Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
Цель диагностики в 7 классе — определение уровня сформированности проектной компетентности. Диагностическая работа учащегося содержит ответы на задания других школьников и шкалы оценки, по которым семиклассники оценивают уровень сформированности проектных действий учащихся, выполнивших эти задания. Они соотносят действия одноклассников, выполнивших работу, с возможным собственным выполнением этих действий, тем самым демонстрируя высокий уровень сформированности своей проектной компетентности.
Пример диагностической работы в 7 классе
Дорогой друг!
Ты уже третий год занимаешься выполнением проектов. Мы считаем тебя экспертом в вопросах проектной деятельности. Предлагаем тебе провести экспертизу диагностической работы твоего младшего товарища. Для этого необходимо выполнить следующие задания.
1. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 1 и оцени его по следующей шкале.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Нет ответа | Противоречие не сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) состоянием и не соответствует ситуации | Противоречие не сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) состоянием, но соответствует ситуации | Противоречие сформулировано как несоответствие между имеющимся (существующим на данный момент) состоянием и желаемым (тем, что хотелось бы, чтобы было в данной ситуации) состоянием и соответствует ситуации |
☑ Задание 1
Описание ситуации. Ежегодно в нашей школе проводится праздничный концерт по случаю окончания учебного года, где каждый класс выступает с концертным номером. В этом году наш класс решил разучить и исполнить мексиканский танец. Но в Мексике никто из нас не был и никто не представляет, как могут выглядеть костюмы для мексиканского танца: что они включают, какие цвета используются, какие аксессуары нужны к ним.
Противоречие. Прежде чем танцевать, надо подготовиться.
Твоя оценка. ☐
2. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 2 и оцени его по следующей шкале.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Нет ответа, либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов, либо проблема сформулиро вана отвлечённо от ответа на вопрос 1 | Проблема сформулирована не на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), неадекватно ему | Проблема сформулирована на основе выявленного в предыдущем вопросе несоответствия (противоречия), но с не соблюдением требований к формулировке проблемы | Проблема сформулирована на основе анализа проблемной ситуации как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящее к возникновению проблемной ситуации |
☑ Задание 2
Проблема. Для того чтобы исполнить мексиканский танец на концерте, у нас нет костюмов.
Твоя оценка. ☐
3. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 3 и оцени его по следующей шкале.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Цель сформулирована, но не соответствует проблеме | Цель соответствует проблеме, но сформулирована не как способ её разрешения | Цель соответствует проблеме и сформулирована как способ её разрешения |
☑ Задание 3
Цель. Разработать дизайн костюмов.
Твоя оценка. ☐
4. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 4 и оцени его по следующей шкале.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Нет ответа либо за ответ на предыдущий вопрос поставлено 0 баллов | Результат описан, но не адекватен поставленной цели и не решает проблему | Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели, которая сформулирована не как способ разрешения проблемы | Проектный продукт описан как материальный или интеллектуальный результат проектной деятельности, адекватен поставленной цели и решает проблему |
☑ Задание 4
Проектный продукт: дизайн костюмов.
Твоя оценка. ☐
5. Внимательно ознакомься с выполненным заданием 5 и оцени его по следующей шкале.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Нет ответа либо за ответы на вопросы 3 и 4 поставлено 0 баллов | Составлен некий перечень действий, не соответствующий цели и проблеме | План соответствует цели, но разработан как перечень действий без описания ресурсов | План соответствует цели, разработан подробно с описанием всех ресурсов |
☑ Задание 5
План
1. Сбор информации о мексиканских костюмах.
2. Разработка дизайна костюмов.
3. Изготовление или подбор костюмов.
4. Оценка работы.
Твоя оценка. ☐
Спасибо за помощь!
Правильность (неправильность) проведённых экспертных действий семиклассников можно определить, используя специальные «ключи», подсказывающие, какую оценку должны поставить обучающиеся.
Задание | Формулировка противоречия | Проблема | Цель | Продукт | План |
Баллы | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 |
После проверки ответов по «ключу» определяется уровень проектной компетентности самих семиклассников с использованием следующей шкалы (табл. 18).
Таблица 18
Шкала оценки выполненных экспертных действий в диагностических работах семиклассников
Задание | Баллы | |||
0 | 1 | 2 | 3 | |
Все действия для оценки | Экспертная оценка не соответствует «ключу» с разницей в 3 балла | Экспертная оценка не соответствует «ключу» с разницей в 2 балла | Экспертная оценка не соответствует «ключу» с разницей в 1 балл | Экспертиза осуществлена без ошибок |
Далее подсчитывают сумму баллов по всей работе и определяют уровень проектной компетентности, достигнутый в процессе выполнения экспертизы.
Оценка работы семиклассника в целом осуществляется на основе следующих уровней:
менее 5 баллов — не сформирован высокий уровень проектной компетентности;
6—13 баллов — проявляется высокий уровень проектной компетентности в отдельных проектных действиях.
14—15 баллов — сформирован высокий уровень проектной компетентности;
На основе полученных данных делаются выводы о формах сопровождения индивидуальных проектов в 8—9 классах.