Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
В основу обучения, традиционно существовавшего в российском образовании, было положено предметное содержание образования: выпускник школы должен был освоить определённый объём знаний, умений, навыков (ЗУН). Однако на современном этапе развития общества становится очевидным, что соответствие таким требованиям к уровню подготовки по конкретным предметам не гарантирует успешности социализации выпускника после окончания школы, сформированности его умений выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины.
Сегодня для инновационной экономики важны как высокий уровень владения человеком современными технологиями, так и его способность осваивать новые и разрабатывать ещё несуществующие технологии. Это определяет содержание государственных требований к технологическому образованию, которые сформулированы на основании следующих нормативных актов: «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642); «Национальная технологическая инициатива» (Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»); Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). Для реализации указанных в этих документах приоритетов необходимо, чтобы у гражданина Российской Федерации были выработаны проектно-технологический тип мышления и соответствующая ему модель преобразующего поведения. Их формирование должно происходить в школьном возрасте, в первую очередь в рамках технологического образования, которое является организующим ядром вхождения в мир технологий (материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных), в том числе технологии проектной деятельности.
Проектно-технологическое мышление — умственная познавательная деятельность, связанная с анализом проблемных ситуаций, существующих возможностей, с мысленным созданием новых технологий для решения проблем и обеспечивающая результативность конкретной проектно-преобразующей деятельности. Схема проектно-технологического мышления (проблема - цель — план как система действий и операций (технология решения проблемы) — преобразующая деятельность — результат) позволяет обучающемуся наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством: образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными проблемами. Необходимость формирования проектно-технологического мышления у школьников позволяет учителю вводить в образовательный процесс проблемные ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений, начиная от решения бытовых проблем и заканчивая проблемами выбора путей продолжения образования и построения жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, умения решать проблемы в различных областях жизнедеятельности человека.
Исходя из существующих требований к образовательным результатам, можно утверждать, что освоение учебного предмета «Технология» должно обеспечить достижение предметных результатов, включающих в том числе владение методами проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда. Необходимо отметить, что умение выполнять проектную деятельность относится также и к метапредметным результатам. сформированности этих умений должна учитываться при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, т. е. необходимо, на наш взгляд, по окончании основной школы оценивать проектную компетентность выпускника.
Выстраивание образовательной деятельности, в том числе и по предмету «Технология», происходит на основе ПООП ООО, которая обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс необходимого содержания и согласовывает требования к метапредметным и личностным результатам. Основную часть содержания программы учебного предмета «Технология» составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов. Важнейшая группа образовательных результатов — полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности.
Программа по технологии реализуется в 5—7 классах из расчёта 2 часа в неделю, в 8 классе — 1 час, в 9 классе — за счёт вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. Рекомендуется строить программу таким образом, чтобы объяснение учителя в той или иной форме составляло не более 0,2 объёма урочного времени и не более 0,15 объёма программы. В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате. Участие со стороны педагога принимает форму прямого руководства, консультационного сопровождения или сводится к педагогическому наблюдению за деятельностью с последующей организацией анализа (рефлексии). Значительная внеурочная активность обучающихся обусловлена задачами формирования учебной самостоятельности, высокой направленностью на индивидуальные запросы и интересы школьников, ориентацией на особенности их возраста как периода разнообразных «безответственных» проб. В рамках внеурочной деятельности активность обучающихся также во многом связана с проектной деятельностью (индивидуальные решения приводят к тому, что учащиеся работают в разном темпе — сами составляют планы, определяют нужные материалы, оборудование, информацию — в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели).
Содержание деятельности обучающихся в структуре программы по технологии выстроено в трёх блоках, обеспечивающих получение заявленных результатов.
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст современных материальных и информационных технологий, показывающее технологическую эволюцию человечества, её закономерности, технологические тренды ближайших десятилетий.
Второй блок даёт возможность обучающемуся получить опыт реализации проектных действий, которые хорошо соотносятся с регулятивными (работа по инструкции, анализ ситуации, постановка цели и задач, планирование деятельности и ресурсов, планирование и осуществление текущего контроля деятельности, оценка результата и продукта деятельности) и коммуникативными универсальными учебными действиями (письменная коммуникация, публичное выступление, продуктивное групповое взаимодействие).
Третий блок содержания программы обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности в контексте современных производственных технологий, производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда, законах, которым подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет сформировать ситуации, в которых обучающийся имеет возможность получить социально-профессиональные пробы и опыт принятия и обоснования собственных решений.
Все блоки содержания связаны между собой: результаты работы в рамках одного блока служат исходным продуктом для постановки задач в другом — от информирования через моделирование элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.
При этом, бесспорно, второй блок является основополагающим для формирования проектно-технологического мышления и проектной компетентности обучающихся.
В результате освоения программы по технологии выпускник научится следовать определённым технологиям, в том числе при изготовлении субъективно нового продукта в процессе реализации проектной деятельности, а также проводить и анализировать разработку и (или) реализацию различного вида проектов.
Кроме того, выпускник основной школы получит возможность научиться обосновывать выбор способа решения проблемы из множества возможных и оценивать коммерческий потенциал полученного продукта и/или технологии.