Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова
Содержание методического пособия
Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»
1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании
Содержание раздела 1 части 1
Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
2.2. Механизм организации проектной деятельности
2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников
Содержание раздела 2 части 1
Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»
Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах
4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах
4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)
Содержание раздела 4 части 1
Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся
5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов
5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов
Содержание раздела 5 части 1
Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах
1. Проектный модуль «Здоровое питание»
2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»
Содержание части 2
2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий
8. Этап рефлексии действий в проекте. Рефлексия — осознание учеником способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений. Рефлексия — особая система действий, а не просто обдумывание. Мысленно проследить последовательность проектных действий недостаточно, необходимо выявить смысл событий, связи замысла и реализации, цели и результата. Все эти связи и должны стать предметом рефлексии.
Алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности
1. Вспомнить все этапы проектной деятельности.
2. Оценить по определённым критериям проектную деятельность.
3. Зафиксировать полученные результаты оценки в проектной документации: заполнить таблицу оценки, посчитать баллы.
4. Сформулировать вывод об успешности проектной деятельности.
Варианты осуществления рефлексии.
1. Учащиеся заполняют по алгоритму осуществления рефлексии проектной деятельности лист самоконтроля (табл. 6).
Таблица 6
Лист самоконтроля в проекте
Этапы проекта | Трудности, меры преодоления | Срок сдачи по плану | Срок сдачи реальный | Самооценка | Оценка учителя |
1 | |||||
2 | |||||
и т.д. |
2. Школьники отвечают на вопросы.
• Чему я научился во время работы над проектом?
• Что я узнал нового, что понял про себя за время работы?
• Что мне было необходимо для эффективной работы над проектом?
• Каких знаний, умений, навыков мне не хватает?
• Что для меня является главным результатом проектной деятельности?