Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
5. Этап планирования. На этом этапе предполагается деятельность по разработке плана проекта. Понятие «план» можно рассматривать в двух аспектах:
1) заранее намеченная система действий по достижению цели, предусматривающая порядок, последовательность, ресурсы, сроки их выполнения;
2) текст, документ с изложением такого предусмотренного порядка.
Ученик сможет разработать план своего проекта, если последовательно даст ответы на следующие вопросы.
1. Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь — от исходной проблемы до цели проекта — на отдельные этапы и определить задачи.
2. Как будут решаться эти задачи? Ответ на этот вопрос поможет определить способы работы на каждом этапе.
3. Когда это будет делаться? Ответ поможет определить сроки работы.
4. Что уже есть для выполнения предстоящей работы, чем можно воспользоваться? Ответ поможет выявить имеющиеся ресурсы.
5. Чего пока не хватает, чему предстоит научиться? Выявление недостающих ресурсов и т. д.
Алгоритм составления плана
1. Определить действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели.
2. Последовательно записать эти действия в таблицу.
3. Указать срок, который необходим, чтобы каждое действие было завершено.
4. Назначить ответственных за каждое действие и записать их (имена или номер (название) группы) в таблицу (если деятельность коллективная).
5. Определить перечень остальных ресурсов (материальных, информационных и т. д.), необходимых для осуществления данного действия.
6. Определить результат каждого действия.