Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий


4. Этап концептуализации. Все предыдущие проектные действия пока ещё не позволяют проектанту построить в воображении образ будущего проектного продукта (изделия, услуги) с его конкретными параметрами, характеристиками и свойствами. Однако, чтобы создать продукт, способный решить выявленную в начале проекта проблему, важно чётко его представить, создать образ, сконструировать модель. На этапе концептуализации формируется и уточняется его образ и свойства, определяются общие подходы к его получению, разрабатываются критерии соответствия получаемого проектного результата (продукта) ожидаемому образу. Для этого необходимо определить признаки этого объекта, позволяющие сформировать более чёткое представление о нём и понимание его отличий от других подобных объектов.

В связи с этим определим задачи этого этапа.

1. Найти недостающую информацию для определения характеристик продукта в целом и отдельных его элементов. Основной результат работы обучающихся с информацией — набор необходимых сведений о возможных свойствах тех ожидаемых проектных продуктов, которые рассматриваются ими в процессе принятия окончательного решения как альтернативные. 

На этом этапе в качестве первоначальных вариантов проектного продукта автор проекта генерирует (придумывает) его образы и обязательно фиксирует их на бумаге в виде эскизов, набросков с короткими комментариями. Причём качество этих графических изображений не так важно, чего нельзя сказать об их количестве. Чем больше таких вариантов появится, тем больше возможностей для их комбинаций, интересных решений и, следовательно, для выбора оптимальной во всех отношениях идеи будущего проектного продукта.

2. Уточнить образ проектного продукта, т. е. представление проектанта, в том числе условное или мысленное, о форме ожидаемого проектного продукта (о форме результата действий по решению проблемы).

3. Разработать модель проектного продукта (при необходимости). Модель — визуально зафиксированный (в текстовом или графическом формате) образ (изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) проектного продукта. Таким образом, проектный продукт является оригиналом данной модели, а модель используется в проекте в качестве его заместителя или представителя на этапе проектирования. Модель позволяет сформировать предварительное знание о процессах и объектах, недоступных для непосредственного восприятия. Создавая модель, ученик должен понимать, что ни одна модель не способна полноценно заменить изображаемый объект, так как она отображает только некоторые из его свойств. Но иногда при расчётах предполагаемых показателей продукта, при оценке возможных рисков, связанных с процессом его появления, разработка и описание внешнего вида модели может быть не просто полезной, но и единственной возможностью представить и изучить особенности характеристик этого объекта.

Все модели можно условно разделить на два основных класса (табл. 4): материальные или предметные (передают физические, геометрические и иные свойства объектов в материальной форме: анатомический муляж, глобус, макет здания и др.) и информационные (в образной форме: фотографии, рисунки, плакаты; в знаковой форме: формула, текст, таблица, схема, график, диаграмма, карта и др.).

Таблица 4

Примеры моделей ожидаемого проектного продукта

Пример материальных моделей Пример информационных моделей
Макет крепости из бумаги
Чертёж детали
Макет планеты Земля из пластика
Эскиз платья


4. Создать перечень характеристик продукта — критериев его оценки, поскольку обучающийся должен уметь прогнозировать, используя известные технологии, выходы (характеристики продукта) в зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов. Критерии — это перечень признаков (качественных или количественных показателей), на основании которых будет осуществлена оценка качества данного продукта (объекта, процесса, явления). Критерии оценки планируемого результата должны быть:

- конкретными и точными, а не абстрактными и отвлечёнными;

- надёжными и достоверными, чтобы исключать субъективные ошибки при оценке;

- однозначными и понятными как для экспертов, так и для авторов проектов.



Алгоритм разработки критериев проектного продукта

1. Определить проектный продукт, для оценки которого будут составлены критерии.

2. Перечислить все возможные признаки проектного продукта.

3. Выбрать из этого списка признаки, которые будут являться критериями для оценки данного проектного продукта.

4. Зафиксировать полученный список.

5. Определить степень проявления критерия (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.









Наверх