Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий


7. Этап презентации и оценки проектного продукта. Данный этап предполагает публичное представление созданного проектного продукта и проведение процедуры его оценки.

Первым шагом в проведении публичного представления проектного продукта является подготовка материалов к презентации. Основным источником материалов должен стать дневник проекта, который поможет проектанту сделать рефлексивную оценку своей работы. На основе письменных материалов можно проанализировать и дать оценку: что удалось и что не удалось; почему не получилось задуманное; все ли усилия были приложены, чтобы преодолеть возникшие трудности; насколько были обоснованы изменения, внесённые в первоначальный план.

Презентация проектного продукта (результата) с демонстрацией способа решения заявленной проблемы, а также индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании предполагает следующие действия:

- выбор способа презентации;

- разработка критериев публичного выступления, которые послужат ориентирами в его подготовке и основаниями для оценки выступления;

- подготовка устного выступления (изложение хода разработки и реализации проекта с использованием наглядных средств);

- оформление демонстрационной версии проектных материалов в виде мультимедийной презентации, стендовых материалов, раздаточных материалов (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);

- публичное представление результатов проекта.

Все эти действия должны быть подчинены одной цели - наилучшим образом показать результат работы и компетентность её автора, которую он приобрёл в процессе этой работы. При этом ученик должен понимать, что основная идея, которая должна пронизывать всю презентацию, — насколько выявленная и сформулированная проблема решена в рамках данного проекта.

Ознакомьтесь с шаблоном лексических конструкций, которыми можно воспользоваться при подготовке к выступлению.



Введение

Тема проекта ...

Мы выбрали эту тему, потому что... (Я выбрал эту тему, потому что...)

Основная часть

Основанием для проекта стала следующая ситуация...

Исходя из анализа ситуации, проблема была сформулирована следующим образом...

Цель проекта...

Проектный продукт был представлен следующим образом...

Критериями качества ожидаемого продукта стали...

План работы включал следующие действия... (Указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы.) Мы начали свою работу стого, что... (Я начал свою работу стого, что...)

В ходе работы мы столкнулись со следующими проблемами...

Чтобы справиться с возникшими проблемами, мы (я) отклонился от плана... (Указать, когда был нарушен график работы.)

План работы был нарушен, потому что...

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как...

Но всё же мне удалось достичь цели проекта, потому что... 

Заключение

Если бы я начал работу заново, я бы...

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы...

Я думаю, что решил проблему своего проекта, так как... Работа над проектом показала мне... (Написать, что узнал о себе и о проблеме, над которой работал.)



Конечно, не обязательно в 5 классе пользоваться этим шаблоном в полном объёме, но в старших классах отчёты о работе над проектом должны быть более развёрнутыми, глубокими и самостоятельными.

Можно выделить две основные проблемы презентации — выступление (речь) и регламент. Регламент презентации предоставляет не более 7—10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая была проделана в течение нескольких месяцев и была связана с обработкой большого объёма информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Очень важно научить школьников выбирать главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать его с листа, а лишь сверять с основными мыслями и ничего не упустить.



Алгоритм подготовки и проведения презентации проектного продукта

1. Сформировать содержание для представления проектного продукта.

2. Выбрать формы презентации в соответствии с предметным содержанием и видом проектного продукта.

3. Подготовить демонстрационные материалы.

4. Разработать критерии публичного выступления.

5. Подготовить устное выступление для защиты проектного продукта: комментарии, аргументация позиции. 

6. Провести презентацию: представить проектный продукт, ответить на вопросы.



При проведении презентации проектного продукта, кроме оценки публичного выступления, оценивают и сам продукт. Оценка — мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего- нибудь. Произвести оценку качества проектного продукта — значит установить соответствие этого продукта определённым требованиям, критериям. Поскольку эти критерии были выдвинуты заранее, на этапе проектирования, определить качество проектного продукта для ученика не составляет труда. По сути, надо соотнести характеристики ожидаемого результата с полученным результатом и сделать вывод, в какой степени они соответствуют друг другу.



Алгоритм оценки проектного продукта

1. Ознакомиться с представленным (созданным) проектным продуктом.

2. Провести сравнение характеристик созданного проектного продукта с характеристиками запланированного проектного продукта по заранее сформулированным критериям.

3. Зафиксировать полученные результаты сравнения (в количественном виде).

4. Сформулировать вывод о соответствии (несоответствии) созданного проектного продукта запланированному проектному продукту.









Наверх