Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
2. Второй вариант диагностической работы предлагается обучающимся в случае, если подавляющее большинство обучающихся не допустили ошибки в стартовой диагностической работе. В этом варианте диагностической работы подсказки отсутствуют. В ходе подготовки диагностической работы к использованию педагог может самостоятельно поменять ситуации-иллюстрации (картинки).
Пример диагностической работы, проводимой в 5 классе после второго модуля (вариант 2)
Дорогой друг!
Мы закончили уже второй проект. В рамках проекта мы искали способы изменения проблемной ситуации и совершали много проектных действий с использованием алгоритмов их выполнения. Помоги разобраться ещё в одной проблемной ситуации и спроектировать пути её решения. Для этого необходимо выполнить следующие задания.
1. Рассмотри внимательно картинку. Опиши, что ты видишь (до семи предложений), в том числе определи противоречие как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации).
2. Если в предыдущем вопросе ты не увидел никакого противоречия, то можешь сдать работу учителю. Если противоречие сформулировано, то продолжай выполнять задания. Сформулируй проблему (отсутствие чего-то, что привело к несоответствию между тем, что должно быть, и тем, что есть в данной ситуации).
___________________
3. Используя алгоритм формулировки цели, изложи цель: что нужно сделать, чтобы разрешить сформулированную тобой проблему. При формулировке цели используются глаголы действия: разработать, создать, описать, сделать, изучить, проверить.
___________________
4. Зафиксируй, какой конечный результат (проектный продукт) может быть получен в процессе достижения сформулированной тобой цели.
___________________
5. Какие действия нужно выполнить, чтобы достичь поставленной в задании 4 цели проекта? Используя алгоритм составления плана, запиши план действий в таблицу.
Действия | Срок (временной ресурс) | Ответственный (людской ресурс) | Другие ресурсы (материальные, информационные) | Результат |
Спасибо за помощь!
Ответы обучающихся оцениваются в соответствии со шкалой, предложенной в таблице 15.
Таблица 15
Шкала оценивания диагностической работы, проводимой в 5 классе после второго проектного модуля (вариант 2)
Задание | Баллы | |||
0 | 1 | 2 | 3 | |
1. Рассмотри внимательно картинку. Опиши, что ты видишь (до семи предложений), в том числе сформулируй противоречие как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) | Нет ответа или ситуация описана в форме сочинения по картинке | Описание ситуации не соответствует представленной информации и не содержит противоречия | Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации, но не содержит противоречия | Описание проблемной ситуации соответствует представленной информации и содержит противоречие |
2. Из предложенных предложений выбери и отметь любым значком те, которые совпадают с твоей формулировкой проблемы и отражают противоречие, которое ты описал в задании 1 | Нет ответа, либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | 1. Выбор проблемы сделан не на основе своего описания проблемной ситуации и противоречия. 2. Дана формулировка проблемы, но она не связана с проблемной ситуацией |
1. Выбор проблемы сделан на основе своего описания проблемной ситуации и противоречия, но формулировка проблемы не соответствует требованиям: отсутствие или недостаток чего-либо, расхождения между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации. 2. Дана своя формулировка проблемы на основе анализа проблемной ситуации, но она не соответствует требованиям |
1. Выбор проблемы сделан на основе своего описания проблемной ситуации и противоречия, формулировка проблемы соответствует требованиям: отсутствие или недостаток чего-либо, расхождения между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации. 2. Дана своя формулировка проблемы на основе анализа проблемной ситуации, которая соответствует всем требованиям |
3. Сформулируй цель: что нужно сделать, чтобы разрешить сформулированную тобой проблему. При формулировке цели используй глаголы действия: разработать, создать, описать, сделать, изучитъ, проверить | Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Цель сформулирована, но не соответствует проблеме | Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ её разрешения | Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ её разрешения |
4. Определи, какой конечный результат (проектный продукт) может быть получен в процессе достижения сформулированной цели | Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Результат выбран, но не адекватен поставленной цели и не решает проблему | Результат выбран, адекватен поставленной цели, которая сформулирована не как способ разрешения проблемы | Результат выбран и адекватен поставленной цели и решает проблему |
5. Какие действия нужно выполнить, чтобы достичь поставленной в задании 4 цели проекта. Составь план | Нет ответа либо за ответы на вопросы 3 и 4 поставлено 0 баллов | Составлен некий перечень действий, не соответствующий цели и проблеме | План соответствует цели, но разработан как перечень действий, без описания ресурсов | План соответствует цели, разработан подробно с описанием всех ресурсов |
В соответствии с данной шкалой производят обработку ответов каждого обучающегося: подсчитывают сумму баллов по всем проектным действиям. Уровень сформированности проектной компетентности определяют на основе следующего диапазона оценок:
менее 5 баллов — ниже минимального базового уровня;
5—8 баллов — минимальный базовый уровень;
9—13 баллов — базовый уровень сформирован в части отдельных проектных действий;
14—15 баллов — базовый уровень проектной компетентности.
Результаты диагностических работ обучающихся позволяют сделать выводы о необходимости внесения корректировок в содержание и процесс реализации следующего модуля (если он предусмотрен). После каждого дополнительного модуля в 5 классе для проведения диагностики может использоваться аналогичная диагностическая работа второго варианта с изменённой ситуацией-иллюстрацией (картинкой).