Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов


Цель диагностики в 7 классе — определение уровня сформированности проектной компетентности. Диагностическая работа учащегося содержит ответы на задания других школьников и шкалы оценки, по которым семиклассники оценивают уровень сформированности проектных действий учащихся, выполнивших эти задания. Они соотносят действия одноклассников, выполнивших работу, с возможным собственным выполнением этих действий, тем самым демонстрируя высокий уровень сформированности своей проектной компетентности.



Пример диагностической работы в 7 классе

Дорогой друг!

Ты уже третий год занимаешься выполнением проектов. Мы считаем тебя экспертом в вопросах проектной деятельности. Предлагаем тебе провести экспертизу диагностической работы твоего младшего товарища. Для этого необходимо выполнить следующие задания.

1. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 1 и оцени его по следующей шкале.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Нет ответа Противоречие не сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) состоянием и не соответствует ситуации Противоречие не сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) состоянием, но соответствует ситуации Противоречие сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) состоянием и соответствует ситуации


Задание 1

Описание ситуации. Ежегодно в нашей школе проводится праздничный концерт по случаю окончания учебного года, где каждый класс выступает с концертным номером. В этом году наш класс решил разучить и исполнить мексиканский танец. Но в Мексике никто из нас не был и никто не представляет, как могут выглядеть костюмы для мексиканского танца: что они включают, какие цвета используются, какие аксессуары нужны к ним.

Противоречие. Прежде чем танцевать, надо подготовиться.

Твоя оценка.

2. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 2 и оцени его по следующей шкале.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Нет ответа, либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов, либо проблема сформулиро вана отвлечённо от ответа на вопрос 1 Проблема сформулирована не на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), неадекватно ему Проблема сформулирована на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), но с не соблюдением требований к формулировке проблемы Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящее к возникновению проблемной ситуации


Задание 2

Проблема. Для того чтобы исполнить мексиканский танец на концерте, у нас нет костюмов.

Твоя оценка.

3. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 3 и оцени его по следующей шкале.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов Цель сформулирована, но не соответствует проблеме Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ её разрешения Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ её разрешения


Задание 3

Цель. Разработать дизайн костюмов.

Твоя оценка.

4. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 4 и оцени его по следующей шкале.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов Результат описан, но не адекватен поставленной цели и не решает проблему Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели, которая сформулирована не как способ разрешения проблемы Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему


Задание 4

Проектный продукт: дизайн костюмов.

Твоя оценка.

5. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 5 и оцени его по следующей шкале.

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
Нет ответа либо за ответы на вопросы 3 и 4 поставлено 0 баллов Составлен некий перечень действий, не соответствующий цели и проблеме План соответствует цели, но разработан как перечень действий без описания ресурсов План соответствует цели, разработан подробно с описанием всех ресурсов


Задание 5

План

1. Сбор информации о мексиканских костюмах.

2. Разработка дизайна костюмов.

3. Изготовление или подбор костюмов.

4. Оценка работы.

Твоя оценка.

Спасибо за помощь!



Правильность (неправильность) проведённых экспертных действий семиклассников можно определить, используя специальные «ключи», подсказывающие, какую оценку должны поставить обучающиеся.

Задание Формулировка противоречия Проблема Цель Продукт План
Баллы 1 3 2 3 1


После проверки ответов по «ключу» определяется уровень проектной компетентности самих семиклассников с использованием следующей шкалы (табл. 18).

Таблица 18

Шкала оценки выполненных экспертных действий в диагностических работах семиклассников

Задание Баллы
0 1 2 3
Все действия для оценки Экспертная оценка не соответствует «ключу» с разницей в 3 балла Экспертная оценка не соответствует «ключу» с разницей в 2 балла Экспертная оценка не соответствует «ключу» с разницей в 1 балл Экспертиза осуществлена без ошибок


Далее подсчитывают сумму баллов по всей работе и определяют уровень проектной компетентности, достигнутый в процессе выполнения экспертизы.

Оценка работы семиклассника в целом осуществляется на основе следующих уровней:

менее 5 баллов — не сформирован высокий уровень проектной компетентности;

6—13 баллов — проявляется высокий уровень проектной компетентности в отдельных проектных действиях.

14—15 баллов — сформирован высокий уровень проектной компетентности;

На основе полученных данных делаются выводы о формах сопровождения индивидуальных проектов в 8—9 классах.






Наверх