Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»
Формируемый уровень проектной компетентности: базовый
Класс: 6.
Количество учебных часов: 6.
Раздел учебной программы. «Технологии художественно-прикладной обработки материалов».
Тип проекта: прикладной.
Предметное содержание модуля
Резьба по дереву: оборудование и инструменты. Виды резьбы. Приёмы выполнения основных операций ручными инструментами.
Проблемная ситуация. Для оформления кабинета технологии нас попросили изготовить деревянные резные карнизы шириной 10 см и длиной до 2 м для портьер, примерочной кабины и выставочных стендов. Чтобы выполнить красивую ажурную резьбу, нужно сделать разметку, а от руки точно и качественно это сделать невозможно, так как чередующиеся фигуры не получаются одинаковыми.
Проблема проекта. Не имея приспособления, помогающего нанести повторяющиеся элементы узора на поверхность карниза, мы не сможем сделать необходимую разметку для выполнения резьбы по дереву.
Цель проекта. Изготовить шаблоны для выполнения разметки ажурной пропильной резьбы.
Проектный продукт. Шаблоны для разметки ажурной пропильной резьбы.
Задание на формулирование проблемы
1. Ознакомьтесь с информацией, найдите в ней противоречие и зафиксируйте его.
Для оформления кабинета технологии нас попросили изготовить деревянные резные карнизы шириной 10 см и длиной до 2 м для портьер, примерочной кабины и выставочных стендов.
Чтобы выполнить красивую ажурную резьбу, нужно сделать разметку, а от руки точно и качественно это сделать невозможно, так как чередующиеся фигуры не получаются одинаковыми.
Технологическая карта проектного модуля
Этап проектной деятельности | Номер урока | Цель урока | Результат урока | Средства (дидактические, материальные, технические и другие ресурсы) | Задание на дом |
Актуализация. Проблематизация. Целеполагание. Концептуализация | 1, 2 | Проанализировать проблемную ситуацию. Выявить и зафиксировать противоречие. Сформулировать проблему проекта | Выявлено противоречие: для выполнения ажурной резьбы нужно сделать разметку, а от руки красиво и качественно это сделать трудно, так как чередующиеся фигуры не получаются одинаковыми. Сформулирована проблема: не имея приспособления,помогающего нанести повторяющиеся элементы узора на поверхность карниза, мы не можем сделать необходимую разметку для выполнения резьбы по дереву | Алгоритм анализа ситуации и формулирования проблемы; задание на формулирование проблемы; задание на работу с информацией | Закончить заполнение таблицы планирования действий в проекте. Выполнить пп. 1, 2 плана деятельности в проекте: 1) собрать информацию из разных источников о различных инструментах для резьбы по дереву; 2) нарисовать эскиз узора шаблона на картоне, используя алгоритм работы с информацией |
Ознакомиться с разнообразием современных изделий, выполненных в различных техниках резьбы. Пронализировать способы изготовления изделий в технике ажурной резьбы (глухая и пропильная) и сделать выбор вида техники для предстоящей резьбы | Получено представление о том, что в различных техниках резьбы может быть выполнено много современных изделий. Осуществлён выбор техники изготовления деревянных резных карнизов для портьер, примерочной кабины и выставочных стендов — ажурная пропильная резьба | Презентация (видео), фотографии изделий, выполненных в различных техниках резьбы, в том числе ажурной; учебник технологии; раздаточный материал с описанием разных техник резьбы | |||
Сформулировать цель проекта. Определить проектный продукт | Сформулирована цель: изготовить шаблоны для выполнения разметки ажурной пропильной резьбы. Определён проектный продукт: шаблоны для разметки ажурной пропильной резьбы | Задание на формулирование цели и определения проектного продукта; алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта | |||
Разработать критерии оценки проектного продукта. Разработать план работы над проектом. Подготовить эскиз (модель) шаблона | Определён образ ожидаемого проектного продукта — шаблона для выполнения разметки под резьбу: • материал — фанера толщиной 4 мм; • внешний контур шаблона размером 10 × 10 см (в соответствии с шириной карниза); • содержит простые геометрические фигуры; • внешний и внутренний контуры шаблона должны быть защищёнными (гладкими). Разработаны критерии оценки проектного продукта. Составлен и зафиксирован план деятельности в проекте |
