.-сост. О. В. Плетенева, В. В. Целикова, В. Я. Бармина и др. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. — (Проектно-дифференцированное обучение). 

12. Плетенева О. В. Организация самостоятельной проектной деятельности обучающихся 8—9 классов: учебно-методическое пособие / О. В. Плетенева, В. Я. Бармина, А. Б. Макарова и др. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017.

13. Плетенева О. В., Бармина В. Я. Особенности урока, направленного на формирование проектной компетентности школьников // Нижегородское образование. — 2014.

14. Плетенева О. В., Диагностика уровня Сформированности проектной компетентности обучающихся 5—9 классов: методическое пособие / О. В. Плетенева, В. В. Целикова, Е. А. Белаш. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2018.

15. Плетенева О. В. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие / авт.-сост. О. В. Плетенева, О. В. Тулупова, В. В. Целикова и др.. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2013.

16. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». — [http://base.garant.ru/71380666/].

17. Поташник М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современные технологии): методическое пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. — M.: Педагогическое общество России, 2003.

18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “педагог” (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». — [http://legalacts.ru/doc/ Prikaz-Uiintruda-Tossii-Ot-18102013-n-544n/].

19. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию) http://fgosreestr.ru/.

20. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б. М. Теплов; под ред. М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — M.; Воронеж: Московский психолого-социальный ин-т; НПО «МОДЭК», 2009.

21. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы “Цифровая экономика Российской Федерации”». — [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_221756/].

22. Рудик Г. Приоритет профподготовки подростков // Профессионал. — 1994. — № 3, 4.

23. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Народное образование, 2005.

24. Сластёнин В. А. Педагогика: учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. — M.: Издательский центр «Академия», 2002.

25. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 г. № 444). — http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027].

26. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». [http://www.kremlin.ru/acts/bank∕41449].

27. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. — М.: Аделант, 2013.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. — [https://fgos.ru/].

29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — M.: Просвещение, 2010.

30. Хуторской А. В. Педагогика: учеб, для вузов: стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2019.



Наверх