Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий


6. Этап реализации проекта. Направлен на создание проектного продукта в соответствии с разработанным планом.

Основные виды проектных действий на этапе реализации.

1. Поиск, обработка и анализ информации. Внимание учеников акцентируется на сформулированных проблеме и цели проекта. В связи с этим им необходимо определить, какого рода данных не достаёт, подобрать нужные источники, осуществить сбор и анализ сведений с помощью технологии преобразования и использования информации.



Алгоритм работы с информацией

1. Сформулировать цель работы с информацией (для чего?).

2. Определить источники информации (где?). 

3. Определить методы сбора информации (как?).

4. Осуществить поиск и сбор информации.

5. Проанализировать информацию — определить главное и существенное, выделить смысловые части, причинно-следственные связи в информации.

6. Интерпретировать информацию — сформулировать выводы на основе проведённого анализа.



Возможно, часть информации об объекте проектирования ученик получит путём экспериментальной работы. Эксперимент — это непродолжительное по времени исследование, позволяющее зафиксировать количественные или качественные характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Эксперимент служит доказательством сделанного учителем или прочитанного в учебнике утверждения о характеристиках и свойствах какого-то объекта.

Иногда участникам проектной деятельности необходима информация от эксперта — специалиста в той или иной области. Например, для определения характеристик и потребностей современного рынка труда и современных требований к кадрам в различных компаниях возможно потребуются консультации с менеджером по персоналу или менеджером кадрового агентства.

Чтобы поиск информации не занял у учащихся слишком много времени, учитель должен помочь им поставить реально выполнимые цели и составить предварительный план сбора необходимой информации (табл. 5).

Таблица 5

План сбора необходимой информации проекта

№ п/п Необходимая информация Возможные источники Метод сбора Дата Способ представления результата


2. Создание продукта предполагает выполнение определённых действий с его предметным содержанием. Чаще всего это познавательные действия, специфические для данной предметной области, которые на данном этапе выполняют роль организационно-ресурсного обеспечения предметной деятельности. Независимо от того, что представляет собой проектный продукт (даже если это небольшая статья, выполненная в письменном виде), в ходе проекта следует заполнять дневник проекта, чтобы впоследствии легче было подготовить отчёт о ходе и результатах проектной деятельности.

3. Контроль и корректировка плана. Иногда условия реальной деятельности вынуждают человека вносить определённые изменения в первоначальный замысел. Следовательно, необходим контроль и, возможно, коррективы первоначального замысла. Контроль — наблюдение над чем-нибудь в целях проверки, а корректировка — частичное изменение, исправление, правка.

Возможно, у проектанта могут возникнуть трудности объективного характера. Например, у многих подростков пока не сформировано чувство времени. Им часто кажется, что его достаточно, можно не торопиться и отложить работу, а потом этого времени может не хватить. Учителю важно подумать, стоит ли вмешиваться и подгонять, может быть, данному ученику полезно попасть в цейтнот. Есть люди, которые эффективнее работают в условиях дефицита времени, правда, это не относится, например, к тревожным детям. В любом случае, выстраивая своё взаимодействие с учащимися, надо хорошо представлять себе их индивидуальные особенности и обращать внимание учеников на оставшееся время.

В 8—9 классах данные проектные действия педагогически более корректно назвать действиями самоконтроля и самокорректировки. Учителю важно на этапе разработки продукта акцентировать внимание школьника на выявлении причин внесения коррективов, чтобы предупредить их в будущих проектах.



Алгоритм контроля и корректировки плана

1. Воспроизвести план проекта (обратиться к проектной документации).

2. Проверить все реализованные на текущий момент действия, сроки, ресурсы, результаты, указанные в плане (проконтролировать реализацию плана).

3. В случае обнаружения несоответствий в действиях, сроках, промежуточных результатах внести необходимые изменения в разделы плана (скорректировать план).

4. Зафиксировать изменения в плане.









Наверх