Задание на разработку критериев оценки проектного продукта; алгоритм разработки критериев проектного продукта; задание на составление плана; алгоритм составления плана | |||
Планирование. Реализация | 3, 4 | Реализовать план деятельности в проекте. Произвести корректировку плана в случае необходимости (возможно, что испытание шаблона будет проходить дома либо на следующем уроке) | Изготовлен шаблон для разметки ажурной пропильной резьбы. Проведено его испытание | Учебник технологии; инструменты, материалы, приспособления для работы; задание на осуществление контроля и корректировки плана действий в проекте; алгоритм контроля и корректировки плана | Подготовиться к презентации продукта на основе алгоритма подготовки и проведения презентации проектного продукта |
Презентация проектного продукта. Оценка. Рефлексия | 5, 6 | Представить (презентовать) проектный продукт. Оценить проектные продукты — шаблоны — по ранее разработанным критериям. Оценить свою проектную деятельность | Представлены проектные продукты. Проведена экспертиза и выставлены оценки за готовые шаблоны. Проведена оценка своей проектной деятельности | Алгоритм оценки проектного продукта; задание на оценку проектного продукта; задание на рефлексию проектной деятельности; алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности |
2. Выполните оставшиеся шаги алгоритма анализа ситуации и формулирования проблемы. Запишите в тетрадь проекта проблему как отсутствие (недостаток) выявленного фактора, приводящее к противоречию.
Проблема проекта: не имея приспособления, помогающего нанести повторяющиеся элементы узора на поверхность карниза, мы не сможем сделать необходимую разметку для выпонения резьбы по дереву.
Задание на работу с информацией (предпроектное исследование)
1. Используя алгоритм работы с информацией, определите особенности резных изделий, выявите виды техник резьбы и определите, какая техника резьбы по дереву для вас будет доступной. В качестве источников информации используйте видеоматериалы, фотографии, текст учебника и раздаточный материал.
2. Проанализируйте свои действия по выполнению алгоритма работы с информацией.
№ п/п | Шаг алгоритма | Результат выполненного действия |
1 | Сформулировать цель работы с информацией (для чего нужна эта информация) | Сформулирована цель: определить особенности резных изделий, выявить виды техник резьбы и определить, с какой техникой резьбы по дереву мы сможем справиться |
2 | Определить источники информации (где?) | Видеоматериалы, фотографии, учебник |
3 | Определить методы сбора информации (как?) | Просмотр видеоматериалов и фотографий; чтение текста учебника |
4 | Осуществить поиск и сбор информации | Изучены видеоматериалы и фотографии, тексты |
5 | Проанализировать информацию | Определены особенности резных изделий: выполнены из дерева, используются для оформления интерьеров, выполняются с помощью специальных инструментов, имеют узоры и т. д. Выявлены виды техник резьбы: плоскорельефная, контурная, прорезная (ажурная), геометрическая |
6 | Интерпретировать информацию | Сделан вывод: нам проще всего справиться с техникой ажурной пропильной резьбы |
Задание на формулирование цели и определение проектного продукта
Описание задания
На основе алгоритма формулирования цели и определения проектного продукта сформулируйте цель и определите проектный продукт. Заполните таблицу.
Пример заполнения таблицы
Формулировка проблемы | Формулировка цели | Проектный продукт |
Не имея приспособления, помогающего нанести повторяющиеся элементы узора на поверхность карниза, мы не сможем сделать необходимую разметку для последующей резьбы по дереву | Изготовить шаблоны для выполнения разметки ажурной пропильной резьбы | Шаблоны для разметки ажурной пропильной резьбы |
Задание на разработку критериев оценки проектного продукта
Описание задания
1. В группе составьте перечень критериев для будущей оценки шаблона на основе алгоритма разработки критериев проектного продукта, определите степень проявления признаков и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.
