Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
Целью диагностики в 6 классе также является определение уровня владения основными проектными действиями, относящимися к фазе проектирования. Это анализ и обработка информации, формулировка проблемы, постановка цели, проектирование проектного продукта (результата), планирование проектной деятельности. Однако есть отличие от диагностических работ 5 класса. Они связаны с тем, что ФГОС ООО предполагает развитие у обучающихся основной школы в качестве метапредметного результата смыслового чтения, которое заключается в том, что обучающийся сможет:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста.
Исходя из этого, мы включили в диагностические работы в 6 классе уже не ситуации-иллюстрации (картинки), а ситуации-тексты с серией заданий, требующих записи развёрнутого ответа. При подготовке к проведению диагностики учитель может по своему усмотрению самостоятельно поменять содержание ситуации-текста в диагностической работе на какой-либо другой текст. Использование алгоритмов-памяток в процессе выполнения диагностической работы предполагается только по запросу обучающихся.
Пример диагностической работы по итогам проектного модуля в 6 классе
Дорогой друг!
Ты занимаешься проектной деятельностью второй год. Ты стал специалистом в вопросах проектирования, поэтому мы обращаемся за помощью к тебе: помоги разобраться в описанной ниже ситуации и спроектировать пути решения проблемы. Для этого необходимо выполнить следующие задания.
1. Внимательно ознакомься с предложенной ситуацией.
В нашей школе сложилась хорошая традиция: перед Новым годом дарить сделанные своими руками ёлочные игрушки детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, а также людям из дома-интерната для престарелых и инвалидов. В декабре в школе проводится смотр-конкурс таких новогодних игрушек. Игрушки-победители будут переданы в реабилитационный центр и дом-интернат для украшения новогодних ёлок. Поэтому игрушки должны быть не только новогодними и красивыми, но и безопасными: хорошо крепиться на ёлке, быть изготовленными из соответствующих материалов.
Сформулируй противоречие.
___________________
2. Если в предыдущем вопросе ты не увидел никакого противоречия, то можешь сдать работу учителю. Если противоречие сформулировано, то продолжай выполнять задания. Изложи проблему с соблюдением требований к её формулировке.
(Если выполнение задания вызывает затруднения, попроси у учителя алгоритм формулировки проблемы и отметь в таблице в конце работы, что воспользовался им.)
___________________
3. Сформулируй цель возможного проекта.
(Если выполнение задания вызывает затруднения, попроси у учителя алгоритм формулирования цели и проекного продукта и отметь в таблице в конце работы, что воспользовался им.)
___________________
4. Зафиксируй, какой конечный результат (проектный продукт) может быть получен в процессе достижения сформулированной тобой цели.
___________________
5. Составь план действий по реализации цели.
(Если выполнение задания вызывает затруднения, попроси у учителя алгоритм составления плана и отметь в таблице в конце работы, что воспользовался им.)
Отметь знаком «+», при выполнении каких действий ты пользовался алгоритмом.
№ п/п | Проектное действие | Использование алгоритма |
Формулирование проблемы | ||
Постановка цели и определение проектного продукта | ||
Составление плана действий |
Спасибо за помощь!
Уровень сформированности отдельных проектных действий по результатам выполнения диагностических работ в 6 классе определяется по следующей шкале оценки (табл. 16).
Таблица 16
Шкала оценивания диагностических работ, проводимых в 6 классе
Задание | Баллы | |||
0 | 1 | 2 | 3 | |
1. Внимательно ознакомься с предложенной ситуацией. Сформулируй противоречие | Нет ответа | Противоречие не соответствует описанию проблемной ситуации и не сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) | Противоречие соответствует описанию проблемной ситуации, но не сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) | Противоречие соответствует описанию проблемной ситуации и сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) |
2. Сформулируй проблему | Нет ответа, либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов, либо проблема сформулирована отвлечённо от ответа на вопрос 1 | Проблема сформулирована не на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), неадекватно ему | Проблема сформулирована на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), но не соблюдены требования к её формулировке | Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящее к возникновению проблемной ситуации |
3. Сформулируй цель возможного проекта | Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Цель сформулирована, но не соответствует проблеме | Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ её разрешения | Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ её разрешения |
4. Зафиксируй, какой конечный результат (проектный продукт) может быть получен в процессе достижения сформулированной тобой цели | Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Результат описан в самом общем виде, неадекватен поставленной цели и не решает проблему | Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели,которая сформулирована не как способ разрешения проблемы | Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему |
5. Составь план действий по достижению цели | Нет ответа либо за ответы на вопросы 3 и 4 поставлено 0 баллов | Составлен некий перечень действий, не соответствующий цели и проблеме | План соответствует цели, но разработан как перечень действий без описания ресурсов | План соответствует цели, разработан подробно, с описанием всех ресурсов |
При обработке работы каждого шестиклассника подсчитывают сумму полученных баллов по всем проектным действиям. Уровень сформированности его проектной компетентности можно определить исходя из следующих параметров (табл. 17).
Таблица 17
Показатели для определения уровня сформированности проектной компетентности шестиклассников
Действия с использованием алгоритмов | Действия без использования алгоритмов |
Менее 5 баллов — ниже минимального базового уровня. 5—8 баллов — минимальный базовый уровень. 9—13 баллов — базовый уровень сформирован в части отдельных проектных действий. 14—15 баллов — сформирован базовый уровень |
Менее 5 баллов — минимальный базовый уровень. 5—8 баллов — базовый уровень. 9—13 баллов — высокий уровень сформирован в части отдельных проектных действий. 14—15 баллов — сформирован высокий уровень |
По итогам диагностики учащихся проводят корректировку учебного процесса в следующих проектных модулях, если они предусмотрены в 6 классе.