Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий


3. Этап целеполагания. На данном этапе проектной деятельности осуществляется формулирование цели как способа решения проблемы. В исследовательских проектах это ещё и формулирование гипотезы.

Гипотеза является неотъемлемой структурной единицей именно исследовательского проекта, в начале которого способ решения «знаниевой» проблемы представляется нечётко, в виде предположения, допущения какой-либо зависимости между фактами и явлениями окружающего мира. Гипотеза — положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления; допускает сомнения, требует проверки, а затем превращается в истину или прекращает своё существование.

Исследовательская гипотеза может быть сформулирована:

• как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями или процессами (например, если дают усадку ткани из шерстяных волокон, то и другие такни из натуральных волокон тоже дадут усадку);

• предположение о связи между наблюдаемым явлением (процессом) и его внутренней основой (например, ткань при стирке в воде температурой 60 °C дала усадку на 5%, так как она изготовлена из шерстяных волокон).

Следовательно, дальнейшие действия ученика-проектанта в рамках исследовательского проекта будут направлены на проверку выдвинутой гипотезы.

В качестве научного предположения гипотеза отличается от произвольной догадки тем, что удовлетворяет ряду требований:

- состоятельность гипотезы: возможность объяснять круг явлений и процессов, для анализа которых она выдвигается, не вступая в противоречия с ранее установленными фактами и научными положениями;

- проверяемость гипотезы путём сопоставления выводов, полученных в результате проведённого опыта (изучения источников);

- отсутствие фальсификаций (не подгоняется под результат и не представляется в виде очевидного факта);

- максимально допустимая принципиальная простота гипотезы: возможность объяснять явления или процессы исходя из единого основания.

При формулировании гипотезы используются грамматические конструкции типа: «Если... то...»; «При условии... возможно...»; «Допустим, что...»; «Предположим, что...» и др.



Алгоритм формулирования гипотезы

1. Познакомиться с ситуацией.

2. Выявить непонятный (противоречивый) факт.

3. Попробовать дать объяснение данному факту.

4. Если объяснения нет, или оно вызывает сомнения, или объяснений несколько, необходимо сформулировать предположения — гипотезы, объясняющие данный факт, но требующие проверки.

5. Записать все выдвинутые формулировки гипотез.



После формулирования гипотезы авторы исследовательских проектов переходят к постановке цели. В прикладных проектах цель формулируют сразу после определения проблемы.

Целеполагание — процесс преобразования проблемы в образ предполагаемого желаемого результата, конкретизации способа решения проблемы. Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, сформулированный способ решения проблемы, ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»; она направляет и регулирует человеческую деятельность. В процессе формулирования цели используют глаголы действия: «разработать», «создать», «описать», «сделать», «представить информацию» и др. В исследовательском проекте, где на предыдущем шаге была сформулирована гипотеза, цель будет касаться намерения проверить выдвинутую гипотезу.

На этом этапе определяют, каким будет проектный продукт, принимают решение о том, что будет сделано для достижения цели проекта. В толковом словаре русского языка одно из значений слова «продукт» таково: «результат человеческого труда (обработки, переработки, исследования)». Проектный продукт - ожидаемый результат решения проблемы проекта, фактическое наличие решения заявленной проблемы, которое можно проверить: прочитать, изучить, услышать, увидеть и т. п. Проектный продукт может быть представлен как в материальной (атлас, карта, видеофильм, газета, журнал, буклет, наглядное пособие, коллекция, костюм, фотографии, игрушки, рисунки, открытки, web- сайт, мультимедийный продукт, музыкальное, литературное, иное художественное произведение), так и в интеллектуальной (способы, алгоритмы, модели решения проблемных, исследовательских, творческих задач, описание систем, моделей, эссе, сочинения) форме.

Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. Для того чтобы правильно сформулировать цель, необходимо представить себе как можно больше способов её достижения (решения проблемы) и выбрать из них самый оптимальный.

Грамотно сформулированная цель деятельности обладает следующими характеристиками:

- определено действие, которое приведёт к решению проблемы;

- определён конкретный результат этого действия.



Алгоритм формулирования цели и определения проектного продукта

1. Сформулировать проблему как отсутствие или недостаток чего-либо, расхождение между фактами, приводящие к возникновению проблемной ситуации.

2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), решающие проблему.

3. Выбрать из вариантов и сформулировать конечный результат (продукт).

4. Выявить возможные действия по достижению результата (получению продукта).

5. Выбрать конкретное действие, которое приведёт к конечному результату.

6. Зафиксировать формулировку цели как способ решения проблемы, ответив на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы решить проблему?»



Чётко и грамотно поставленную цель достичь намного легче, чем неясную и размытую. Виден ожидаемый результат, понятен путь, и, как следствие, цель становится мотивирующей и ресурсной, т. е. дающей силы и энергию для того, кто её ставит. При этом хорошо просматриваемая и понятная связь проблемы и цели гарантирует весомую долю успеха проекта (табл. 3).

Таблица 3

Примеры связи между проблемой, целью и результатом

Формулировка проблемы Формулировка цели Проектный продукт
У нас нет готового лоскутного изделия, поэтому мы не можем принять участие в конкурсе «Лоскутные фантазии», который проводит районный Дворец творчества Изготовить изделие в лоскутной технике для участия в конкурсе Лоскутное панно
Отсутствие места для хранения не позволяет мне пополнять мою коллекцию моделей автомобилей Изготовить систему хранения для коллекции машинок к началу следующего месяца Система хранения для коллекции моделей автомобилей








Наверх