Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников 5-9 классы
Методическое пособие. Авторы О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова




Содержание методического пособия


Введение

Часть 1. Методические рекомендации по формированию проектной компетентности школьников в предметной области «Технология»
Раздел 1. Государственные требования к организации, содержанию и результатам проектной деятельности школьников в технологическом образовании

Содержание раздела 1 части 1

1.1. Содержание и планируемые образовательные результаты предметной области «Технология»

1.2. Проектная компетентность обучающегося как результат образовательной деятельности


Раздел 2. Общие подходы к организации проектной деятельности в 5 - 9 классах

Содержание раздела 2 части 1

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий

2.2. Механизм организации проектной деятельности

2.3. Система диагностики проектной компетентности школьников


Раздел 3. Проектный модуль как основная форма организации проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов в рамках учебного предмета «Технология»

Содержание раздела 3 части 1

3.1. Технологическая карта проектного модуля

3.2. Разноуровневые задания как дидактический инструмент формирования и развития проектной компетентности обучающихся


Раздел 4. Учебное проектирование в 8 - 9 классах

Содержание раздела 4 части 1

4.1. Механизм организации учебного индивидуального проектирования в 8 - 9 классах

4.2. Паспорт учебного проекта (на примере фрагмента проекта «Умная фреза»)


Раздел 5. Инструменты диагностики уровня проектной компетентности обучающихся

Содержание раздела 5 части 1

5.1. Периодическая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.2. Текущая диагностика результатов проектной деятельности обучающихся 5 - 7 классов

5.3. Оценка уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 8 - 9 классов


Часть 2. Практика реализации проектных модулей на уроках технологии в 5 - 7 классах

Содержание части 2

1. Проектный модуль «Здоровое питание»

2. Проектный модуль «Лоскутное шитьё»

3. Проектный модуль «Шаблоны для ажурной резьбы»

4. Проектный модуль «Юбка в стиле “стиляги”»


Рекомендуемая литература

2.1. Проектная деятельность: этапы, содержание деятельности, алгоритмы проектных действий


8. Этап рефлексии действий в проекте. Рефлексия — осознание учеником способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений. Рефлексия — особая система действий, а не просто обдумывание. Мысленно проследить последовательность проектных действий недостаточно, необходимо выявить смысл событий, связи замысла и реализации, цели и результата. Все эти связи и должны стать предметом рефлексии.



Алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности

1. Вспомнить все этапы проектной деятельности.

2. Оценить по определённым критериям проектную деятельность.

3. Зафиксировать полученные результаты оценки в проектной документации: заполнить таблицу оценки, посчитать баллы.

4. Сформулировать вывод об успешности проектной деятельности.



Варианты осуществления рефлексии.

1. Учащиеся заполняют по алгоритму осуществления рефлексии проектной деятельности лист самоконтроля (табл. 6).

Таблица 6

Лист самоконтроля в проекте

Этапы проекта Трудности, меры преодоления Срок сдачи по плану Срок сдачи реальный Самооценка Оценка учителя
1
2
и т.д.


2. Школьники отвечают на вопросы.

• Чему я научился во время работы над проектом?

• Что я узнал нового, что понял про себя за время работы?

• Что мне было необходимо для эффективной работы над проектом?

• Каких знаний, умений, навыков мне не хватает?

• Что для меня является главным результатом проектной деятельности?






Наверх