Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Под диагностикой в современной педагогической литературе понимается вся процедура протекания процесса обучения и точное определение его результатов. В понятие «диагностика» вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучающихся. Последнее лишь констатирует результаты, выясняет полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т. е. предметную подготовку, тогда как диагностирование рассматривает результаты с учётом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. Проводя педагогическую диагностику, учитель отслеживает и фиксирует качественные изменения, которые происходят с учеником в результате обучения, и получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей школьника. На этой основе учитель может более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Диагностика уровня сформированности проектной компетентности школьника как одного из основных метапредметных результатов обучения должна осуществляться в той же логике, что и её формирование, т. е. в логике организации проектно-дифференцированного обучения. В процессе диагностики происходит оценка степени самостоятельности осуществления проектных действий: при помощи учителя, с памяткой или самостоятельно, а также совместно с группой или индивидуально.
Процедура диагностики любых образовательных результатов состоит из следующих шагов: определение объекта; постановка целей; определение критериев и показателей; отбор методов и их применение; оценивание результативности учебного процесса, включающее систематический сбор и анализ данных об уровне сформированности достижений школьников; учёт результатов диагностики при организации процесса обучения (корректировка учебного процесса). Объект диагностики в ПДО — проектная компетентность школьников. Её цель — определить уровень сформированности проектной компетентности на разных этапах обучения в рамках предмета «Технология» в основной школе. Методы диагностики включают структурированное наблюдение учителя за проектной деятельностью обучающихся, проведение диагностических работ и организацию защиты реализованных проектов. Оценивание результативности ПДО состоит из следующих компонентов.
Периодическая диагностика: оценка сформированности отдельных проектных действий по окончании каждого проектного модуля в период с 5 по 7 класс. Цель такой проверки — выявле ние уровня освоения алгоритмов проектных действий и владения самими проектными действиями. Оценочная процедура включает выполнение учащимися письменной диагностической работы после каждого проектного модуля. Её необходимость определяется тем, что на первой фазе проектной деятельности создаётся документ, в котором в письменном виде зафиксированы решаемая проблема, цель и ожидаемый результат проекта, план необходимых действий, чтобы проблема была решена, а цель достигнута. Этот документ даёт возможность проверить и оценить умение школьника формулировать проблему и цель, определить ожидаемый результат и требования к нему (критерии оценки), разработать план реализации проекта.
Письменная диагностическая работа проводится либо в последний день реализации проектного модуля (на рефлексивно-оценочном этапе), либо после его завершения в специально выделенное время. Данное звено диагностики мы считаем основным в системе оценки образовательных результатов обучающихся 5—7 классов.
Текущая диагностика сформированности проектных действий осуществляется путём структурированного наблюдения учителя за действиями обучающихся в процессе реализации каждого проектного модуля. Она позволяет диагностировать уровень применения алгоритмов проектных действий в данной конкретной предметной области в каждом проектном модуле. Для проведения такой формы диагностики необходимы чётко структурированный план наблюдения и матрица, в которой фиксируются его результаты.
Итоговая оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся на всех этапах дидактического процесса осуществляется в рамках защиты индивидуального проекта в 8 классе и итогового индивидуального проекта в 9 классе.
Проводимый таким образом систематический сбор и анализ информации о развитии проектной компетентности обучающихся позволяют выстроить процесс реализации проектной деятельности так, чтобы каждый ученик обязательно достиг запланированного уровня Сформированности проектной компетентности. Задача учителя — провести диагностическое мероприятие, проанализировать полученные результаты и скорректировать процесс обучения таким образом, чтобы проектная компетентность школьников возрастала.