2. Представьте свою информацию другим группам.
3. В процессе обсуждения выработайте общий перечень критериев.
Вариант заполнения таблицы
Признак | Количество баллов |
Шаблон выполнен из фанеры толщиной 4 мм; внешний контур шаблона — 10 × 10 см (в соответствии с шириной карниза); содержит простые геометрические фигуры; внешний контур шаблона зачищен (гладкий); внутренний контур шаблона зачищен (гладкий) |
0 баллов — не соответствует ранее выдвинутым требованиям; 1 балл — соответствует ранее выдвинутым требованиям; максимальное количество баллов — 5 |
Задание на разработку плана
Описание задания
1. Заполните таблицу, пользуясь текстом алгоритма составления плана.
Вариант планирования действий в проекте (фрагмент плана)
Запланированные действия | Срок выполнения | Ответственный | Ресурсы | Результат действия |
1. Собрать информацию из разных источников о различных приспособлениях и инструментах для резьбы по дереву | ||||
2. Нарисовать свои эскизы узора для шаблона на картоне с учётом сформулированных характеристик | ||||
3. Выбрать эскиз, по которому будут изготавливать шаблоны все члены группы | ||||
4. Изучить технологию изготовления шаблона и правила безопасной работы | ||||
5. Определить перечень необходимых инструментов | ||||
6. Изготовить задуманный шаблон по технологии | ||||
7. Испытать полученный шаблон | ||||
8. При необходимости исправить недочёты | ||||
9. Представить (презентовать) проектный продукт | ||||
10. Оценить проектный продукт по ранее разработанным критериям | ||||
11. Оценить свою проектную деятельность |
Задание на осуществление контроля и корректировки плана действий в проекте
Описание задания
1. Проанализируйте план проекта в соответствии с алгоритмом контроля и корректировки плана.
2. В случае обнаружения несоответствий в действиях, сроках, промежуточных результатах определите, какие изменения необходимо внести в разделы плана.
3. Зафиксируйте изменения в плане (скорректируй план).
Задание на оценку проектного продукта
Описание задания
Вам предстоит провести экспертизу шаблонов, изготовленных вашими одноклассниками.
Для этого необходимо:
1) взять шаблон в руки и определить, из какого материала он изготовлен;
2) определить наличие сквозных участков (отверстий) геометрической формы;
3) измерить линейкой длину, ширину и толщину шаблона;
4) оценить на ощупь гладкость внутреннего и внешнего контуров шаблона.
Результаты экспертизы занесите в экспертный лист.
Экспертный лист
ФИО эксперта _____________
За каждый критерий выставляются следующие баллы:
0 баллов — не соответствует критерию;
1 балл — соответствует критерию.
№ п/п | ФИО | Фанера толщиной 4 мм | Длина/ширина 10 х 10 см | Отверстия имеют геометрическую форму | Внешний контур гладкий | Внутренний контур гладкий | Всего баллов |
Сформулируйте вывод о соответствии (несоответствии) каждого проэкспертированного проектного продукта запланированному. (Например, шаблон Пети Иванова полностью соответствует запланированному продукту.)
Задание на рефлексию проектной деятельности
1. Используя алгоритм осуществления проектной деятельности проведите рефлексию проектной деятельности по критериям, представленным в первой графе таблицы.
Критерии успешности проектной деятельности | Умею самостоятельно — 2 балла | Умею при помощи — 1 балл | Не умею — 0 баллов |
Умение выявлять и формулировать проблему | |||
Умение формулировать цель | |||
Умение разрабатывать ожидаемый проектный продукт с заданными параметрами | |||
Умение получить результат с заданными параметрами для решения проблемы | |||
Умение разрабатывать план деятельности | |||
Умение полностью реализовывать план деятельности | |||
Умение сотрудничать в групповой работе | |||
Умение оценить результат проектной деятельности по критериям | |||
ВСЕГО |
2. Сделайте выводы о том, что у вас пока не получается и что требует доработки.
Пример проектного продукта «Шаблоны для ажурной резьбы»